Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 14:09, контрольная работа

Описание

Анализ динамики, состава и структуры доходов федерального бюджета РФ

Содержание

1Анализ динамики, состава и структуры доходов федерального бюджета РФ……..3
2Анализ динамики, состава и структуры расходов федерального бюджета……….12
3Анализ дефицита (профицита) федерального бюджета……………………………..18
4Анализ ФЦП «Дети России»………………………………………..............................29
5Международная оценка типов бюджетных систем, их особенности……………….33
Список используемых источников……………………………………………………..39
Приложение……………………………………………………………………...………40

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная система.docx

— 93.30 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2 Анализ динамики, состава и структуры расходов федерального бюджета 

   Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

   Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

   Расходы федерального бюджета  классифицируют:

  1. по экономической роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
  2. по функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

   В составе расходов бюджета в зависимости  от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные  расходы.

   В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они  являются едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации разделами  и подразделами классификации расходов бюджетов, рассмотрим их подробнее  в таблице №3. 
 
 

 

Таблица 3 - Расходы федерального бюджета в период 2006- 2010 гг

Расходы федерального бюджета 2006 г 2007 г 2008г 2009г 2010г
Сумма, млрд. руб. Удель-ный вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный вес,% Сумма, млрд. руб. Удель-ный вес,%
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ  533,2 11,05 815,7 13,63 828,78 12,61 899,84 12,08 963,10 11,90
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА  681,8 14,13 831,9 13,90 509,10 7,75 566,74 7,61 596,19 7,37
НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 550,2 11,4 667,0 11,14 521,84 7,94 642,61 8,62 693,51 8,57
НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА  345,0 7,15 692,6 11,57 702,32 10,69 789,62 10,60 528,55 6,53
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО  51,41 1,06 53,45 0,89 54,56 0,83 56,29 0,76 51,86 0,64
ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ  9,12 0,19 9,21 0,15 9,33 0,14 10,21 0,14 10,96 0,14
ОБРАЗОВАНИЕ  300,10 6,22 305,67 5,11 307,20 4,68 313,64 4,21 339,85 4,20
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 87,75 1,78 85,12 1,42 83,81 1,28 73,01 0,98 67,58 0,84
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 115,21 2,39 199,24 3,33 211,69 3,22 245,22 3,29 295,36 3,65
СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА 1,2 0,02 2,4 0,04 270,86 4,12 342,67 4,60 396,54 4,90
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ 1 498,9 31,07 1900,1 31,74 2281,56 34,73 2423,12 32,52 2720,97 33,63
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 186,30 2,50 404,50 5,00
 
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ 110,91 2,30 424,21 7,09 789,25 12,01 901,88 12,10 1021,00 12,62
ВСЕГО 4284,8 100 5986,6 100 6570,30 100,00 7451,15 100,00 8089,97 100,00
 

     В  структуре  расходов  консолидированного  бюджета  Российской Федерации  преобладают  расходы  на  финансовое  обеспечение  публичных услуг  в  сфере  образования,  здравоохранения,  культуры,  жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая  трансферты  внебюджетным  фондам (около 20%),  обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая  развитие  инфраструктуры  (около 16%),  общегосударственные вопросы (около 9%).

     При  этом  для  оценки  общего  объема  бюджетных  средств по  ряду социально  значимых  направлений,  прежде  всего,  здравоохранению  и образованию,  необходимо  учитывать  расходы  государственных внебюджетных  фондов,  а  также  установленные  законодательством  или планируемые  к  введению  налоговые  льготы. 

       Доля  расходов  федерального  бюджета (без  учета  трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации) в консолидированном бюджете Российской Федерации в анализируемом периоде составляет около 52%,  что  соответствует  основным  принципам,  заложенным  при законодательном  разграничении  полномочий  и  закреплении  доходных источников (с учетом необходимости частичного перераспределения между субъектами Российской Федерации финансовых ресурсов)

     Наибольший  удельный вес в классификации  расходов занимают межбюджетные трансферты. Если говорить о динамике этого показателя, то он снижается в процентном отношении, но в денежном эквиваленте увеличивается. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов. 
 

       2.1Роль ФЦП в развитии региональных бюджетов 

   Разработка  и осуществление федеральных  целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики.

     Государственным документом, в котором закреплены эти цели, является Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации».

     К числу целей российской региональной политики в этом документе отнесены:

  • укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности государства;
  • содействие развитию и укреплению экономической реформы, формированию во всех регионах многоукладной экономики, становлению региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, институциональной и рыночной инфраструктуры;
  • сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния населения, рационализация систем расселения;
  • достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов, повышение жизнеспособности региональной экономики.

Нетрудно  видеть, что все перечисленные  цели имеют прямое отношение к  решению проблемы региональной асимметрии.

   Федеральные целевые программы регионального  назначения, направленные на решение  проблем конкретных регионов, призваны тем самым способствовать и достижению названных выше общих целей региональной политики. При этом особая роль федеральных  целевых программ развития регионов в решении задач, связанных с  межрегиональной асимметрией, определяется тем, что, в отличие от других инструментов региональной политики, используемых для этих целей (трансферты, дотации, субвенции, бюджетные ссуды и кредиты из федерального бюджета, государственная поддержка завоза грузов в районы Крайнего Севера, компенсация тарифов за электроэнергию регионам Дальнего Востока), программы имеют ту принципиальную особенность, что они в силу своего преимущественно инвестиционного характера нацелены на решение не столько текущих, столько стратегических задач реформирования региональной экономики, ее структурной перестройки на основе инвестиционных процессов. Таким образом, по крайней мере по своему замыслу, они направлены на радикальное решение проблем межрегиональной асимметрии, имея целью не только преодоление ее последствий, но и противодействие ряду факторов, ее порождающих.  

   2.2 Причина снижения (увеличения) расходов по соответствующим разделам федерального бюджета

     Расходы консолидированного бюджета составили 12521,0 млрд. рублей или 30,6% ВВП по сравнению с 34,0% в 2009 году (12030,0 млрд. рублей). Без учета ЕСН расходы консолидированного бюджета в 2010 году составили 30,5% ВВП против 32,7% ВВП в предыдущем году. Процентные платежи составили 242,0 млрд. рублей или 0,6% ВВП, аналогично уровню предыдущего года. Непроцентные расходы -12279,0 млрд. рублей или 30,0% ВВП по сравнению с 33,4% ВВП в предыдущем году.

     По расходам наибольший рост произошел по трансфертам внебюджетным фондам и расходам на социальную политику, что связано с увеличением пенсий. Также существенно выросли расходы на обслуживание госдолга. Наибольшее сокращение наблюдается по разделу национальная экономика, в результате сворачивания объема антикризисных программ государства. 
 
 

     2.3К чему в дальнейшем может привести сохранения выявленных тенденций?

     Учитывая, что политика расходов смещается  в сторону программ, направленных на развитие, акцент делается не на количество, а на качество, которое будет обеспечено за счет соблюдения положений бюджетного законодательства и обеспечения  эффективности использования государственных  инвестиций.

     Помимо  приоритетных направлений, политика расходов на среднесрочный период направлена также и на обеспечение функций, обязательства по которым государство  несет всегда, вне зависимости  от приоритетов экономической и  бюджетной политики - оборона, правовая, судебная, правоохранительная, финансовая, внешнеполитическая деятельность страны и организация работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     Увеличение  доли расходов государственного бюджета  в ВВП, при прочих равных условиях, снижает эффективность экономики, так как государственный сектор распоряжается своими ресурсами  менее эффективно, чем частный.

     Кроме того, рост расходов государственного бюджета порождает дефицит государственного бюджета, приводит к росту государственного долга. Обслуживание растущего государственного долга отвлекает ресурсы национальной экономики от инвестирования, что подрывает основы экономического роста.

     В случае сохранения такого подхода, прогнозируется, что в России отношение государственных  расходов к ВВП, по сравнению с  настоящим уровнем (36-38%), в течение 10-15 лет будет снижено еще примерно на 10-15 процентных пункта и составит к 2015 году 23-26% ВВП. 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  дефицита (профицита) федерального бюджета
 

   Динамика  использования профицита  и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2009 - 2011 годах приведена в следующей таблице:

   Таблица 4- Источники финансирования дефицита  федерального бюджета на  период 2006-2010 гг

Основные  показатели проекта федерального бюджета 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год
млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП
Профицит 1943,8 4,6 2484,3 5,6 1902,5 3,7 1413,3 2,4 1521,3 2,3
Источники финансирования дефицита федерального бюджета 170,3 0,4 - - 258,9 0,5 451,3 0,8 614,6 0,9
Изменение остатков средств федерального бюджета - - - - -2161,4 -4,2 -1864,6 -3,2 -2135,9 -3,2
Источники финансирования дефицита федерального бюджета с учетом изменения остатков средств федерального бюджета - - - - -1902,5 -3,7 -1413,3 -2,4 -1521,3 -2,3
 

     Анализ  динамики показывает, что профицит федерального бюджета включает в  себя сальдовые величины по увеличению (привлечению) и уменьшению (погашению)  источников финансирования дефицита федерального бюджета, которые в 2006 - 2010 годах увеличиваются как в абсолютных размерах, так и в процентах к ВВП, а также изменение остатков средств федерального бюджета на счетах по учету средств федерального бюджета, которые    снижаются относительно ВВП с 4,2 % до 3,2 % и направляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

     Сбалансированность  федерального бюджета обеспечивается с учетом концепции ненефтегазового  баланса федерального бюджета.  Предусматривается, что возникающий в результате такой конструкции федерального бюджета ненефтегазовый дефицит федерального бюджета будет покрываться за счет увеличения источников финансирования дефицита федерального бюджета (сальдо) в 3,6 раза в 2010 году по сравнению с 2006 годом.  

    1. Цели  создания на федеральном  уровне стабилизационного фонда
 

     Высокий уровень мировых цен на нефть, сформировавшийся после 2000 г. (от 23 до 35 долл./барр. в среднем за год в 2000–2004 гг., Urals), вызвал приток в страну значительного объема валютных средств. В этих условиях органы кредитно-денежного регулирования столкнулись с необходимостью покупки «избыточного» предложения валюты в официальные резервы - во избежание шокового укрепления рубля, ведущего к утрате конкурентоспособности национальной экономики («голландская болезнь»). Результатом таких покупок явилась масштабная рублевая эмиссия, создававшая угрозу усиления инфляции. Как следствие, возникла потребность в инструментах стерилизации эмиссии, позволяющих сдерживать рост денежного предложения.

     Важнейшим инструментом стерилизации эмиссии стало накопление ресурсов на счетах и депозитах органов государственного управления в Банке России. Всего за 2000-2003 гг. прирост средств в Банке России обеспечил стерилизацию 17% эмиссии, вызванной ростом золотовалютных резервов (см. табл. 5).

     Однако вплоть до 2004 г. отсутствовал четкий финансовый механизм, увязывавший поступление на рынок экспортной выручки с аккумулированием избыточной ликвидности на бюджетных счетах. Это обусловливало высокую неравномерность динамики денежного предложения («пиковые» скачки денежного предложения в конце года). Такая неравномерность, в свою очередь, негативно сказывалась на уровне инфляции.

Информация о работе Бюджетная система