Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 14:09, контрольная работа

Описание

Анализ динамики, состава и структуры доходов федерального бюджета РФ

Содержание

1Анализ динамики, состава и структуры доходов федерального бюджета РФ……..3
2Анализ динамики, состава и структуры расходов федерального бюджета……….12
3Анализ дефицита (профицита) федерального бюджета……………………………..18
4Анализ ФЦП «Дети России»………………………………………..............................29
5Международная оценка типов бюджетных систем, их особенности……………….33
Список используемых источников……………………………………………………..39
Приложение……………………………………………………………………...………40

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система.docx

— 93.30 Кб (Скачать документ)

Титульный лист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

1Анализ динамики, состава и структуры доходов федерального бюджета РФ……..3

2Анализ динамики, состава и структуры расходов федерального бюджета……….12

3Анализ  дефицита (профицита) федерального  бюджета……………………………..18

4Анализ ФЦП «Дети России»………………………………………..............................29

5Международная  оценка типов бюджетных систем, их особенности……………….33

Список используемых источников……………………………………………………..39

Приложение……………………………………………………………………...………40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  динамики, состава  и структуры доходов федерального бюджета РФ

     Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета за период 2006- 2010 гг. Рассмотрим таблицу №1.

     Таблица 1 - Доходы федерального бюджета в период 2006- 2010 гг

Доходы  федерального бюджета 2006 г 2007г 2008г 2009г 2010г
Сумма, млрд. руб. Удель-ный  вес,% Сумма, млрд. руб Удель-ный  вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный  вес,% Сумма, млрд. руб. Удел-ьный вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный  вес,%
НЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ  
2499,9
 
39,81
 
2 408,3
 
30,95
2 383,11 35,87 2 351,91 31,50 2 348,32 29,03
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ  ДОХОДЫ, в том числе:  
3779,5
 
60,19
 
3945,5
 
44,92
4 261,34 63,94 5 113,54 69,49 5 741,35 70,97
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ  
509,9
 
8,12
 
520,6
 
6,69
533,38 8,03 583,76 7,82 636,28 7,87
НАЛОГИ  И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ  
 
456,7
 
 
7,27
 
 
452,3
 
 
5,81
435,79 6,56 496,36 6,65 562,8 6,96
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ  НА ТЕРРИТОРИИ РФ  
 
 
1 017,4
 
 
 
16,2
 
 
 
1 499,2
 
 
 
19,26
1 404,05 21,13 1 914,47 25,64 2 206,46 27,28
НАЛОГИ  НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РФ  
604,0
 
10,57
 
897,3
 
11,53
888,97 13,38 1 029,76 13,79 1 182,54 14,62
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ  
 
 
1 116,7
 
 
 
17,78
 
 
 
1 157,4
 
 
 
14,87
36,57 0,55 39,50 0,53 37,31 0,46
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА  
36,9
 
0,58
 
35,7
 
0,45
32,24 0,49 34,49 0,46 36,56 0,45
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ  
312,8
 
4,98
 
321,5
 
4,13
291,61 4,39 297,00 3,98 301,73 3,73
ПРОЧИЕ  ДОХОДЫ 724,6 11,54 1 177,6 2,28 638,73 9,61 718,20 9,62 777,67 9,61
ВСЕГО ДОХОДОВ  
6 278,9
 
100
 
7 781,1
 
100
6 644,45 100,00 7 465,45 100,00 8 089,67 100,00
 

     В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части  их распределения на нефтегазовые и  ненефтегазовые доходы. При  формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а  также одобренные основные направления  налоговой политики, предусматривающие  внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах  и сборах, вступившее в действие с 01.01.2008 года.

     Нефтегазовые  доходы.  В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает.

     Причинами снижения бюджетных поступлений  из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в  российской экономике. Как отметил  глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.

     Необходимость  регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение  долгосрочной макроэкономической стабильности.  
 
 

     Рис. 1. - Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2006-2010годы

       

     В диаграмме 1 наглядно изображено, какие  изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.

     Ненефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет.

  1. Налог на прибыль организаций.  Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., в 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.
  2. Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы №1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о з/п.
  3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
  4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике  этого показателя, мы видим, что Удельный вес этого показателя растет, в 2010 году он составил 14,62%. Изменения связанны, с  ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.
  5. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
  6. Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Происходи постоянное планомерное увеличение данного показателя..
  7. Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела также в динамике имеет положительную тенденцию к росту.
  8. Прочие доходы. Этот показатель является обобщенным, поэтому нет смысла его анализировать.
 

            1.1Роль межбюджетных перераспределений средств федерального бюджета.

     Межбюджетные  отношения относятся к специфической  фазе процесса формирования и реализации ядра системы государственных финансов - бюджета. Целевой функцией данных отношений выступает приведение ресурсов бюджетов регионального и муниципального уровней в соответствие с объективными потребностями финансирования включенных в комплекс обеспечиваемых за счет государства социально-экономических потребностей соответствующего уровня (субъекта РФ или муниципального образования). Способом реализации указанной целевой функции является перераспределение части средств между уровнями бюджетной системы. Тем самым межбюджетные отношения корректируют, придают конкретные форму и масштаб участию средств государственного бюджета в воспроизводственном процессе.

