Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:53, контрольная работа
Ведущую и определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и содержание бюджетного процесса ……………………………….4
2. Составление проекта Государственного бюджета Украины………………..7
3. Рассмотрение и принятия Государственного бюджета Украины и местных бюджетов…………………………………………………………………………13
4. Порядок исполнения бюджета……………………….……….……………..22
5. Отчет о выполнении Государственного и местных бюджетов…………….30
Заключение……………………………………………………………………...32
Список использованной литературы………………………………………..33
1. По бюджетам Автономной Республики Крым главными роз- порядниками бюджетного средства определяются уполномоченные юридические лица (бюджетные учреждения), что обеспечивают деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым, министерства и другие органы власти Автономной Республики Крым в лице их руководителей. Главным распорядителям средства выделяются за бюджетными назначениями.
2. По местным бюджетам главными распорядителями определяются руководители местных государственных администраций, исполнительных органов советов и их секретариатов, руководители главных управлений, управлений, отделов и других самостоятельных структурных подразделов местных государственных администраций, исполнительных органов советов.
3. За назначениями по областным, городских, районных, городских и поселковых бюджетах главными распорядителями выступают руководители местных государственных администраций, исполнительных органов советов и их секретариатов, руководители главных управлений, управлений, отделов и других самостоятельных структур.
Согласно документов Министерства финансов Украины четко разграничиваются полномочие главных распорядителей средств Государственного бюджета и ответственных исполнителей бюджетных программ в стадиях бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевого метода в бюджетный процесс.
Ответственный исполнитель - это юридическое лицо, которое имеет отдельный счет, бухгалтерский баланс и непосредственно обеспечивает выполнение одной или ряда бюджетных программ в системе главного распорядителя средства. Ответственным исполнителем может быть:
- главный распорядитель, если его аппарат обеспечивает выполнение бюджетной программы;
- распорядители низшего уровня;
- получатели средства государственного бюджета (бюджетные учреждения), которые выполняют бюджетные программы в системе главного распорядителя.
Ответственного исполнителя определяет главный распорядитель по письменному согласованию с Министерством финансов Украины в процессе формирования проекта государственного бюджета на следующий год. Главный распорядитель не может иметь в своей системе больше чем девять ответственных исполнителей.
Главные распорядители средства государственного бюджета к началу бюджетного года определяют сеть распорядителей средства низшего уровня и получателей по территориям.
В Украине существует казначейская система выполнения бюджетов. Механизм кассового выполнения Государственного бюджета по расходам и по доходам регулируется приказами государственного казначейства. Согласно настоящим приказам главным распорядителям и распорядителям ІІ степени приоткрываются сведенные лицевые счета для зачисления средства без определения кодов функциональной классификации расходов, которые подлежат дальнейшему перечислению на личные и регистрационные счета.
Лицевые счета - это счета, которые открываются в органах государственного казначейства распорядителям бюджетного средства (кроме распорядителей ІІІ степени) для зачисления средства, которое будут распределяться и переводиться конкретному распорядителю (получателю) средства.
Регистрационные счета открываются в органах Государственного казначейства распорядителям и получателям средства Государственного бюджета для учета операций со средством общего фонда бюджета, а специальные регистрационные счета - для учета доходов и расходов, предусмотренных их сметами в части специальный фонда.
Поскольку проект
соответствующего бюджета составляется
почти год, то могут изменяться обстоятельства
у бюджетных учреждений, в них
может исчезать необходимость в
тех суммах, которые они просили,
подавая бюджетные запросы в
финансовые органы, потребность в
финансировании снижается, хотя таких
обстоятельств почти не бывает. Если
в процессе выполнения бюджета изменение
обстоятельств требует меньше ассигнований
главным распорядителям, чем им предназначено
в бюджете, руководители финансовых
органов принимают решение о
приведении в соответствие бюджетного
назначения государственного или местного
бюджета и в двухнедельный
срок подают в Верховную Раду Украины,
Верховной Рады Автономной Республики
Крым, соответствующего совета в установленном
порядке предложения о
Конституция
Украины определила начало и конец
бюджетного периода. 31 декабря все
бюджетные назначения теряют силу.
Исключением из этого правила
могут быть только случаи, когда
отдельным законом будут
Государство - сложный механизм, обеспечить все ее нужды невозможно, поэтому при планировании затрат избирают первоочередные, приоритетные, и для их финансового обеспечения включаются назначение в соответствующие бюджеты. Однако всего предусмотреть никто не может, особенно если затраты связанные со стихийными явлениями: снегопадами, сливами, землетрясениями, авариями на шахтах и т.п. Государство должно заранее отделить часть бюджетного средства, предназначенное для финансирования неотложных затрат, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета. Порядок использования средства определяется Кабинетом Министров Украины. Министерство финансов Украины и Министерство экономики Украины определяют целесообразность и эффективность финансирования затрат за счет Резервного фонда. Резервный фонд не тратится на погашение долгов, в том числе связанных с гарантиями и другими видами обеспечения, которые предоставляются Правительством Украины, для увеличения сумм за статьями расходов, предусмотренных в общем фонде Государственного бюджета Украины.
