Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа
Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85
Успех региональной политики в Республике Беларусь зависит от формирования качественно новой системы местных бюджетов, способных обеспечить реализацию программ и мероприятий по социально-экономическому развитию территорий.
Сохранение или увеличение отдельных расходов в условиях трансформационной экономики усилило нагрузку на местные бюджеты, финансирующие в настоящее время значительную долю государственных расходов не только местного, но и общенационального значения, работы по благоустройству населенных пунктов и др., оказывающие поддержку предприятиям транспорта, жилищного, коммунального и дорожного хозяйств. На местные бюджеты ложится около 70% государственных расходов на социально-культурную сферу.
Обеспечение для населения республики равных возможностей в получении гарантированных Конституцией общественных услуг обусловливает необходимость проведения политики бюджетного выравнивания доходной базы регионов.
Международный опыт распределения межбюджетных трансфертов показывает, что правительства большинства стран используют их как для вертикального, так и для горизонтального выравнивания межрегиональных различий в доходах и расходах территорий.
Для этого в ряде
стран проводится оценка
Такой подход основывается
на том, что регионы обязаны
нести одинаковую налоговую
Показатель фискального
потенциала территории рассчитывается
исходя из объема ее валового продукта
и сложившегося по стране (либо по субъекту
федерации) среднего уровня налоговых
изъятий - средней налоговой нагрузки
на ВВП. Он определяет доходные возможности
административно-
Отрицательная разница
между средним и региональным
налоговым потенциалом на одного
жителя, умноженная на общее их количество, определяет
величину дотации, необходимой данному
региону, и размер трансферта из фонда
финансовой поддержки административно-
Зарубежный опыт выравнивания доходов бюджетов регионов с определенными корректировками целесообразно использовать в практике организации межбюджетных отношений в Республике Беларусь.
Итак, предполагая,
что во всех областях должны
прилагаться равные фискальные
усилия, налоговый потенциал регионов
предлагается определять
Однако, принимая во внимание различный уровень налоговых изъятий в отраслях, а также различия в отраслевой структуре валового регионального продукта и ВВП, налоговый потенциал регионов необходимо рассчитывать как суммы налоговых потенциалов отраслей (либо основных отраслей) в соответствующем регионе.
Для определения налогового потенциала отрасли предлагается использовать средний по республике коэффициент налогового изъятия в i-ой отрасли. Это позволит применить единый подход к регионам при расчете налогового потенциала, обеспечит стимулирование деятельности местных органов власти к улучшению работы отраслей.
Вместе с тем в условиях нестабильности хозяйственной деятельности предприятий в отдельных случаях, возможно, придется учитывать некоторые региональные факторы (состояние материальной базы предприятий отрасли, региональные условия их функционирования и др.)
Принимая во внимание тот факт, что в официальной статистической отчетности отсутствует показатель валового регионального продукта, необходимо адаптировать произведенные расчеты к имеющимся статистическим и отчетным данным, провести оценку налогового потенциала территории на основе показателя добавленной стоимости.
Добавленная стоимость может быть определена как разница между выручкой от реализации продукции, товаров, работ, услуг и материальными, прочими затратами по региону.
В таком порядке рассчитаем величину добавленной стоимости на душу населения в среднем по республике и по регионам, На основе этих показателей определим индекс налогового потенциала региона (ИНПР) как отношение добавленной стоимости на одного жителя в регионе (ДСЖi) к аналогичному среднему показателю по республике (ДОЖср).
ИНПР = ДСЖi : ДСЖср (25)
Это позволяет дать количественную оценку возможностей экономики региона генерировать доходы и налоги [35, с. 21].
Для расчета взяты показатели отчетности за 2001 г. (таблицы П.5 и П.6).
Из таблицы П.5 видно, что значения индексов налогового потенциала имеют существенный разброс: от 68,6 в Брестской области до 99,2 - в Гомельской и 204,6 - в г. Минске, что характеризует различия в доходной базе регионов.
Такие расчеты необходимы
на стадии составления проекта бюджета
при определении размера дотаций из фонда финансовой
поддержки административно-
Однако в системе планируемых макроэкономических характеристик отсутствуют показатели добавленной стоимости по регионам, поэтому для проведения плановых расчетов нужно определять ее на основе показателя в целом по республике.
Для этого необходимы следующие данные; выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в целом по республике (она присутствует в числе плановых макроэкономических показателей) и объем материальных и прочих затрат. Последний показатель, который не приводится, можно определить расчетным путем по удельному весу материальных (в т. ч. прочих) затрат в объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг) прошлого года. В расчетах по данным за 2001 г. (таблица П.5) он составил 46,6%.
Добавленная стоимость на 2003 г. в целом по республике определяется как разница между выручкой и рассчитанными таким образом материальными и прочими затратами (таблицы П.7 и П.8).
Далее определяется добавленная стоимость на душу населения в среднем по республике на 2003 г. По проведенным расчетам она составила 4185,8 тыс. руб.
Путем умножения средней по республике добавленной стоимости на 1 жителя на индекс налогового потенциала по регионам, исчисленный за предыдущий год, выводим добавленную стоимость на 1 жителя по регионам на 2003 г. (ДСЖi)
Умножив ее на количество жителей в регионе (КЖi), рассчитаем плановую величину добавленной стоимости в соответствующем регионе (таблица П.7).
ДСЖi (2003) = (ДСЖср. х ИНПР) х КЖi (26)
Для определения сумм налогов и доходов на планируемый год требуется рассчитать коэффициент налоговой на грузки.
