Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 08:01, лекция

Описание

Бюджетное устройство России
Понятие, виды и функции бюджетов
Понятие и виды внебюджетных фондов, целевых бюджетных и резервных фондов
Особенности бюджетной системы России

Работа состоит из  1 файл

БС РФ_Л.doc

— 592.50 Кб (Скачать документ)

      1. В зависимости от уровня бюджетной системы доходы делятся на:

  • федеральные;
  • региональные (субъектов РФ);
  • местные (муниципальные).

      2. В зависимости от источников поступления доходы делятся на:

  • собственные;
  • регулируемые.

      3. В соответствии с бюджетной классификацией РФ доходы могут быть:

  • налоговые;
  • неналоговые;
  • безвозмездные перечисления;
  • доходы целевых бюджетных фондов;
  • доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

      3. Налоговые доходы

      Налоговые доходы включают в себя:

      * налоги на прибыль:

      * налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

            * налоги на совокупный доход:

      * налоги на имущество:

      * платежи за пользование природными ресурсами:

      * налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:

            * прочие налоги, сборы и пошлины. 

      4. Неналоговые доходы

      В современной литературе к неналоговым  доходам принято относить:

  • платежи штрафного характера и административные сборы (взимаемые штрафы; суммы полученные от реализации конфискованного имущества);
  • доходы от использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (например, доходы от сдачи в аренду зданий и сооружений);
  • доходы от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности;
  • доходы от экономической деятельности государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных предприятий;
  • финансовые средства, полученные в возмещение ущерба;
  • поступления в виде внешних заимствований;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи государственных ценных бумаг и т.д.
 

      5. Безвозмездные перечисления

      Согласно  ст. 45 Бюджетного Кодекса РФ в доходы бюджетов всех уровней могут осуществляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Кроме того, эта статья неналоговых доходов может включать безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

      По  источникам поступления безвозмездные перечисления могут быть от:

  • нерезидентов;
  • других бюджетов бюджетной системы;
  • государственных внебюджетных фондов;
  • государственных организаций;

•    наднациональных  организаций;

  • прочее.

      Особо важную роль такой источник доходов, как безвозмездные перечисления играет для бюджетов субъектов РФ, так как по статье доходов «безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней» в региональные бюджеты поступает финансовая помощь из федерального бюджета. Необходимость финансовой помощи субъектам РФ обусловлена неоднородностью социально-экономического развития, которая вызвана различной обеспеченностью природными ресурсами, инфраструктурой, исторически сложившейся специализацией, климатическими и географическими особенностями регионов.

      Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы могут быть в форме дотаций, субвенций, субсидий, средств по взаиморасчетам, и др. 

      6. Собственные и  регулируемые доходы

      Как уже отмечалось, в зависимости  от источников поступления бюджетные доходы делятся на собственные и регулирующие (ст. 47-48 БК РФ).

      Собственные доходы бюджетов - это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью  или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К собственным доходам относятся:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
  • неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • другие неналоговые доходы и безвозмездные перечисления за исключением финансовой помощи соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда.

      Регулирующие доходы бюджетов - это федеральные региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

      Нормативы отчислений определяются БК РФ, или  законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы, или законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

      Различие  между собственными и регулирующими  доходами определяется различными видами законодательных актов и нормативных документов, их устанавливающих. Собственные доходы регламентируются налоговым законодательством, а регулирующие - бюджетным законодательством (БК РФ, законами о бюджете РФ и ее субъектов на соответствующий финансовый год). Доля регулирующих доходов, приходящихся на федеральный, региональный и местный бюджеты может варьироваться. Например, в 2000 году 16% поступлений от подоходного налога с физических лиц приходилось на федеральный бюджет, а соответственно 84 % — на консолидированный бюджет субъекта РФ; в 2001 году доля, перечисляемая в федеральный бюджет, сократилась до 1% , а начиная с 2002 года 100% доходов от данного налога перечисляется в бюджеты субъектов РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ТЕМА  7

      Характеристика  расходов бюджетов 

      План  Лекции

1. Экономическое  содержание расходов бюджета

2. Динамика  бюджетных расходов

3. Классификация  бюджетных расходов

4. Способы  распределения бюджетных средств

5. Планирование бюджетных расходов

6. Текущие расходы

7. Государственные закупки

8. Социальные трансферты

9. Капитальные расходы 

      1. Экономическое содержание  расходов бюджета

      Бюджетные расходы можно определить как "процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год". Бюджетный Кодекс Российской Федерации содержит несколько иное определение. В соответствии с ним расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6).

