Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 05:29, курсовая работа
Проблемы бюджетного регулирования, как фактора роста эффективности экономики, для большинства стран мира, в том числе и для России, остаются весьма актуальными на современном этапе развития общества.
Необходимость совершенствования механизмов бюджетного регулирования обусловлена усилением социальной расслоенности населения, низким уровнем заработной платы, незаинтересованностью предпринимателей в своевременной и полной уплате налогов, развитием теневого сектора экономики.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ - ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие бюджета
1.2 Принципы построения бюджета
1.3 Структура бюджета
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ
2.1 Функции и концепции использования бюджета
2.2 Тенденции и противоречия бюджетной политики
2.3 Государственный долг и его регулирование
2.4 Налоговая система, ее структура, инструменты и значение
ГЛАВА 3. ИТОГИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 2000 - 2006 ГОДАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Итоги бюджетной политики РФ в 2000 - 2006 годах
3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу
3.3 Основные направления налоговой политики
3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В то же время целый ряд задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации в налоговой сфере, до настоящего времени не выполнен.
Практика применения налога
на добавленную стоимость остается
препятствием для расширения экономической
деятельности. Организации испытывают
большие сложности ввиду
Другой проблемной сферой по-прежнему является налогообложение фонда оплаты труда для видов экономической деятельности с высокой долей оплаты труда в структуре затрат, прежде всего в инновационных секторах экономики.
Не введен налог на жилую недвижимость, обеспечивающий более справедливую систему налогообложения имущества граждан.
Неоправданно затянута работа,
касающаяся внедрения критериев
оценки эффективности работы сотрудников
налоговых органов, имея в виду не
исполнение планов по сбору налогов,
а проверку правильности исчисления
и уплаты налогов. Соответственно, не
реализованы механизмы
В настоящее время требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, в том числе системы администрирования, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.
Концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач и снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен
В 2000-2006 годах расходы консолидированного бюджета Российской Федерации увеличились с 2 трлн. рублей до 8,4 трлн. рублей, или более чем вдвое в реальном выражении. Рост объема расходов происходил в целом адекватно росту валового внутреннего продукта и не сопровождался существенным повышением зависимости бюджета от конъюнктуры мировых рынков нефти и газа.
Механизмы и принципы, заложенные
при принятии решения о создании
Стабилизационного фонда
Расходные приоритеты, определенные в 2000 году, в целом были выдержаны. Так, расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на образование в реальном выражении увеличились 2,4 раза, на здравоохранение - в 3,4 раза.
Значительно улучшено финансирование
судебной системы. Происходило планомерное
решение задач в сфере обороны
и безопасности. И что наиболее
значимо, начато оснащение армии
современными видами вооружения и военной
техники, перевод ее на контрактную
основу. Эти процессы подкреплялись
необходимым бюджетным
Регулярное повышение заработной платы в бюджетном секторе и пенсий способствовало существенному сокращению масштабов бедности в стране. Повышение денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов позволило стабилизировать кадровый состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Осуществлены необходимые
реформы финансового
Переход к адресным формам
бюджетного финансирования реализации
льгот на проезд общественным транспортом,
отмена права пользования ими
по профессиональному признаку с
одновременным повышением оплаты труда
соответствующих категорий
К 2005 году были финансово
обеспечены наиболее неотложные нужды,
которые на протяжении ряда лет накапливались
в бюджетном секторе. С этого
времени появилась возможность
начать формирование качественно новой
политики государственных расходов,
направленной на последовательное повышение
жизненного уровня населения, устранение
инфраструктурных ограничений социально-
Начата реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, агропромышленном комплексе, жилищном строительстве.