Он определяется на основе отчетных данных предыдущего года как отношение налогов и доходов, зачисленных в бюджеты регионов, к объему добавленной стоимости за этот же период по соответствующим регионам (показатели должны быть приведены в условия, сопоставимые с планируемым годом).
КННi=НДi / ДСi (27)
Путем деления коэффициентов налоговой нагрузки по регионам на среднюю (ННср.) по республике (по данным за 2001 г. - 9,99687) определяется индекс налоговой нагрузки (ИНН,) по регионам (таблица 5).
ИННi = КННi: ННср. (28)
Таблица 5. Расчёт коэффициента налоговой нагрузки.
Области |
2001 год - отчет | |||
|
Добавленная стоимость, млн. руб. |
Налоги и доходы, зачисленные в бюджеты областей и г. Минска (в условиях 2003 г.), млн. руб. |
Коэффициент налоговой нагрузки гр.2/гр.1*100, % |
Индекс налоговой нагрузки (отношение коэф. налоговой нагрузки к среднему) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Брестская |
1974617,80 |
252 090,60 |
12,76655 |
1.27705 |
Витебская |
2 038 492,60 |
238 643,10 |
11,70684 |
1,17105 |
Гомельская |
2954409,20 |
303 926,60 |
10,28722 |
1,02904 |
Гродненская |
1712323,00 |
181 799,60 |
10,61713 |
1,06205 |
Минская |
2182236,30 |
293213,30 |
13,43637 |
1,34406 |
Могилевская |
1707087,90 |
197 798,10 |
11,58687 |
1,15905 |
г. Минск |
6829565,10 |
471 795,20 |
6,90813 |
0,69103 |
Итого |
19398731,90 |
1 939 266,50 |
9,99687 |
Примечание. Источник: [35, с.20, таблица 4]
Таблица 6. Расчёт коэффициента налоговой нагрузки по Рогачёвскому району.
Район / Область |
2001 год - отчет | |||
|
Добавленная стоимость, млн. руб. |
Налоги и доходы, зачисленные в бюджеты областей и г. Минска (в условиях 2003 г.), млн. руб. |
Коэффициент налоговой нагрузки гр.2/гр.1*100, % |
Индекс налоговой нагрузки (отношение коэф. налоговой нагрузки к среднему) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Рогачёвский |
78100,0 |
12338,025 |
15,79772 |
1,53566 |
Гомельская |
2954409,2 |
303926,6 |
10,28722 |
- |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании [42]
Индекс налоговой нагрузки характеризует степень участия региона в формировании доходов государства. Как видно из таблицы 5, в Могилевской, Брестской, Витебской областях он выше.
Полученные показатели (коэффициенты и индексы налоговой нагрузки) могут быть использованы для оценки доходного потенциала территории, т. е. определения объема налогов и доходов на планируемый год (НДi).
Расчеты могут осуществляться на основе коэффициента налоговой нагрузки (таблица 7).
Для этого объем добавленной стоимости на планируемый год по региону (ДСi) умножаем на коэффициент налоговой нагрузки, сложившийся за предыдущий год (КННi).
НД = ДCi х КННi (29)
Таблица 7. Расчёт планируемого объёма доходов.
Области |
2003 год | ||
| Добавленная стоимость |
Коэффициент налоговой нагрузки, сложившийся в 2001 году |
Налоги и доходы, исчисленные исходя из коэффициента налоговой нагрузки, млн. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Брестская |
4241632,10 |
12,76655 |
541510,1 |
Витебская |
4379413,20 |
11,70684 |
512690,9 |
Гомельская |
6342638,30 |
10,28722 |
652481,2 |
Гродненская |
3 675 745,80 |
10,61713 |
390258,7 |
Минская |
4686061,90 |
13,43637 |
629636,6 |
Могилевская |
3666572,70 |
11,58687 |
424841,00 |
г. Минск |
14666706,40 |
6,90813 |
1013195,10 |
Итого |
41 658 770,40 |
9,99687 |
4164613,60 |
Примечание. Источник: [35, с.20, таблица 5]
Таблица 8. Расчёт планируемого объёма доходов по Рогачёвскому району.
Район / Область |
2003 год | ||
|
Добавленная стоимость |
Коэффициент налоговой нагрузки, сложившийся в 2001 году |
Налоги и доходы, исчисленные исходя из коэффициента налоговой нагрузки, млн. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рогачёвский |
167678,9 |
15,79772 |
16489,4 |
Гомельская |
6342638,3 |
10,28722 |
652481,2 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании [42]
Разница между рассчитанными
объемом налогов, доходов и запланированными
расходами составит величину дотации из фонда финансовой поддержки
административно-
29445,4 – 16489,4 = 12956,0 млн.руб., где 29445,4 – это запланированная сумма расходов бюджета Рогачевского района на 2003год. Рассчитанная сумма финансовой поддержки составляет 44 % от запланированной суммы расходов, а фактически запланированная доля дотаций 42%. Этот показатель говорит о том, что областной бюджет завышает доходный потенциал региона, тем самым создавая напряжённость бюджета. Следует отметить, что проведенные расчеты позволяют с определенной степенью точности определить плановые суммы доходов и налогов регионов исходя из того, что фискальные усилия их органов управления будут на уровне прошлого года.
Приведенная методика
расчета налогового потенциала
регионов может быть
В этом случае разница между средним
и региональным налоговым потенциалом
на одного жителя составит величину дотации,
необходимой данному региону в расчете
на одного жителя. Увеличение ее на количество
жителей в регионе даст объем трансферта
из фонда финансовой поддержки административно-
Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях