Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция
Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России
Для обоих вариантов основные показатели перспективного финансового плана разрабатываются с учетом положений нормативных правовых актов, влияющих на доходы бюджетной системы Российской Федерации, и с учетом их изменений в соответствии с основными направлениями налоговой и таможенной политики.
По решению Бюджетной комиссии могут разрабатываться дополнительные варианты основных показателей перспективного финансового плана.
На
третьем этапе разрабатывается и утверждается
проект перспективного финансового плана.
Проект перспективного финансового плана
разрабатывается Министерством финансов
Российской Федерации, рассматривается
Бюджетной комиссией и одобряется Правительством
Российской Федерации.
5. Порядок составления проекта бюджета
Бюджетное планирование позволяет определить объем, источники и направления использования бюджетных ресурсов на каждом уровне бюджетной системы РФ. Бюджетное планирование является необходимым элементом функционирования бюджетной системы и частью бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяются направления движения бюджетных средств в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития и перспективным финансовым планом для соответствующих территорий.
Бюджетное планирование включает в себя:
Этапы бюджетного планирования:
1)составление проектов бюджетов финансовыми органами различных уровней;
2) рассмотрение проектов бюджетов в органах исполнительной власти;
3) рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в органах законодательной власти различных уровней и органах местного самоуправления;
4) поквартальное распределение финансовыми органами федерального, регионального и муниципального уровней доходов и расходов, составление сводных бюджетных росписей.
В ходе бюджетного планирования происходит:
Правовые
основы бюджетного планирования определяются
Конституцией РФ, конституциями республик
в составе РФ, уставами субъектов РФ, Бюджетным
Кодексом РФ.
6. Бюджетное планирование и его структура
Бюджетное планирование позволяет определить объем, источники и направления использования бюджетных ресурсов на каждом уровне бюджетной системы РФ. Бюджетное планирование является необходимым элементом функционирования бюджетной системы и частью бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяются направления движения бюджетных средств в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития и перспективным финансовым планом для соответствующих территорий.
Бюджетное планирование включает в себя:
Этапы бюджетного планирования:
В ходе бюджетного планирования происходит:
Правовые
основы бюджетного планирования определяются
Конституцией РФ, конституциями республик
в составе РФ, уставами субъектов РФ, Бюджетным
Кодексом РФ.
7. Методы бюджетирования
Обоснование проекта бюджетных расходов ведется органами исполнительной власти с использованием различных методов бюджетирования.
Наиболее традиционным методом обоснования расходов служит метод постатейного бюджетирования. Основной смысл этого метода состоит в детальном обосновании (калькуляции) отдельных статей расходов в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетополучатели составляют сметы своих планируемых расходов, которые анализируются и корректируются распорядителями бюджетных средств, а затем передаются на согласование в правительство. В случае, если общая сумма сметных заявок превышает величину запланированных бюджетных доходов, то выявляются приоритетные затраты, а по остальным проводится сокращение расходов. Серьезный минус этого метода бюджетирования заключается в том, что не анализируется эффективность, а, следовательно, необходимость финансирования того или иного ведомства в целом.
Идеи разработки исполнительского бюджета возникли в конце 30-х и были реализованы в послевоенный период. Суть этого метода заключается в том, что он обращает внимание не только на затраты, но прежде всего на то, что именно в результате этих затрат будет сделано той или иной организацией, эффективна ли ее внутренняя структура и технология работы. Исходя из функций бюджетных организаций и задач, которые они должны выполнить, проводится так называемый операционный анализ деятельности их подразделений.
Метод исполнительского бюджета нацеливает бюджетные организации на повышение производительности (количественно измеримого результата на единицу денежных затрат) и изменение в этих целях своей организационной структуры и технологии работы.
Однако этот метод, обращая внимание на внутреннюю структуру организаций и технологию их работы, не рассматривает вопрос о целесообразности финансирования этих организаций, необходимости их деятельности.
Внедрение метода планово-программного бюджетирования (или ориентированного на результат бюджетирования) в 60-е годы прошлого века в США было связано с масштабным внедрением в бюджетный процесс элементов планирования и программирования. Использование метода ППБ означает, что исходным звеном для составления плана расходов становятся не государственные учреждения, а программы, разрабатываемые для достижения общественно значимых целей. Учреждения же рассматриваются лишь как институты, которые могут принять участие в реализации этих программ и тем самым претендовать на получение части бюджетных ассигнований. Таким образом, исходным пунктом при разработке бюджета методом ППБ становится определение общественно значимых целей.
Метод
ППБ делает акцент на экономическом
анализе затрат-результатов, альтернативных
программах, оценке общеэкономических
последствий бюджетных
Суть метода нулевого бюджетирования заключается в периодическом и полном пересмотре функций и расходов государственных организаций. Давно работающие организации время от времени должны составлять и защищать свои бюджеты как вновь создаваемые учреждения.
Нулевое
бюджетирование предполагает, что ведомства
составляют свои проекты бюджета с "чистого
листа" без учета плановых и фактических
показателей прошлых периодов, что влечет
за собой устранение излишних затрат,
переходящих из периода в период.
8. Процедура рассмотрения бюджета
с 1 января 2006 года действует схема бюджетного процесса, которая состоит из следующих этапов:
До 1 марта текущего года Правительство России утверждает макроэкономический прогноз на три года, уточняет порядок и сроки подготовки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, проекта перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
До 1 апреля текущего года Правительство Российской Федерации рассматривает основные параметры перспективного финансового плана, уточняет принципы и подходы к распределению бюджетных средств, приоритеты в их использовании; дает поручения по подготовке проектов правовых актов, влияющих на расходные обязательства Российской Федерации, а также проектов новых федеральных целевых программ. В то же время субъекты финансового планирования представляют в Правительство России первую часть докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности.
До 1 мая Правительство Российской Федерации утверждает основные положения доклада Правительства России о результатах и целях бюджетной политики; рассматривает и вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации новые законопроекты, влияющие на расходные обязательства; уточняет основные показатели макроэкономического прогноза. В эти же сроки субъекты финансового планирования представляют в Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обоснование |проектов новых бюджетных целевых программ в пределах бюджетных ограничений.
До 1 июня Правительство России рассматривает и утверждает основные направления денежно-кредитной политики, перспективный финансовый план на три года и основные характеристики проекта федерального бюджета на очередной финансовый год; новые федеральные целевые программы; уточненный объем действующих обязательств; основные показатели распределения бюджета принимаемых обязательств на три года.
До 10 июня Министерство финансов Российской Федерации доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемы действующих и принимаемых обязательств на очередной финансовый год и последующие два года.
До 1 июля субъекты бюджетного планирования представляют в Министерство финансов распределение средств бюджетов действующих и принимаемых обязательств по бюджетным целевым программам и статьям бюджетной классификации (на очередной финансовый год); уточненные доклады о результатах и основных направлениях деятельности. В эти же сроки Государственная Дума принимает федеральные законы, влияющие на 7 формирование доходов и расходов федерального бюджета.
До 1 августа Министерство финансов уточняет проект бюджета.
До 26 августа Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной финансовый год. Одновременно с рассмотрением этого проекта изучается проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год.
Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России