Титульный
лист
Содержание
1Анализ
динамики, состава и структуры доходов
федерального бюджета РФ……..3
2Анализ
динамики, состава и структуры расходов
федерального бюджета……….12
3Анализ
дефицита (профицита) федерального
бюджета……………………………..18
4Анализ
ФЦП «Дети России»………………………………………..............................29
5Международная
оценка типов бюджетных систем,
их особенности……………….33
Список используемых
источников……………………………………………………..39
Приложение……………………………………………………………………...………40
- Анализ
динамики, состава
и структуры доходов
федерального бюджета
РФ
Проведем
сравнительный анализ доходной части
федерального бюджета за период 2006-
2010 гг. Рассмотрим таблицу №1.
Таблица
1 - Доходы федерального бюджета в период
2006- 2010 гг
Доходы
федерального бюджета |
2006
г |
2007г |
2008г |
2009г |
2010г |
Сумма,
млрд. руб. |
Удель-ный
вес,% |
Сумма,
млрд. руб |
Удель-ный
вес,% |
Сумма,
млрд. руб. |
Удель-ный
вес,% |
Сумма,
млрд. руб. |
Удел-ьный
вес,% |
Сумма,
млрд. руб. |
Удель-ный
вес,% |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ
ДОХОДЫ |
2499,9 |
39,81 |
2 408,3 |
30,95 |
2 383,11 |
35,87 |
2 351,91 |
31,50 |
2 348,32 |
29,03 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ
ДОХОДЫ, в том числе: |
3779,5
|
60,19 |
3945,5 |
44,92 |
4 261,34 |
63,94 |
5 113,54 |
69,49 |
5 741,35 |
70,97 |
НАЛОГ
НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ |
509,9 |
8,12 |
520,6 |
6,69 |
533,38 |
8,03 |
583,76 |
7,82 |
636,28 |
7,87 |
НАЛОГИ
И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ |
456,7 |
7,27 |
452,3 |
5,81 |
435,79 |
6,56 |
496,36 |
6,65 |
562,8 |
6,96 |
НАЛОГИ
НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ
НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
1
017,4 |
16,2 |
1
499,2 |
19,26 |
1 404,05 |
21,13 |
1 914,47 |
25,64 |
2 206,46 |
27,28 |
НАЛОГИ
НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ |
604,0 |
10,57 |
897,3 |
11,53 |
888,97 |
13,38 |
1 029,76 |
13,79 |
1 182,54 |
14,62 |
НАЛОГИ,
СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА
ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
1
116,7 |
17,78 |
1
157,4 |
14,87 |
36,57 |
0,55 |
39,50 |
0,53 |
37,31 |
0,46 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОШЛИНА |
36,9 |
0,58 |
35,7 |
0,45 |
32,24 |
0,49 |
34,49 |
0,46 |
36,56 |
0,45 |
НЕНАЛОГОВЫЕ
ДОХОДЫ |
312,8 |
4,98 |
321,5 |
4,13 |
291,61 |
4,39 |
297,00 |
3,98 |
301,73 |
3,73 |
ПРОЧИЕ
ДОХОДЫ |
724,6 |
11,54 |
1 177,6 |
2,28
|
638,73 |
9,61 |
718,20 |
9,62 |
777,67 |
9,61 |
ВСЕГО
ДОХОДОВ |
6 278,9 |
100 |
7 781,1 |
100 |
6 644,45 |
100,00 |
7 465,45 |
100,00 |
8 089,67 |
100,00 |
|
В
связи с произошедшими изменениями
в бюджетном законодательстве изменилась
структура доходов в части
их распределения на нефтегазовые и
ненефтегазовые доходы. При формировании
доходов было учтено изменение налогового
законодательства, действующее на момент
составления проекта бюджета, а
также одобренные основные направления
налоговой политики, предусматривающие
внесение изменений и дополнений
в законодательство РФ о налогах
и сборах, вступившее в действие с 01.01.2008
года.
