Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      Для обоих вариантов основные показатели перспективного финансового плана разрабатываются с учетом положений нормативных правовых актов, влияющих на доходы бюджетной системы Российской Федерации, и с учетом их изменений в соответствии с основными направлениями налоговой и таможенной политики.

      По  решению Бюджетной комиссии могут  разрабатываться дополнительные варианты основных показателей перспективного финансового плана.

      На  третьем этапе разрабатывается и утверждается проект перспективного финансового плана. Проект перспективного финансового плана разрабатывается Министерством финансов Российской Федерации, рассматривается Бюджетной комиссией и одобряется Правительством Российской Федерации. 

      5. Порядок составления  проекта бюджета

      Бюджетное планирование позволяет определить объем, источники и направления  использования бюджетных ресурсов на каждом уровне бюджетной системы РФ. Бюджетное планирование является необходимым элементом функционирования бюджетной системы и частью бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяются направления движения бюджетных средств в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития и перспективным финансовым планом для соответствующих территорий.

      Бюджетное планирование включает в себя:

  • определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на каждом уровне бюджетной системы РФ;
  • формирование расходов бюджетов на основе расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг;
  • установление направлений использования бюджетных средств.

      Этапы бюджетного планирования:

1)составление проектов бюджетов финансовыми органами различных уровней;

2) рассмотрение проектов бюджетов в органах исполнительной власти;

3) рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в органах законодательной власти различных уровней и органах местного самоуправления;

4) поквартальное распределение финансовыми органами федерального, регионального и муниципального уровней доходов и расходов, составление сводных бюджетных росписей.

      В ходе бюджетного планирования происходит:

  • распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы;
  • на каждом уровне бюджетной системы определяется объем государственных и муниципальных заимствований и размеры бюджетных резервов;
  • устанавливается величина и источники покрытия бюджетного дефицита;
  • определяется верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным годом;
  • распределение по субъектам Российской Федерации средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федерального фонда компенсаций (по видам субвенций), Федерального фонда софинансирования социальных расходов (по видам субсидий), Федерального фонда регионального развития (по видам субсидий) и др.

      Правовые основы бюджетного планирования определяются Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, уставами субъектов РФ, Бюджетным Кодексом РФ. 

      6. Бюджетное планирование  и его структура

      Бюджетное планирование позволяет определить объем, источники и направления использования бюджетных ресурсов на каждом уровне бюджетной системы РФ. Бюджетное планирование является необходимым элементом функционирования бюджетной системы и частью бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяются направления движения бюджетных средств в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития и перспективным финансовым планом для соответствующих территорий.

      Бюджетное планирование включает в себя:

  • определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на каждом уровне бюджетной системы РФ;
  • формирование расходов бюджетов на основе расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг;
  • установление направлений использования бюджетных средств.

      Этапы бюджетного планирования:

  1. составление проектов бюджетов финансовыми органами различных уровней;
  2. рассмотрение проектов бюджетов в органах исполнительной власти;
  3. рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в органах законодательной власти различных уровней и органах местного самоуправления;
  4. поквартальное распределение финансовыми органами федерального, регионального и муниципального уровней доходов и расходов, составление сводных бюджетных росписей.

      В ходе бюджетного планирования происходит:

  • распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы;
  • на каждом уровне бюджетной системы определяется объем государственных и муниципальных заимствований и размеры бюджетных резервов;
  • устанавливается величина и источники покрытия бюджетного дефицита;
  • определяется верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным годом;
  • распределение по субъектам Российской Федерации средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федерального фонда компенсаций (по видам субвенций), Федерального фонда софинансирования социальных расходов (по видам субсидий), Федерального фонда регионального развития (по видам субсидий) и др.

      Правовые  основы бюджетного планирования определяются Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ, уставами субъектов РФ, Бюджетным Кодексом РФ. 

      7. Методы бюджетирования

      Обоснование проекта бюджетных расходов ведется органами исполнительной власти с использованием различных методов бюджетирования.

      Наиболее  традиционным методом обоснования  расходов служит метод постатейного бюджетирования. Основной смысл этого метода состоит в детальном обосновании (калькуляции) отдельных статей расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов. Серьезный минус этого метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.

