Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      Переход на бюджетную систему с двухуровневым  делением местного бюджета, когда выделяются муниципальные и поселенческие бюджеты, в Российской Федерации можно рассматривать как одно из направлений реализации принципов самостоятельности и полноты. 

      7. Принцип сбалансированности  бюджета

      Рассматриваемый принцип заключается в том, что  объем предусмотренных бюджетом     расходов     должен  соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и  поступлений из источников финансирования его дефицита. Кроме того, необходимо отметить, что при составлении, 'утверждении   и   исполнении   бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации  размера дефицита бюджета. Исторический опыт различных стран показывает, что величина бюджетного дефицита не должна   превышать   предельно  допустимый   размер, определяемый   5%  валового  национального  продукта. В свою  очередь,   дефицит,   превышающий   предельно допустимые размеры, требует скорейшего принятия такт мер,   которые   могли бы   привести   к его быстрейшему сокращению. 

      8. Принцип эффективности  и экономности  использования бюджетных средств

      Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. Наилучшие возможные результаты должны достигаться с меньшими затратами для государства. 

      9. Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов

      Принцип общего покрытия расходов означает, что  все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов и источников финансирования его дефицита. Этот принцип дополняет принцип сбалансированности бюджета. 

      10. Принцип гласности  бюджетирования

      Принцип гласности предполагает:

  1. обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  2. обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решения по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

      Следовательно, принцип гласности обязывает  органы власти публиковать бюджет и ход бюджетного процесса. В то же время допускаются исключения из этого принципа, когда дело касается высших государственных интересов и связано с сохранением государственной и военной тайны. 

      11. Принцип достоверности  бюджета

      Принцип достоверности бюджета — это надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов расходов и доходов бюджета. В масштабе государства это означает, что для составления реалистического бюджета нужны реалистические прогнозы по ВВП, по динамике доходов, зарплат, занятости и безработице, численности дошкольников, школьников, пенсионеров и т.п. Необходимо отразить связь и влияние факторов социально-экономического развития на статьи доходов и расходов бюджета. Признаком хорошо развитой бюджетной системы является использование экономико-математического и статистического аппарата, формул для описания влияния факторов, определяющих доходные и расходные статьи бюджетов.

      Совпадение  отчетных данных об исполнении бюджета в целом и по статьям с утвержденными показателями принятого бюджета в решающей мере зависит от качества сделанных прогнозов. 

      12. Принцип адресности  и целевого характера  бюджетных средств.

      Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Принцип адресности в бюджетных системах других государств формируется как принцип специализации кредитов (т.е. выделенных на определенные расходы средств). В структуре расходов бюджета реализации этого принципа в Российской Федерации способствует ведомственная классификация расходов, в соответствии с которой бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением их направления на финансирование конкретных целей. 

      13. Принцип равенства  бюджетных прав  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

      Рассматриваемый принцип означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными. 

      Основной  целью принципов бюджетной системы  является построение такой бюджетной системы, которая при наиболее оптимальном использовании финансовых ресурсов государства отражает федеративное устройство Российской Федерации в сочетании с самостоятельностью муниципалитетов, т.е. принципы выражают требования, предъявляемые к организации и устройству бюджетной системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ТЕМА 3

      Бюджетная классификация и  бюджетное планирование в России 

      План  лекций

  1. Понятие бюджетной классификации и ее значение для бюджетного планирования.
  2. Содержание бюджетной классификации.
  3. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации.
  4. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации.
  5. Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации.
  6. Классификация источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.
  7. Классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга.
  8. Классификация видов государственных внешних долга Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации.
  9. Ведомственная классификация расходов федеральной бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации местных бюджетов.
 

      1. Понятие бюджетной  классификации и  ее значение для бюджетного планирования 

      Основным  методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

      Бюджетная классификация - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется для:

  • составления, утверждения и исполнения бюджета;
  • контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
  • обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

•  составления консолидированных бюджетов всех уровней.

      Бюджетная классификация утверждена Федеральным  законом «О бюджетной классификации в Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ (в редакции от 5 августа 2000 г. № 115-ФЗ). В нее входят: классификация доходов бюджетов; классификация расходов бюджетов; классификация источников финансирования дефицитов бюджетов; классификация видов государственных долгов России, субъектов Федерации и местных органов власти.

      На  основании Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 23 декабря 2004 г. № 174-ФЗ с 1 января 2005 г. введена новая бюджетная классификация. Внесение изменений в бюджетную классификацию вызвано необходимостью приведения ее структуры и содержания в соответствие с целями и задачами реформы бюджетного процесса Российской Федерации, а также приближения ее к требованиям международных стандартов финансовой отчетности. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2004 г. № 114н утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней. Коды бюджетной классификации включены в состав номеров счетов бюджетного учета учреждений и органов, занимающихся исполнением бюджетов.

      Это позволит осуществлять сквозной анализ движения доходов и расходов бюджетов в бухгалтерском учете всех участников бюджетного процесса. 

      2. Содержание бюджетной  классификации

     Бюджетная классификация предусматривает  присвоение объектам классификации соответствующих группировочных кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также отчетов об их исполнении.

     Бюджетная классификация включает в себя следующие  группировки:

  • классификацию доходов бюджетов РФ;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга;

•  классификацию видов  государственных  внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ.

      При этом необходимо отметить, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, но не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации. 

      3. Классификация доходов бюджетов РФ

      Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основывается на законодательстве РФ, определяющем источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из подгрупп и статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения.

      Все доходы бюджета РФ делятся на следующие  группы:

      - доходы;

      - безвозмездные поступления;

      - доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.

      Каждая  группа состоит из подгрупп. Например, группа «Доходы» состоит из таких подгрупп, как:

  • «Налоги на прибыль, доход»;
  • «Налоги и взносы на социальные нужды»;
  • «Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации»;
  • «Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации»;
  • «Налоги на совокупный доход»;
  • «Налоги на имущество»;
  • «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами»;
  • «Государственная пошлина, сборы»;
  • «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам»;
  • «Доходы от внешнеэкономической деятельности»;
  • «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности»;
  • «Платежи при пользовании природными ресурсами»;
  • «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства»;
  • «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов»;
  • «Административные платежи и сборы»;
  • «Штрафы, санкции, возмещение ущерба»;
  • «Прочие неналоговые доходы»;
  • «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет»;

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России