Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:29, курсовая работа
Проблемы бюджетного регулирования, как фактора роста эффективности экономики, для большинства стран мира, в том числе и для России, остаются весьма актуальными на современном этапе развития общества.
Необходимость совершенствования механизмов бюджетного регулирования обусловлена усилением социальной расслоенности населения, низким уровнем заработной платы, незаинтересованностью предпринимателей в своевременной и полной уплате налогов, развитием теневого сектора экономики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ - ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие бюджета
1.2 Принципы построения бюджета
1.3 Структура бюджета
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ
2.1 Функции и концепции использования бюджета
2.2 Тенденции и противоречия бюджетной политики
2.3 Государственный долг и его регулирование
2.4 Налоговая система, ее структура, инструменты и значение
ГЛАВА 3. ИТОГИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 2000 - 2006 ГОДАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Итоги бюджетной политики РФ в 2000 - 2006 годах
3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу
3.3 Основные направления налоговой политики
3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетно-налоговая политика государства и ее функциональная роль
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ - ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие бюджета
1.2 Принципы построения бюджета
1.3 Структура бюджета
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ
2.1 Функции и концепции использования бюджета
2.2 Тенденции и противоречия бюджетной политики
2.3 Государственный долг и его регулирование
2.4 Налоговая система, ее структура, инструменты и значение
ГЛАВА 3. ИТОГИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 2000 - 2006 ГОДАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Итоги бюджетной политики РФ в 2000 - 2006 годах
3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу
3.3 Основные направления налоговой политики
3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы бюджетного регулирования, как фактора роста эффективности экономики, для большинства стран мира, в том числе и для России, остаются весьма актуальными на современном этапе развития общества.
Необходимость совершенствования
механизмов бюджетного регулирования
обусловлена усилением
Анализ методов регулирования бюджетной системы необходим для оценки ее эффективности, а также для разработки новых и корректировки уже имеющихся планов и программ по совершенствованию межбюджетных отношений. Вышесказанное определяет актуальность исследования в области анализа бюджетного регулирования, создания налогово-бюджетной системы, адекватной современным реалиям.
Проблема бюджетного регулирования предполагает изучение теоретического и практического опыта, накопленного в этой сфере не только в России, но и в мировом масштабе.
Основы теории налогово-бюджетного регулирования разрабатывались еще А. Смитом, Д. Риккардо, У. Петти и другими классиками экономической теории.
Существенный вклад в
развитие теории налогово-бюджетного
регулирования внесли О. Конт, К. Маркс,
Э. Дюркгейм, А. Маршалл, Дж. Кейнс, А. Пигу
и Й. Шумпетер. К.Маркс впервые
обоснованно подверг критике
налогово-бюджетные системы
Целью настоящей работы является рассмотрение цели и инструменты бюджетно-налоговой политики в России.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть бюджет как основу финансовой базы государства
2. Проанализировать бюджетно-
3. Проанализировать итоги
бюджетно-налоговой политики
Предметом исследования является
совокупность бюджетных отношений,
подвергающихся регулированию при
помощи различных методов и
Объектом исследования являются
механизмы налогово-бюджетного регулирования
как инструменты оживления
Методологической основой
исследования послужили основные положения
экономической теории, научные исследования
представителей различных экономических
школ, труды ученых-экономистов
В процессе исследования были использованы: статистические и математические методы, метод сравнительного экономического анализа, расчетно-конструктивный метод.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ – ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие бюджета
Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.
Государственный бюджет представляет
собой крупнейший централизованный
денежный фонд, аккумулируемый с помощью
перераспределения
1.2 Принципы построения бюджета
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.
1. Принцип единства —
сосредоточение в бюджете всех
расходов и всех доходов
2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
3. Принцип реальности
предполагает правдивое
4. Принцип гласности —
это обязательное
1.3 Структура бюджета
Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит.
Доходная часть
Исторически структура государственных расходов определялась потребностями в конкретных условиях. Так, первая и вторая мировые войны вызвали расширение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказали большое влияние экономические и социальные факторы. В развитых странах они являлись главной причиной роста государственных расходов. В настоящее время доля государственных расходов в ВНП составляет: в США — 36%, в Японии — 33, в ФРГ — 46, в Англии — 43, во Франции и Италии — 50, в Канаде — 4, в Швеции — 60%.
Структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные — 47,3, хозяйственные — 6,7, проценты по государственному долгу — 13,7%. В других странах смешанной экономики социальная сфера поглощает свыше 50% бюджетных расходов.[3]
Что касается расходов на финансирование
хозяйства, то в разных странах имеются
существенные различия, связанные с
масштабом государственного сектора.
Например, в европейских странах,
где удельный вес государственного
сектора был велик, большая часть
государственных расходов шла на
поддержание, субсидирование и развитие
национализированных
В завершение данной главы
отметим, что бюджет — это роспись
государственных доходов и
Доходная часть
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ
2.1 Функции и концепции использования бюджета
Бюджетная система выполняет три функции:
1) фискальная функция
означает создание финансовой
базы функционирования
2) функция экономического
регулирования — это
3) социальная функция
предполагает использование
Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.
Концепция “нейтрального бюджета” привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала “нейтральное” отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).
Но политика жесткого соизмерения
расходов и доходов бюджета имела
свои недостатки: а) она ограничивала
размах экономических операций, время
их проведения (крупномасштабные и
долговременные операции); б) снижала
эффективность экономических
Кейнсианский рецепт использования
государственного бюджета впервые
признал за бюджетными инструментами,
помимо финансовых, функции по стабилизации
экономики. В основе его лежит
концепция “функциональных
Согласно концепции “
2.2 Тенденции и противоречия бюджетной политики
В рамках задач, которые решает бюджетная политика, можно говорить о ее эффективности. Если бюджетная политика решает финансовые проблемы, то показателями оценки ее эффективности являются бюджетный дефицит и государственный долг, отражающие состояние государственных финансов. Если бюджетная политика направлена на решение экономической задачи — макроэкономической сбалансированности, то используются такие показатели, как рост ВНП и совокупных частных инвестиций, уровень безработицы и инфляции. Финансовые показатели дополняют характеристику эффективности бюджетной политики.[5]
В качестве примера можно сослаться на результаты бюджетной политики, проводимой американской администрацией в 80-е годы. Важнейшими ее достижениями, особенно в долгосрочном аспекте, стали: разрыв прочной связи, существовавшей в 70-е годы, между значительным бюджетным дефицитом и инфляционным ростом; повышение инвестиционной и предпринимательской активности, способствующее экономическому росту; увеличение реальных доходов населения (за вторую половину 80-х годов на 15%); радикальная техническая и управленческая перестройка экономики, приведшая к повышению ее конкурентоспособности; увеличение притока иностранного капитала, финансирующего до 50% валовых внутренних инвестиций.
Конечно, для американской
экономики этого периода
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства и ее функциональная роль