Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2011 в 14:09, контрольная работа
Анализ динамики, состава и структуры доходов федерального бюджета РФ
1Анализ динамики, состава и структуры доходов федерального бюджета РФ……..3
2Анализ динамики, состава и структуры расходов федерального бюджета……….12
3Анализ дефицита (профицита) федерального бюджета……………………………..18
4Анализ ФЦП «Дети России»………………………………………..............................29
5Международная оценка типов бюджетных систем, их особенности……………….33
Список используемых источников……………………………………………………..39
Приложение……………………………………………………………………...………40
2
Анализ динамики, состава
и структуры расходов
федерального бюджета
Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
В
соответствии со статьей 21 Бюджетного
Кодекса РФ классификация расходов
бюджета состоит из 11 разделов. Они
являются едиными для бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации разделами
и подразделами классификации расходов
бюджетов, рассмотрим их подробнее
в таблице №3.
Таблица 3 - Расходы федерального бюджета в период 2006- 2010 гг
Расходы федерального бюджета | 2006 г | 2007 г | 2008г | 2009г | 2010г | ||||||
Сумма, млрд. руб. | Удель-ный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удель-ный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удель-ный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удель-ный вес,% | Сумма, млрд. руб. | Удель-ный вес,% | ||
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ | 533,2 | 11,05 | 815,7 | 13,63 | 828,78 | 12,61 | 899,84 | 12,08 | 963,10 | 11,90 | |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | 681,8 | 14,13 | 831,9 | 13,90 | 509,10 | 7,75 | 566,74 | 7,61 | 596,19 | 7,37 | |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 550,2 | 11,4 | 667,0 | 11,14 | 521,84 | 7,94 | 642,61 | 8,62 | 693,51 | 8,57 | |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | 345,0 | 7,15 | 692,6 | 11,57 | 702,32 | 10,69 | 789,62 | 10,60 | 528,55 | 6,53 | |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 51,41 | 1,06 | 53,45 | 0,89 | 54,56 | 0,83 | 56,29 | 0,76 | 51,86 | 0,64 | |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 9,12 | 0,19 | 9,21 | 0,15 | 9,33 | 0,14 | 10,21 | 0,14 | 10,96 | 0,14 | |
ОБРАЗОВАНИЕ | 300,10 | 6,22 | 305,67 | 5,11 | 307,20 | 4,68 | 313,64 | 4,21 | 339,85 | 4,20 | |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 87,75 | 1,78 | 85,12 | 1,42 | 83,81 | 1,28 | 73,01 | 0,98 | 67,58 | 0,84 | |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ | 115,21 | 2,39 | 199,24 | 3,33 | 211,69 | 3,22 | 245,22 | 3,29 | 295,36 | 3,65 | |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 1,2 | 0,02 | 2,4 | 0,04 | 270,86 | 4,12 | 342,67 | 4,60 | 396,54 | 4,90 | |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ | 1 498,9 | 31,07 | 1900,1 | 31,74 | 2281,56 | 34,73 | 2423,12 | 32,52 | 2720,97 | 33,63 | |
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 186,30 | 2,50 | 404,50 | 5,00 | |
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ | 110,91 | 2,30 | 424,21 | 7,09 | 789,25 | 12,01 | 901,88 | 12,10 | 1021,00 | 12,62 | |
ВСЕГО | 4284,8 | 100 | 5986,6 | 100 | 6570,30 | 100,00 | 7451,15 | 100,00 | 8089,97 | 100,00 |
В структуре расходов консолидированного бюджета Российской Федерации преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%).
При этом для оценки общего объема бюджетных средств по ряду социально значимых направлений, прежде всего, здравоохранению и образованию, необходимо учитывать расходы государственных внебюджетных фондов, а также установленные законодательством или планируемые к введению налоговые льготы.
Доля расходов федерального
бюджета (без учета
Наибольший
удельный вес в классификации
расходов занимают межбюджетные
трансферты. Если говорить о динамике
этого показателя, то он снижается в процентном
отношении, но в денежном эквиваленте
увеличивается. В среднесрочной перспективе
предусмотрено абсолютное увеличение
межбюджетных трансфертов.
2.1Роль ФЦП в развитии
региональных бюджетов
Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики.
Государственным документом, в котором закреплены эти цели, является Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 «Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации».
К числу целей российской региональной политики в этом документе отнесены:
Нетрудно видеть, что все перечисленные цели имеют прямое отношение к решению проблемы региональной асимметрии.