Нефтегазовые
доходы. В расчет нефтегазовых доходов
бюджета включаются доход от налога на
добычу полезных ископаемых, экспортная
пошлина на нефть и газ. Эта статья
в общем объеме доходов занимает 3 часть
от всех поступлений в федеральный бюджет,
что свидетельствует о её значимости и
надежности поступлений. В динамике мы
видим, что удельный вес показателя падает.
Причинами
снижения бюджетных поступлений
из нефтегазового сектора является
снижение темпов роста ВВП, снижение
цен на нефть, падение курса доллара,
рост инфляции, а так же снижение
доли нефтегазового сектора в
российской экономике. Как отметил
глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет
базы нефтегазовых доходов не включается
прибыль нефтяных и газовых компаний,
а также дивиденды», тем самым,
сокращая долю поступлений в этот
раздел бюджета.
Необходимость
регулирования этого показателя
заключается в специальном режиме
управления ими, направленного на обеспечение
долгосрочной макроэкономической стабильности.
Рис.
1. - Динамика по статьям доходов федерального
бюджета на 2006-2010годы
В
диаграмме 1 наглядно изображено, какие
изменения происходят в поступлениях
в федеральный бюджет.
Ненефтегазовые
доходы или ещё их называют доходы без
учета нефтегазовых доходов. В общем
объеме этот показатель растет.
- Налог на
прибыль организаций. Эта статья в
динамике растет. В абсолютном выражении
мы видим, что к 2009 году происходит увеличение
поступлений на 50,38 млрд. руб., в 2010 ещё
на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд.
руб., в общем этот показатель к 2010 году
увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный
вес этого показателя снижается от 8,03%
- 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом
законодательстве, произошли изменения
в поступлении средств в этот раздел доходов.
Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой
базы налога на прибыль, но компенсируется
увеличением по операциям с ценными бумагами,
так же повлекли изменения по ставке налога,
а так же налоговым контролем от скрывания
прибыли.
- Налоги и
взносы на социальные нужды.
Из данных таблицы №1, видно, что удельный
вес этого показателя увеличивается, но
не значительно. Суммы поступлений увеличиваются.
Это в первую очередь связано с увеличение
заработной платы бюджетникам, увеличением
МРОТ, а так же достоверной информации
о з/п.
- Налоги на
товары (работы, услуги) реализуемые на
территорию РФ. В налоговом законодательстве
произошли изменения, которые повлекли
за собой дополнительные потери в поступлении
налога на добавленную стоимость в связи
с введением поквартальной уплаты налога
(установление налогового периода по налогу
на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков
независимо от размера выручки от реализации
товаров (работ, услуг) как квартал). Но
в связи с проведением налоговыми органами
мероприятий по укреплению платежной
дисциплины происходит увеличение
поступлений, а также увеличением акцизов
на спиртосодержащую продукцию, табачную
продукцию, рост поступлений акцизов на
бензин.
- Налоги на
товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике
этого показателя, мы видим, что Удельный
вес этого показателя растет, в 2010 году
он составил 14,62%. Изменения связанны, с
ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению
в соответствии с действующим законодательством,
а так же с товаром, освобожденным от налогообложения
в соответствии с межправительственными
соглашениями и др. Доля облагаемого оборота
импорта с учетом применяемых льгот должна
составить 87,5 процента от общего объема
импорта.
- Налоги, сборы
и регулярные платежи за пользование природными
ресурсами. В относительном выражении
происходит снижение данного показателя.
Состав и структура этого подраздела изменилась,
так как в неё входили статьи нефтегазовых
доходов. Этот показатель полностью зависит
от цен на природные ресурсы.
- Государственная
пошлина.
При расчете государственной пошлины,
подлежащей уплате в федеральный бюджет,
применялись установленные бюджетным
законодательством нормативы распределения
платежей между уровнями бюджетной системы
Российской Федерации. Происходи постоянное
планомерное увеличение данного показателя..
- Неналоговые
доходы. Сумма доходов этого раздела также
в динамике имеет положительную тенденцию
к росту.
- Прочие доходы.
Этот показатель является обобщенным,
поэтому нет смысла его анализировать.