      Идеи  разработки исполнительского бюджета возникли в конце 30-х и были реализованы в послевоенный период. Суть этого метода заключается в том, что он обращает внимание не только на затраты, но прежде всего на то, что именно в результате этих затрат будет сделано той или иной организацией, эффективна ли ее внутренняя структура и технология работы. Исходя из функций бюджетных организаций и задач, которые они должны выполнить, проводится так называемый операционный анализ деятельности их подразделений.

      Метод исполнительского бюджета нацеливает бюджетные организации на повышение производительности (количественно измеримого результата на единицу денежных затрат) и изменение в этих целях своей организационной структуры и технологии работы.

      Однако  этот метод, обращая внимание на внутреннюю структуру организаций и технологию их работы, не рассматривает вопрос о целесообразности финансирования этих организаций, необходимости их деятельности.

      Внедрение метода планово-программного бюджетирования (или ориентированного на результат бюджетирования) в 60-е годы прошлого века в США было связано с масштабным внедрением в бюджетный процесс элементов планирования и программирования. Использование метода ППБ означает, что исходным звеном для составления плана расходов становятся не государственные учреждения, а программы, разрабатываемые для достижения общественно значимых целей. Учреждения же рассматриваются лишь как институты, которые могут принять участие в реализации этих программ и тем самым претендовать на получение части бюджетных ассигнований. Таким образом, исходным пунктом при разработке бюджета методом ППБ становится определение общественно значимых целей.

      Метод ППБ делает акцент на экономическом  анализе затрат-результатов, альтернативных программах, оценке общеэкономических  последствий бюджетных расходов. Он также предполагает расширение временного горизонта, поскольку программы почти никогда не укладываются в один бюджетный год. Основной недостаток данного метода -сложность разработки системы показателей социальной и экономической эффективности государственных расходов.

      Суть  метода нулевого бюджетирования заключается в периодическом и полном пересмотре функций и расходов государственных организаций. Давно работающие организации время от времени должны составлять и защищать свои бюджеты как вновь создаваемые учреждения.

      Нулевое бюджетирование предполагает, что ведомства составляют свои проекты бюджета с "чистого листа" без учета плановых и фактических показателей прошлых периодов, что влечет за собой устранение излишних затрат, переходящих из периода в период. 

      8. Процедура рассмотрения  бюджета

      с 1 января 2006 года действует схема бюджетного процесса, которая состоит из следующих этапов:

      До 1 марта текущего года Правительство России утверждает макроэкономический прогноз на три года, уточняет порядок и сроки подготовки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, проекта перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

      До 1 апреля текущего года Правительство Российской Федерации рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, уточняет принципы и подходы к распределению бюджетных средств, приоритеты в их использовании; дает поручения по подготовке проектов правовых актов, влияющих на расходные обязательства Российской Федерации, а также проектов новых федеральных целевых программ. В то же время субъекты финансового планирования представляют в Правительство России первую часть докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности.

      До 1 мая Правительство Российской Федерации утверждает основные положения доклада Правительства России о результатах и целях бюджетной политики; рассматривает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации новые законопроекты, влияющие на расходные обязательства; уточняет основные показатели макроэкономического прогноза. В эти же сроки субъекты финансового планирования представляют в Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обоснование |проектов новых бюджетных целевых программ в пределах бюджетных ограничений. 

      До 1 июня Правительство России рассматривает и утверждает основные направления денежно-кредитной политики, перспективный финансовый план на три года и основные характеристики проекта федерального бюджета на очередной финансовый год; новые федеральные целевые программы; уточненный объем действующих обязательств; основные показатели распределения бюджета принимаемых обязательств на три года.      

      До 10 июня Министерство финансов Российской Федерации доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы действующих и принимаемых обязательств на очередной финансовый год и последующие два года.

      До 1 июля субъекты бюджетного планирования представляют в Министерство финансов распределение средств бюджетов действующих и принимаемых обязательств по бюджетным целевым программам и статьям бюджетной классификации (на очередной финансовый год); уточненные доклады о результатах и основных направлениях деятельности. В эти же сроки Государственная Дума принимает федеральные законы, влияющие на 7 формирование доходов и расходов федерального бюджета.

      До 1 августа Министерство финансов уточняет проект бюджета. 

      До 26 августа Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной финансовый год. Одновременно с рассмотрением этого проекта изучается проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год.

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России