Бюджетно-налоговая политика государства и ее функциональная роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:29, курсовая работа

Описание

Проблемы бюджетного регулирования, как фактора роста эффективности экономики, для большинства стран мира, в том числе и для России, остаются весьма актуальными на современном этапе развития общества.
Необходимость совершенствования механизмов бюджетного регулирования обусловлена усилением социальной расслоенности населения, низким уровнем заработной платы, незаинтересованностью предпринимателей в своевременной и полной уплате налогов, развитием теневого сектора экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ - ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие бюджета
1.2 Принципы построения бюджета
1.3 Структура бюджета
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ
2.1 Функции и концепции использования бюджета
2.2 Тенденции и противоречия бюджетной политики
2.3 Государственный долг и его регулирование
2.4 Налоговая система, ее структура, инструменты и значение
ГЛАВА 3. ИТОГИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 2000 - 2006 ГОДАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Итоги бюджетной политики РФ в 2000 - 2006 годах
3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу
3.3 Основные направления налоговой политики
3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.29 Кб (Скачать документ)

Бюджетно-налоговая политика государства и ее функциональная роль

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ - ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие бюджета

1.2 Принципы построения  бюджета

1.3  Структура бюджета

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ

2.1 Функции и концепции  использования бюджета

2.2 Тенденции и противоречия  бюджетной политики

2.3 Государственный долг  и его регулирование

2.4  Налоговая система, ее структура, инструменты и значение

ГЛАВА 3. ИТОГИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ РФ В 2000 - 2006 ГОДАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ЕЕ РАЗВИТИЯ

3.1 Итоги бюджетной политики  РФ в 2000 - 2006 годах

3.2  Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу

3.3  Основные направления налоговой политики

3.4  Основные приоритеты бюджетных расходов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблемы бюджетного регулирования, как  фактора роста эффективности  экономики, для большинства стран  мира, в том числе и для России, остаются весьма актуальными на современном  этапе развития общества.

Необходимость совершенствования  механизмов бюджетного регулирования  обусловлена усилением социальной расслоенности населения, низким уровнем  заработной платы, незаинтересованностью  предпринимателей в своевременной  и полной уплате налогов, развитием  теневого сектора экономики.

Анализ методов регулирования  бюджетной системы необходим  для оценки ее эффективности, а также  для разработки новых и корректировки  уже имеющихся планов и программ по совершенствованию межбюджетных отношений. Вышесказанное определяет актуальность исследования в области  анализа бюджетного регулирования, создания налогово-бюджетной системы, адекватной современным реалиям.

Проблема бюджетного регулирования  предполагает изучение теоретического и практического опыта, накопленного в этой сфере не только в России, но и в мировом масштабе.

Основы теории налогово-бюджетного регулирования разрабатывались  еще А. Смитом, Д. Риккардо, У. Петти  и другими классиками экономической  теории.

Существенный вклад в  развитие теории налогово-бюджетного регулирования внесли О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, А. Маршалл, Дж. Кейнс, А. Пигу и Й. Шумпетер. К.Маркс впервые  обоснованно подверг критике  налогово-бюджетные системы стран  Европы, которые он сравнил с продолжением римского фиска. А. Маршалл выявил инструменты  государственного вмешательства в  экономику. Неоценимым представляется вклад Дж. М. Кейнса в формирование дискреционной налоговой политики.

Целью настоящей работы является рассмотрение цели и инструменты  бюджетно-налоговой политики в России.

Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:

1. Рассмотреть бюджет  как основу финансовой базы  государства

2. Проанализировать бюджетно-налоговую  политику государства и ее  функциональную роль.

3. Проанализировать итоги  бюджетно-налоговой политики РФ  в 2000 - 2006 годах и рассмотреть  перспективы ее дельнейшего развития.

Предметом исследования является совокупность бюджетных отношений, подвергающихся регулированию при  помощи различных методов и инструментов.

Объектом исследования являются механизмы налогово-бюджетного регулирования  как инструменты оживления экономики  и решения важнейших проблем  социально-экономического развития России.

Методологической основой  исследования послужили основные положения  экономической теории, научные исследования представителей различных экономических  школ, труды ученых-экономистов зарубежных стран и России, таких как: Бабич  А.М., Павлова Л.Н., Вышегородцев М.М., Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. и др.

В процессе исследования были использованы: статистические и математические методы, метод сравнительного экономического анализа, расчетно-конструктивный метод.

Структурно работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

 

ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ – ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие бюджета

Основой финансовой базы государства  является бюджет, состоящий из бюджета  центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью  перераспределения национального  дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций[1]. В государственном бюджете находят органическую увязку все основные финансовые операции — расходы, различные виды доходов, государственные займы. Внешне самостоятельные, они в бюджете получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.

1.2 Принципы построения  бюджета

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми  странами в начале XX в.

1. Принцип единства —  сосредоточение в бюджете всех  расходов и всех доходов государства.  В государстве должна существовать  единая бюджетная система, единообразие  финансовых документов и бюджетной  классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета  учитываются все затраты и  все поступления.

3. Принцип реальности  предполагает правдивое отражение  доходов и расходов государства.

4. Принцип гласности —  это обязательное информирование  Заселения об основных расходах  и источниках доходов. В современных  условиях в. практике развитых  стран наблюдается некоторое  несоблюдение этих принципов.  Так, отход от принципов полноты  и единства выразился в появлении,  помимо негосударственного бюджета,  большого количества различных  специальных и внебюджетных фондов  самостоятельных в финансовом  отношении государственных учреждений (кредитные фонды, социальные, научно-технические  и др.). Однако отсутствие обезличенности  финансового фонда, которым распоряжаются  правительства разных уровней,  и четкое разграничение источников, поступлений центрального правительства  и местных органов власти являются  важнейшей особенностью современных  государственных бюджетов развитых  стран.[2]

1.3 Структура бюджета

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают  доходы, то налицо бюджетный дефицит.

Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает: расходы на содержание вооруженных  сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу.

Исторически структура государственных  расходов определялась потребностями  в конкретных условиях. Так, первая и вторая мировые войны вызвали  расширение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказали  большое влияние экономические  и социальные факторы. В развитых странах они являлись главной  причиной роста государственных  расходов. В настоящее время доля государственных расходов в ВНП  составляет: в США — 36%, в Японии — 33, в ФРГ — 46, в Англии — 43, во Франции и Италии — 50, в Канаде — 4, в Швеции — 60%.

Структура государственных  расходов развитых стран в современных  условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы  составляют 28%, социальные — 47,3, хозяйственные  — 6,7, проценты по государственному долгу  — 13,7%. В других странах смешанной  экономики социальная сфера поглощает  свыше 50% бюджетных расходов.[3]

Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в разных странах имеются  существенные различия, связанные с  масштабом государственного сектора. Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора был велик, большая часть  государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных предприятий, а прямые государственные капиталовложения составляли 10— 20% всех инвестиций. Приватизация национализированных предприятий  сократила государственные вложения в хозяйство, особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору.

В завершение данной главы  отметим, что бюджет — это роспись  государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в  законодательном порядке.

Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает: расходы на содержание вооруженных  сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу.

 

ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ

2.1 Функции и концепции  использования бюджета

Бюджетная система выполняет  три функции:

1) фискальная функция  означает создание финансовой  базы функционирования государства  в условиях фактического отсутствия  у него собственных доходов  (исключая доход от государственной  собственности, который составляет, например, в США 6—7% доходов государственного  бюджета);

2) функция экономического  регулирования — это использование  государством налогов (основного  источника доходов бюджета) для  проведения своей экономической  политики;

3) социальная функция  предполагает использование государственного  бюджета для перераспределения  национального дохода[4].

Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять  рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства  должна строиться на синтезе рыночного  и государственного механизмов регулирования.

Концепция “нейтрального  бюджета” привязывала всю бюджетную  политику государства к задаче обеспечения  сбалансированности бюджета и предусматривала  “нейтральное” отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал  чисто финансовые задачи (изъятие  и распределение денежных средств).

Но политика жесткого соизмерения  расходов и доходов бюджета имела  свои недостатки: а) она ограничивала размах экономических операций, время  их проведения (крупномасштабные и  долговременные операции); б) снижала  эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям часто уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической  точки зрения операциями; в) снижала  и без того малую эластичность государственного бюджета, лишала возможности  быстро реагировать на изменение  экономической обстановки; г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность  депрессий, а уменьшение в фазе подъема  вело к “перегреву” экономики.

Кейнсианский рецепт использования  государственного бюджета впервые  признал за бюджетными инструментами, помимо финансовых, функции по стабилизации экономики. В основе его лежит  концепция “функциональных финансов”, согласно которой формирование и  реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую  сторону дела, причем последней отдается предпочтение. Главное — сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается  как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и  депрессии.

Согласно концепции “функциональных  финансов” решение проблемы дефицита бюджета в долгосрочном периоде  невозможно без кардинального решения  вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический  подход к бюджетной политике государства.

2.2 Тенденции и противоречия  бюджетной политики

В рамках задач, которые решает бюджетная политика, можно говорить о ее эффективности. Если бюджетная  политика решает финансовые проблемы, то показателями оценки ее эффективности  являются бюджетный дефицит и  государственный долг, отражающие состояние  государственных финансов. Если бюджетная  политика направлена на решение экономической  задачи — макроэкономической сбалансированности, то используются такие показатели, как рост ВНП и совокупных частных  инвестиций, уровень безработицы  и инфляции. Финансовые показатели дополняют характеристику эффективности  бюджетной политики.[5]

В качестве примера можно  сослаться на результаты бюджетной  политики, проводимой американской администрацией в 80-е годы. Важнейшими ее достижениями, особенно в долгосрочном аспекте, стали: разрыв прочной связи, существовавшей в 70-е годы, между значительным бюджетным  дефицитом и инфляционным ростом; повышение инвестиционной и предпринимательской  активности, способствующее экономическому росту; увеличение реальных доходов  населения (за вторую половину 80-х годов  на 15%); радикальная техническая и  управленческая перестройка экономики, приведшая к повышению ее конкурентоспособности; увеличение притока иностранного капитала, финансирующего до 50% валовых внутренних инвестиций.

Конечно, для американской экономики этого периода характерны и негативные явления (социальное расслоение общества, финансовые затруднения и  особенно значительный бюджетный дефицит, в середине 80-х годов он составил 220 млрд. долл.). Но, как отмечает американский экономист А. Лаффер, “дефицит сам  по себе не является проблемой, он барометр того, что происходит”. При определенных условиях бюджетный дефицит может  превратиться в катализатор ухудшения  экономического положения. Не менее  важно также, как финансируется  дефицит. Существует два способа  его финансирования: выпуск и размещение государственных ценных бумаг среди  населения и продажа облигаций  частным банкам. В первом случае государство получает заем у населения, что вызывает дополнительный спрос, а следовательно, и стимулирование производства. Во втором случае продаваемые  государством облигации на частном  рынке скупает Центральный банк. Появляется дополнительный стимул для  роста государственных расходов. Таким образом, заем государства  за счет банковской системы оборачивается  дополнительными деньгами — монетизацией части государственного долга. Отсюда — инфляция и падение процентных ставок.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства и ее функциональная роль