1.1Роль
межбюджетных перераспределений
средств федерального
бюджета.
Межбюджетные
отношения относятся к специфической
фазе процесса формирования и реализации
ядра системы государственных финансов
- бюджета. Целевой функцией данных отношений
выступает приведение ресурсов бюджетов
регионального и муниципального уровней
в соответствие с объективными потребностями
финансирования включенных в комплекс
обеспечиваемых за счет государства социально-экономических
потребностей соответствующего уровня
(субъекта РФ или муниципального образования).
Способом реализации указанной целевой
функции является перераспределение части
средств между уровнями бюджетной системы.
Тем самым межбюджетные отношения корректируют,
придают конкретные форму и масштаб участию
средств государственного бюджета в воспроизводственном
процессе.
Корректирующая
и конкретизирующая роль межбюджетных
отношений в формировании участия
государственных финансов в воспроизводственном
процессе предполагает использование
воспроизводственного подхода к
исследованию данных отношений. В рамках
данного подхода преобразование
межбюджетных отношений в процессе
внесения изменений в Бюджетный
кодекс РФ (2004г.) следует отнести
к преобразованиям, суживающим инструментальные
возможности данных отношений и
редуцирующим их воздействие на процесс
социально-экономического развития: отказ
от социальных стандартов как основы бюджетного
обеспечения; отход от концепции бюджета
развития как инвестиционной составляющей
государственного бюджета; сворачивание
таких инструментов, как бюджетная ссуда
и бюджетный кредит; увеличение количества
фондов финансовой поддержки и расширение
масштабов встречных финансовых потоков
между бюджетами различного уровня.
В итоге финансовые возможности
регулирования и активизации
воспроизводственного процесса
на уровне субъектов РФ сужаются,
что замедляет процесс выхода
региональных хозяйственных комплексов
и кризиса.
1.2
Причина снижения (увеличения)
поступлений налоговых
доходов в федеральный
бюджет
Чем
дальше от пика кризисных событий
в экономике, тем больше успехи налогового
ведомства. По итогам 9 месяцев 2010 года
поступления НДС в консолидированный
бюджет Российской Федерации составили
112 процентов по сравнению с аналогичным
периодом 2009 года (публикация официального
сайта ФНС России от 25 октября 2010
г. «О поступлении администрируемых
ФНС России доходов в федеральный
бюджет Российской Федерации за январь–сентябрь
2009-2010 гг.»).
Государственная
дума регулярно принимает поправки
в Налоговый кодекс и тем самым
закрывает различные «лазейки»,
дающие возможность уменьшить размеры
налоговых отчислений или вообще
уклониться от уплаты налогов. Такие
поправки, в основном, принимаются
по результатам камеральных и
выездных проверок налоговых органов,
которые выявляют типичные случаи легального
уклонения от уплаты налогов, совершаемого
из-за нечеткости и недоработанности
законов.
1.3
Структура неналоговых
доходов бюджетов
всех уровней и тенденции
их изменения в федеральном
бюджете
К
неналоговым доходам бюджетов согласно
Бюджетному кодексу Российской Федерации
относятся:
1) доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности;
2) доходы
от продажи или иного возмездного
отчуждения имущества, находящегося
в государственной или муниципальной
собственности;
3) доходы
от платных услуг, оказываемых
соответствующими органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
а также бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении соответственно
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления;
средства, полученные согласно применению
мер гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности,
в том числе штрафы, конфискации,
компенсации, а также средства,
полученные в возмещение вреда,
причиненного Российской Федерации,
муниципальным образованиям; иные
суммы принудительного изъятия;
4) доходы
в виде финансовой помощи и
бюджетных ссуд, полученных от
бюджетов других уровней бюджетной
системы Российской Федерации;
5) иные
неналоговые доходы.
Динамика
поступлений неналоговых доходов
в федеральный бюджет постоянно
находится в движении, с каждым
годом увеличивается их удельный
вес в системе источников наполнения
федерального бюджета.