Решение о выделении средства на финансирование затрат, связанных с финансированием чрезвычайных ситуаций, работ по ликвидации аварий и стихийного бедствия, непредвиденных затрат и других мероприятий, которые не предполагались и не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета, принимаются соответственно Кабинетом Министров Украины, Кабинетом Министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и исполнительными органами местного самоуправления.
Размер Резервного фонда определяет Верховная Рада Украины при утверждении Закона о Государственном бюджете. Он не может превышать одного процента объема расходов общего фонда бюджета.
Органы исполнительной власти всех уровней обязанные ежемесячно отчитываться перед соответствующим советом, который утвердил бюджет, о расходовании средства резервного фонда. Контроль за использованием средства Резервного фонда осуществляет и Счетная палата по доверенности комитетов Верховной Рады Украины14.
Кабинет Министров Украины ежемесячно подает подробные письменные отчеты о затратах из резервного фонда с обоснованием необходимости, экономичности, эффективности и достижение фактических следствий по итогам использования средства резервного фонда.
В Государственном бюджете Украины Резервный фонд существует обязательно. Что же к местным бюджетам, то законодательство разрешает им создавать резервные фонды в таком же размере до расходной части общего фонда соответствующего бюджета по решению соответствующего совета.
5. Отчет о выполнении Государственного и местных бюджетов
Отчетом о выполнении Государственного бюджета является оперативный, месячный, квартальный и годовой.
Сведение, составление и предоставление отчета о выполнении Государственного бюджета Украины осуществляется Государственным казначейством.
Годовой отчет о выполнении Закона о Государственном бюджете Украины подается Кабинетом Министров Украины Верховной Раде Украины не позднее 1 мая года, следующего за отчетным. Бюджетный кодекс устанавливает содержание годового отчета о выполнении Государственного бюджета15. Годовой отчет должен включать такие части:
1) отчет о финансовом состоянии (баланс Государственного бюджета Украины);
2) отчет о выполнении Государственного бюджета;
3) отчет о движении средств;
4) информацию о выполнении защищенных статей расходов Государственного бюджета Украины;
5) отчет о бюджетной задолженности;
6) отчет об использовании средств из резервного фонда Кабинета Министров;
7) информацию о состоянии государственного долга;
8) отчет о кредитах и операциях, которые касаются государственных гарантийных обязательств;
9) сведенные показатели отчетов о выполнении бюджетов;
10) Информацию о выполнении местных бюджетов;
11) другую информацию, признанную Кабинетом Министров необходимой для объяснения отчета.
Отчет о выполнении Закона о Государственном бюджете, представленный Кабинетом Министров Украины, в двухнедельный срок рассматривает Счетная палата и готовит выводы относительно использования средства Государственного бюджета.
Верховная Рада Украины рассматривает отчет о выполнении Закона о Государственном бюджете в двухнедельный срок со дня получения выводов Счетной палаты относительно использования средства Государственного бюджета Украины.
Отчет Кабинета
Министров Украины перед
Верховная Рада по результатам рассмотрения выновит решение относительно отчета о выполнении Закона о Государственном бюджете Украины.
На всех стадиях бюджетного процесса органы, уполномоченные государством, осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства. Полномочие органов государства по осуществлению контроля за соблюдением бюджетного законодательства установлены Бюджетным кодексом Украины16.
С принятием Бюджетного кодекса впервые в бюджетном законодательстве появились статье, в которых дается понятие бюджетного правонарушения, определяются основания для приостановления бюджетных ассигнований, разъясняются, понятие нецелевого использования бюджетного средства, устанавливается положение о том, что к лицам, которые виновные в нарушении бюджетного законодательства, применяются все виды юридической ответственности, предусмотренные законодательством.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно
бюджет, показывая размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и
реально имеющихся резервов, определяет
налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования
средств, процентное соотношение расходов
по отраслям и территориям, является
конкретным выражением экономической
политики государства. Через бюджет
происходит перераспределение
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список использованной литературы
1 ст. 129 Бюджетного кодекса Украины, http://zakon2.rada.gov.ua
2 Ст. 8 Бюджетного кодекса Украины, http://zakon2.rada.gov.ua
3 ст. 116 Конституціi України 1996 р. // Відомості Верховної Ради України. – 1996. - № 30.
4 Там же ст. 93
5 Приказ Министра финансов Украины от 14 декабря 2001 г. № 574 «Об утверждении Инструкции «О статусе ответственных исполнителей бюджетных профан и особенности их участия в бюджетном процессе», зарегистрировано в Министерстве юстиции 3 января 2002 г. за № 3/6291.
6 Ст. 33 Бюджетного кодекса Украины, http://zakon2.rada.gov.ua