     Корректирующая  и конкретизирующая роль межбюджетных отношений в формировании участия  государственных финансов в воспроизводственном  процессе предполагает использование  воспроизводственного подхода к  исследованию данных отношений. В рамках данного подхода преобразование межбюджетных отношений в процессе внесения изменений в Бюджетный  кодекс РФ (2004г.) следует отнести  к преобразованиям, суживающим инструментальные возможности данных отношений и  редуцирующим их воздействие на процесс  социально-экономического развития: отказ от социальных стандартов как основы бюджетного обеспечения; отход от концепции бюджета развития как инвестиционной составляющей государственного бюджета; сворачивание таких инструментов, как бюджетная ссуда и бюджетный кредит; увеличение количества фондов финансовой поддержки и расширение масштабов встречных финансовых потоков между бюджетами различного уровня.

       В итоге финансовые возможности  регулирования и активизации  воспроизводственного процесса  на уровне субъектов РФ сужаются, что замедляет процесс выхода  региональных хозяйственных комплексов  и кризиса. 

     1.2 Причина снижения (увеличения) поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет

     Чем дальше от пика кризисных событий  в экономике, тем больше успехи налогового ведомства. По итогам 9 месяцев 2010 года поступления НДС в консолидированный  бюджет Российской Федерации составили 112 процентов по сравнению с аналогичным  периодом 2009 года (публикация официального сайта ФНС России от 25 октября 2010 г. «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный  бюджет Российской Федерации за январь–сентябрь 2009-2010 гг.»).

     Государственная дума регулярно принимает поправки в Налоговый кодекс и тем самым  закрывает различные «лазейки», дающие возможность уменьшить размеры  налоговых отчислений или вообще уклониться от уплаты налогов. Такие  поправки, в основном, принимаются  по результатам камеральных и  выездных проверок налоговых органов, которые выявляют типичные случаи легального уклонения от уплаты налогов, совершаемого из-за нечеткости и недоработанности законов. 
 
 

     1.3 Структура неналоговых доходов бюджетов  всех уровней и тенденции их изменения в федеральном бюджете

     К неналоговым доходам бюджетов согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации  относятся:

1) доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

2) доходы  от продажи или иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

3) доходы  от платных услуг, оказываемых  соответствующими органами государственной  власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные согласно применению  мер гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,  причиненного Российской Федерации,  муниципальным образованиям; иные  суммы принудительного изъятия;

4) доходы  в виде финансовой помощи и  бюджетных ссуд, полученных от  бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

5) иные  неналоговые доходы.

     Динамика  поступлений неналоговых доходов  в федеральный бюджет постоянно  находится в движении, с каждым годом увеличивается их удельный вес в системе источников наполнения федерального бюджета. 

     1.4 К чему в дальнейшем может привести сохранение выявленных тенденций

     В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился  по сравнению с тем, что ожидалось. Столь серьезные изменения объясняются  в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным.

     Исходя  из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства  государства.

     На  фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной  системы. Но если в части доходов  происходит объективное  их сокращение на более чем 40% по сравнению с изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать - их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

     Резкое  сокращение запланированных доходов  бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен  на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые  цены на нефть и газ  на 36-40% (или  на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось  ранее.

     Таблица 2- Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета

    2009 2010 2011
  ФЗ о бюджете  
№ 204-ФЗ
Оценка Изменение % ФЗ о бюджете  № 204-ФЗ Прогноз Изменение  % ФЗ о бюджете  № 204-ФЗ Прогноз Изменение %
ВВП, млрд. руб. 51 475 38 461 -25% 59 146 42 372 -28% 67 610 46 783 -31%
Накопленный рост ВВП  
в % к 2008 году
106,7% 91,5% -14% 113,7% 92,4% -19% 120,8% 94,8% -22%
Накопленный ИПЦ  
в % к декабрю 2008 г.
108,5 112,0 3% 116,0 123,0 6% 124,0 133,0 7,3%
Курс  доллара  
среднегодовой
24,7 32,6 32% 26,0 34,5 33% 27,3 37,0 36%
Цены                  
Цены  на нефть Urals  
(мировые), долл. / баррель
95 54 -43% 90 55 -39% 88 56 -36%
Цены  на газ,  
долл. / тыс. куб. м
421 229 -46% 363 219 -40% 358 215 -40%
Экспорт углеводородов                  
Нефть сырая,  
млн.т
255,0 245,5 -4% 261,0 243,0 -7% 262,0 241,0 -8%
Газ природный,  
млрд.м3
213,5 160,8 -25% 222,7 170,0 -24% 227,0 181,5 -20%
Нефтепродукты, млн.т 115,4 117,3 2% 117,6 115,4 -2% 117,8 113,6 -4%
Добыча  углеводородов                  
Нефть, млн.т 503 488 -3% 514 485 -6% 518 483 -7%
Газ природный млрд.м3 700 580 -17% 715 596 -17% 725 610 -16%
Внешняя торговля                  
Экспорт, ,млрд. $ 507 274 -46% 502 276 -45% 509 282 -45%
Импорт, ,млрд. $ 370 190 -49% 434 195 -55% 490 205 -58%
Другие  показатели  
в млрд. руб.
                 
ФЗП 12888 10746 -17% 15200 11722 -23% 17708 12977 -27%
Прибыль предприятий  
для целей  
налогообложения
12105 4850 -60% 13550 8510 -37% 15155 8580 -43%
Амортизация для целей  
налогообложения
1630 1854 14% 1815 2022 11% 2021 2251 11%

Информация о работе Бюджетная система