      В основе системы государственных  расходов лежат некоторые принципы:

  1. Принцип целевого направления средств (все государственные расходы имеют строго целевое назначение в соответствии с финансовыми планами).
  2. Принцип безвозвратности (средства, использованные на хозяйственные, социальные и иные нужды государства, не нуждаются в обязательном возмещении).
  3. Принцип бесплатности (выделение бюджетных средств производится без уплаты каких-либо платежей за пользование государственными ассигнованиями).
  4. Принцип экономии (максимально возможный результат при наименьших затратах, предполагающий не сокращение расходов, а целесообразное их использование).
  5. Контроль над расходованием средств (соблюдение законности и финансовой дисциплины при расходовании средств).
 

      2. Динамика бюджетных  расходов

      Величина  бюджетных расходов зависит от многих факторов. Она определяется объемом  валового внутреннего продукта страны; величиной доходов государства, которая, в свою очередь, зависит от уровня налогообложения, собираемости налогов, неналоговых поступлений в бюджет; предпочтениями общества в пользу перераспределительных программ и рядом других факторов.

      Для государственных расходов в целом  характерна тенденция к опережающему росту по отношению к ВВП. Рассмотрим более подробно факторы, определяющие динамику расходов:

      1.Экономическое развитие страны. Если страна находится на этапе экономического подъема, доходы бюджета растут и, как следствие, расширяются возможности по осуществлению бюджетных расходов. Сокращать расходы на этапе экономического спада значительно сложнее, чем увеличивать при благоприятной ситуации в экономике.

      2. Человеческое развитие. Вложения в развитие человека — важная задача государства. Эти вложения нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем. Они связаны с развитием системы образования, здравоохранения, культуры и искусства и имеют значимый удельный вес в бюджетах развитых стран.

      3. Научно-технический прогресс. Развитие техники и технологии ведет к появлению новых видов общественных благ и провалов рынка, а значит и новых сфер государственного регулирования. За счет государственного бюджета финансируются такие проекты, которые не приносят коммерческого эффекта, но являются фактором национального престижа страны. Речь идет о фундаментальных научных разработках, технологиях военного назначения, исследовании космического пространства.

      4. Институциональные и политические факторы. Государственные расходы закрепляются в законах, долгосрочных программах, соглашениях с международными организациями. Для их пересмотра в закон о бюджете необходимо вносить поправки, что ограничивает возможности по оперативному изменению расходов государства. Находящиеся у власти политические силы также могут отстаивать повышение государственных расходов. Наиболее ощутимо это проявляется в период предвыборной кампании,   когда действующее руководство  может использовать расширение расходов для привлечения избирателей в поддержку своих кандидатов.

      5. Внешние обстоятельства. При возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как войны или природные катаклизмы, роль государства в регулировании экономики существенно возрастает. Увеличиваются и государственные расходы, которые в дальнейшем с трудом поддаются сокращению. Таким образом, под расходами бюджетов следует понимать сложную систему перераспределения включаемых в доходы бюджетов денежных средств, направленных на финансовое обеспечение деятельности государства и местного самоуправления. Расходы бюджета являются комплексом отношений,  способов и приемов благодаря которым средства из бюджетов поступают m своему назначению. 

      3. Классификация бюджетных  расходов

      Классификация видов расходов бюджета может осуществляться по различным основаниям. Наиболее часто классификация осуществляется по следующим критериям:

  1. По уровню управления (расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, расходы местных бюджетов).
  2. По экономическому содержанию (текущие, капитальные, расходы, связанные с образованием и обслуживанием страховых и резервных фондов).
  3. По общественному назначению (расходы на управление, расходы на социальные нужды, расходы на оборону, внешнеэкономические расходы и т.д.).
  4. По степени предсказуемости наступления расходов (запланированные и внезапные (незапланированные) расходы).
  5. По экономическим результатам (производственные и непроизводственные расходы).
  6. По характеру потребления (обыкновенные и чрезвычайные расходы).
 

      4. Способы распределения бюджетных средств

      В широком смысле расходы бюджетов — есть система распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства. Такое предоставление бюджетных средств может осуществляться только строго установленными (формализованными) способами:

Информация о работе Бюджет, внебюджетные фонды и бюджетное устройство России