Федеральные
целевые программы
2.2 Причина снижения (увеличения) расходов по соответствующим разделам федерального бюджета
Расходы консолидированного бюджета составили 12521,0 млрд. рублей или 30,6% ВВП по сравнению с 34,0% в 2009 году (12030,0 млрд. рублей). Без учета ЕСН расходы консолидированного бюджета в 2010 году составили 30,5% ВВП против 32,7% ВВП в предыдущем году. Процентные платежи составили 242,0 млрд. рублей или 0,6% ВВП, аналогично уровню предыдущего года. Непроцентные расходы -12279,0 млрд. рублей или 30,0% ВВП по сравнению с 33,4% ВВП в предыдущем году.
По
расходам наибольший рост произошел по
трансфертам внебюджетным фондам и расходам
на социальную политику, что связано с
увеличением пенсий. Также существенно
выросли расходы на обслуживание госдолга.
Наибольшее сокращение наблюдается по
разделу национальная экономика, в результате
сворачивания объема антикризисных программ
государства.
2.3К чему в дальнейшем может привести сохранения выявленных тенденций?
Учитывая,
что политика расходов смещается
в сторону программ, направленных
на развитие, акцент делается не на количество,
а на качество, которое будет обеспечено
за счет соблюдения положений бюджетного
законодательства и обеспечения
эффективности использования
Помимо приоритетных направлений, политика расходов на среднесрочный период направлена также и на обеспечение функций, обязательства по которым государство несет всегда, вне зависимости от приоритетов экономической и бюджетной политики - оборона, правовая, судебная, правоохранительная, финансовая, внешнеполитическая деятельность страны и организация работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Увеличение
доли расходов государственного бюджета
в ВВП, при прочих равных условиях,
снижает эффективность
Кроме того, рост расходов государственного бюджета порождает дефицит государственного бюджета, приводит к росту государственного долга. Обслуживание растущего государственного долга отвлекает ресурсы национальной экономики от инвестирования, что подрывает основы экономического роста.
В
случае сохранения такого подхода, прогнозируется,
что в России отношение государственных
расходов к ВВП, по сравнению с
настоящим уровнем (36-38%), в течение
10-15 лет будет снижено еще примерно
на 10-15 процентных пункта и составит
к 2015 году 23-26% ВВП.
Динамика использования профицита и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2009 - 2011 годах приведена в следующей таблице:
Таблица 4- Источники финансирования дефицита федерального бюджета на период 2006-2010 гг
|
Анализ динамики показывает, что профицит федерального бюджета включает в себя сальдовые величины по увеличению (привлечению) и уменьшению (погашению) источников финансирования дефицита федерального бюджета, которые в 2006 - 2010 годах увеличиваются как в абсолютных размерах, так и в процентах к ВВП, а также изменение остатков средств федерального бюджета на счетах по учету средств федерального бюджета, которые снижаются относительно ВВП с 4,2 % до 3,2 % и направляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Сбалансированность
федерального бюджета обеспечивается
с учетом концепции ненефтегазового
баланса федерального бюджета. Предусматривается,
что возникающий в результате такой конструкции
федерального бюджета ненефтегазовый
дефицит федерального бюджета будет покрываться
за счет увеличения источников финансирования
дефицита федерального бюджета (сальдо)
в 3,6 раза в 2010 году по сравнению с 2006 годом.
Высокий уровень мировых цен на нефть, сформировавшийся после 2000 г. (от 23 до 35 долл./барр. в среднем за год в 2000–2004 гг., Urals), вызвал приток в страну значительного объема валютных средств. В этих условиях органы кредитно-денежного регулирования столкнулись с необходимостью покупки «избыточного» предложения валюты в официальные резервы - во избежание шокового укрепления рубля, ведущего к утрате конкурентоспособности национальной экономики («голландская болезнь»). Результатом таких покупок явилась масштабная рублевая эмиссия, создававшая угрозу усиления инфляции. Как следствие, возникла потребность в инструментах стерилизации эмиссии, позволяющих сдерживать рост денежного предложения.
Важнейшим инструментом стерилизации эмиссии стало накопление ресурсов на счетах и депозитах органов государственного управления в Банке России. Всего за 2000-2003 гг. прирост средств в Банке России обеспечил стерилизацию 17% эмиссии, вызванной ростом золотовалютных резервов (см. табл. 5).
Однако вплоть до 2004 г. отсутствовал четкий финансовый механизм, увязывавший поступление на рынок экспортной выручки с аккумулированием избыточной ликвидности на бюджетных счетах. Это обусловливало высокую неравномерность динамики денежного предложения («пиковые» скачки денежного предложения в конце года). Такая неравномерность, в свою очередь, негативно сказывалась на уровне инфляции.