Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 00:35, курсовая работа
Исходя из этого, целью данной курсовой работы является изучение понятия бюджетирование и его организация на предприятии.
Для достижения данной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с сущностью бюджетирования;
- выявить назначение бюджетирования;
- исследовать проблемы внутрифирменного бюджетирования в России;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования на предприятии;
- проследить процесс управления бюджетированием;
- приобретения и реализации основных средств;
- изменения задолженностей и собственных средств;
- использования материальных и людских ресурсов.
Цель бюджетирования – создание инструментария планирования, управления и контроля эффективности финансово хозяйственной деятельности и ликвидности предприятия, основанного на систематическом прогнозировании развития предприятия путем составления бюджетов.
Работа бюджетной системы направлена на обеспечение:
- экономической эффективности через контроль и ограничение потребления подразделениями предприятия ресурсов;
-
приемлемого уровня
- сбалансированности поступления и использования финансовых ресурсов через контроль совокупных финансовых потоков предприятия.
В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа7:
• планирования и принятия управленческих решений в компании;
• оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;
• укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.
Прежде
всего бюджеты (финансовые планы) разрабатываются
для компании в целом и для
отдельных структурных
Бюджеты должны дать руководителям компании возможность провести сравнительный анализ финансовой эффективности работы различных структурных подразделений, определить наиболее предпочтительные для дальнейшего развития сферы хозяйственной деятельности, направления структурной перестройки деятельности компании (свертывания одних и развития других видов бизнеса) и т. п.
Бюджеты являются основой для принятия решений об уровнях финансирования различных бизнесов из внутренних (за счет реинвестирования прибыли) и внешних (кредитов, инвестиций) источников. Бюджеты призваны обеспечивать постоянный контроль за финансовым состоянием компании, снабжать ее руководителей всей необходимой информацией, позволяющей судить о правильности решений, принимаемых руководителями структурных единиц, разрабатывать мероприятия по оперативной и стратегической корректировке их деятельности.
В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования — важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, лучше — денежное выражение. Однако дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда, что и для кого предприятие или фирма будет производить и продавать продукцию или оказывать услуги, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования — это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах.8
Назначение внутрифирменного бюджетирования:
•
Разработка системы координат для
бизнеса, базы исходных данных для финансового
анализа и финансового
•
Рост эффективности использования
имеющихся в распоряжении компании
и ее отдельных структурных
• Создание возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных бизнесов (сфер хозяйственной деятельности), которые реализует или которыми собирается заняться в будущем предприятие или фирма.
• Повышение обоснованности выделения финансовых (прежде всего инвестиций и кредитов) и нефинансовых ресурсов (товарных кредитов) по отдельным направлениям хозяйственной деятельности и видам бизнеса компании; более точное определение направлений инвестиционной политики, направлений реструктуризации предприятия.
• Превращение компании в “финансово прозрачную”, понятную в финансовом отношении для тех, кто вложил в данный бизнес свои деньги.
• Укрепление финансовой дисциплины и сочетание стимулирования более эффективной работы структурных подразделений в интересах всей организации.
•
Проведение постоянного мониторинга
финансовой эффективности отдельных
видов хозяйственной
•
Контроль за изменением финансовой ситуации
в компании; повышение финансовой
устойчивости и улучшение финансового
состояния компании в целом, отдельных
структурных подразделений и видов бизнеса.
1.3
Проблемы постановки
В условиях рыночной экономики функционирование организаций различных форм собственности, а также разных масштабов деятельности предполагает, главным образом, эффективность управленческих решений. Только при таком подходе возможно высокорентабельное, планомерное использование материальных и финансовых ресурсов.
На сегодняшний день в большинстве российских компаний отсутствуют базовые элементы управленческого планирования. В компаниях же ведущих стран мира проблемы постановки внутрифирменного бюджетирования были решены 20 – 25 лет назад.
Одним из действенных и реальных инструментов управления собственностью организации выступает бюджетирование деятельности.