В 2006 году произошли заметные сдвиги в укомплектовании кадрами первичного звена медицинской помощи, срок ожидания проведения диагностических исследований сократился с 10 до 7 дней, а время прибытия «скорой помощи» - с 35 до 25 минут. На развитие малых форм хозяйствования на селе при государственной поддержке выдано кредитов на сумму 41 млрд.рублей, что в 13 раз больше по сравнению с уровнем 2005 года. Выделены денежные гранты 10 тыс. лучших учителей, 3 тыс. школ и 17 университетам. Годовой объем ипотечных кредитов населению превысил 260 млрд. рублей, увеличившись почти в 5 раз, а ставка по ним последовательно снижалась.
Началась реализация масштабных
мер по улучшению демографической
ситуации в стране, повышению социального
престижа материнства и семейного
воспитания детей. Ассигнования, необходимые
для существенного увеличения объемов
государственной поддержки
Бюджет все в большей
степени выступает в качестве
инструмента проведения структурных
реформ, поддержки позитивных процессов
в различных сферах экономической
деятельности. Сформирован и начал
работу Инвестиционный фонд Российской
Федерации. В федеральном бюджете
впервые предусмотрены
Вместе с тем в планировании и реализации бюджетной политики сохраняется ряд проблем.
По-прежнему недостаточными
остаются объемы дорожного строительства,
не выдерживаются нормативы
Контроль за расходами на содержание государственного аппарата, численность которого существенно возросла, оказался недостаточно эффективным. Особенно это касается территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Также не произошло существенных позитивных изменений в функционировании бюджетных учреждений, не созданы достаточные стимулы для повышения эффективности их деятельности, экономии бюджетных средств. Число бюджетных учреждений и работников бюджетной сферы в расчете на душу населения продолжает возрастать.
Правительством Российской
Федерации проводилась
Особенно негативно это сказывается на осуществлении государственных капитальных вложений. Вследствие сложившейся практики ежегодного пересмотра объемов капитальных вложений строительство запланированных объектов ведется неритмично, нормативные сроки их ввода в эксплуатацию регулярно не выдерживаются, происходит постоянное неоправданное удорожание стоимости строительства, снижается его качество.
В основу проведенной реформы межбюджетных отношений были положены отмена не обеспеченных финансовыми ресурсами «федеральных мандатов», законодательное разграничение полномочий между уровнями публичной власти, закрепление за бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации собственных доходных источников на долгосрочной основе, формирование прозрачных и обоснованных механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности территорий, создание стимулов к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.
Законодательно определен
порядок делегирования
В 2006 году впервые были приняты
и исполнены бюджеты городских
и сельских поселений, вновь образованных
в рамках масштабной реформы местного
самоуправления, что расширило возможности
граждан участвовать в принятии
решений по проблемам финансового
обеспечения вопросов местного значения.
Запланированные в местных
Однако далеко не всегда
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации соблюдаются
установленные Бюджетным
До настоящего времени в большинстве регионов не решена задача закрепления за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Пока не найден оптимальный
баланс между объективно необходимым
выравниванием бюджетной
Таким образом, несмотря на
ряд сохраняющихся ограничений
и нерешенных проблем, в 2000-2006 годах
в целом было завершено формирование
основ новой бюджетной системы.
К настоящему времени в России
созданы все необходимые
В этих условиях многократно
возрастает ответственность за выбор
наиболее эффективных способов осуществления
государственных расходов, учет не
только краткосрочных, но и долгосрочных
последствий принимаемых
3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008- 2010 годы и дальнейшую перспективу
Бюджетная стратегия на среднесрочную
перспективу должна быть ориентирована
на содействие социальному и экономическому
развитию Российской Федерации при
безусловном учете критериев
эффективности и
При формировании и реализации
бюджетной стратегии
Первое. Превращение федерального
бюджета в эффективный
Второе. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. При уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен.
Для этих целей Стабилизационный фонд Российской Федерации необходимо преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.
Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе.
Объем Резервного фонда, а также объем доходов от нефти и газа, используемых для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо законодательно зафиксировать в процентном отношении к валовому внутреннему продукту, предусмотрев при этом 3-летний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами.
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства и ее функциональная роль