1.4
К чему в дальнейшем
может привести сохранение
выявленных тенденций
В
настоящее время прогноз основных
показателей социально-экономического
развития значительно ухудшился
по сравнению с тем, что ожидалось.
Столь серьезные изменения объясняются
в том числе и тем, что предыдущий
прогноз оказался сверх оптимистичным.
Исходя
из завышенных предположений, сформировались
на среднесрочную перспективу обязательства
государства.
На
фоне ухудшения ситуации приходится
пересматривать параметры бюджетной
системы. Но если в части доходов
происходит объективное их сокращение
на более чем 40% по сравнению с изначально
запланированными, то по расходам ситуация
иная. В условиях кризиса обязательства
не просто сложно сокращать - их приходится
увеличивать, чтобы поддержать ослабленную
экономику и незащищенные категории граждан.
Резкое
сокращение запланированных доходов
бюджета в ближайшие годы во многом
объясняется падением мировых цен
на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые
цены на нефть и газ на 36-40% (или
на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось
ранее.
Таблица
2- Сравнение основных параметров прогноза
социально-экономического развития, используемых
для расчета доходов федерального бюджета
|
2009 |
2010 |
2011 |
|
ФЗ о бюджете
№ 204-ФЗ |
Оценка |
Изменение % |
ФЗ о бюджете
№ 204-ФЗ |
Прогноз |
Изменение % |
ФЗ о бюджете
№ 204-ФЗ |
Прогноз |
Изменение % |
ВВП,
млрд. руб. |
51 475 |
38 461 |
-25% |
59 146 |
42 372 |
-28% |
67 610 |
46 783 |
-31% |
Накопленный
рост ВВП
в % к 2008 году |
106,7% |
91,5% |
-14% |
113,7% |
92,4% |
-19% |
120,8% |
94,8% |
-22% |
Накопленный
ИПЦ
в % к декабрю 2008 г. |
108,5 |
112,0 |
3% |
116,0 |
123,0 |
6% |
124,0 |
133,0 |
7,3% |
Курс
доллара
среднегодовой |
24,7 |
32,6 |
32% |
26,0 |
34,5 |
33% |
27,3 |
37,0 |
36% |
Цены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цены
на нефть Urals
(мировые), долл. / баррель |
95 |
54 |
-43% |
90 |
55 |
-39% |
88 |
56 |
-36% |
Цены
на газ,
долл. / тыс. куб. м |
421 |
229 |
-46% |
363 |
219 |
-40% |
358 |
215 |
-40% |
Экспорт
углеводородов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефть
сырая,
млн.т |
255,0 |
245,5 |
-4% |
261,0 |
243,0 |
-7% |
262,0 |
241,0 |
-8% |
Газ
природный,
млрд.м3 |
213,5 |
160,8 |
-25% |
222,7 |
170,0 |
-24% |
227,0 |
181,5 |
-20% |
Нефтепродукты,
млн.т |
115,4 |
117,3 |
2% |
117,6 |
115,4 |
-2% |
117,8 |
113,6 |
-4% |
Добыча
углеводородов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нефть,
млн.т |
503 |
488 |
-3% |
514 |
485 |
-6% |
518 |
483 |
-7% |
Газ
природный млрд.м3 |
700 |
580 |
-17% |
715 |
596 |
-17% |
725 |
610 |
-16% |
Внешняя
торговля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспорт,
,млрд. $ |
507 |
274 |
-46% |
502 |
276 |
-45% |
509 |
282 |
-45% |
Импорт,
,млрд. $ |
370 |
190 |
-49% |
434 |
195 |
-55% |
490 |
205 |
-58% |
Другие
показатели
в млрд. руб. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФЗП |
12888 |
10746 |
-17% |
15200 |
11722 |
-23% |
17708 |
12977 |
-27% |
Прибыль
предприятий
для целей
налогообложения |
12105 |
4850 |
-60% |
13550 |
8510 |
-37% |
15155 |
8580 |
-43% |
Амортизация
для целей
налогообложения |
1630 |
1854 |
14% |
1815 |
2022 |
11% |
2021 |
2251 |
11% |
|