Существует ряд положительных моментов внедрения бюджетирования. Однако вместе с теми возможностями, которое дает бюджетирование, надо понимать и его основные проблемы.
Данный вопрос о проблемах бюджетирования в России необходимо рассмотреть с точки зрения различных подходов.
I. Методологические проблемы постановки бюджетирования:
Методологические проблемы постановки бюджетирования включают в себя проблемы, затрагивающие базисные принципы построения эффективной системы бюджетирования в организации.
1)
Нереалистичность
Бюджет – это только план действий, и он не гарантирует достижения результата. Поэтому надо заранее понимать, что нельзя просто задать в бюджете показатели выше реальных в 3 раза и надеяться на результат. Для достижения реалистичности идеально, когда отделы и руководители направлений деятельности сами берут на себя определенные обязательства, которые потом уже и закладываются в окончательный бюджет.
2) Учет влияния ограниченного набора факторов при разработке бюджета.
Бюджет
как прогноз не может быть точен
на 100 %. Стремиться к максимальной точности
необходимо. Для этого надо максимально
учитывать все известные
3)
Отсутствие механизмов
Для
обеспечения организации
4)
Отсутствие эффективных
Ситуация на рынке и в компании может существенно поменяться в течение бюджетного периода. Например, при значительном падении продаж вследствие действий конкурентов бюджеты должны пересматриваться по определенному регламенту.
5)
Трудоемкость процесса
Громоздкость учета в бюджете
всех мелких деталей
Если попытаться учесть в бюджете все детали и показать все, что происходит в компании, трудозатраты будут просто огромные. Для того чтобы минимизировать издержки, необходимо определиться, какая необходимая и достаточная детализация деятельности компании требуется. Важно придерживаться правила «золотой середины», чтобы и ключевые зарабатывающие деньги процессы были в нужном разрезе показаны, не искажая их сути, и трудозатраты были при этом минимальные.
6)
Применение неэффективных
Применяются методы формирования бюджета «от достигнутого» и «по заявкам подразделений». Менеджеры во время обсуждения проекта бюджета заинтересованы в установлении легко достижимых целей, стараются при этом получить максимально большие ресурсы. При этом система нормирования не используется или работает неэффективно. Как правило, применение подобных методов обоснования бюджетов приводит к их завышению.9
II. Проблемы бюджетирования затрат
Учет
затрат является проблемным вопросом
не только в процессе организации
системы бюджетирования, но и в
бухгалтерском учете. В связи
с этим выделение проблем
1)
Отсутствие постоянного
2)
Укрупнение аналитических
3) Применение в бюджетировании исключительно прямого метода учета затрат (включает только прямые затраты).
III. Организационные проблемы постановки бюджетирования
Организационные проблемы постановки бюджетирования включают проблемы, связанные с решением вопросов эффективной организационной структуры на предприятии.
1)
Некорректное распределение
Уровень ответственности и полномочий для отдельных подразделений не сбалансированы; ответственность за сводные показатели деятельности компании возложена исключительно на топ-менеджмент, и нет ее четкого распределения по иерархической структуре (как результат – менеджмент среднего звена не заинтересован в решении общих задач компании).
2)
Недостаточная мотивация на
Во многих Российских организациях бюджеты не исполняются, и при этом менеджеры по факту никак не отвечают за допущенные отклонения. Исполнение бюджетов должно включаться в качестве одного из важнейших показателей деятельности менеджеров и напрямую влиять как на материальное стимулирование, так и включаться в систему нематериальной мотивации.
3)
Отсутствие или низкая
При отсутствии оперативного контроля фактические данные об исполнении бюджетов одного периода формируются к окончанию уже следующего бюджетного периода. Очевидно, что в этом случае менеджмент не может принимать какие-либо корректирующие управленческие решения, пользуясь оперативно поступающими фактическими данными.
IV. Проблемы бюджетирования10
1) Системные проблемы.
Многие
современные системы
2) Отсутствие целостности данных.
Информация о работе Бюджетирование и его организация на предприятии