Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа
Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85
1.МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ КАК ОСНОВА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бюджет как особая система общественных
отношений исторически
Политическая, экономическая, социальная
и другие формы деятельности государства
нуждаются в мобилизации и
использовании денежных средств. Важнейшее
место в выполнении государством
своих функций принадлежит
Мировая и отечественная история
подтверждает важность местных бюджетов
для развития местного хозяйства,
благоустройства и санитарного состояния
административно-
Таким образом, местные бюджеты можно охарактеризовать
как совокупность экономических отношений,
способствующих территориальному перераспределению
дохода республики, обеспечивающих создание
финансовой базы местных Советов. Это
планы финансовых ресурсов, мобилизуемых
и направляемых на финансирование социально-бытовой
инфраструктуры и других мероприятий,
предусмотренных планами социально-экономического
развития административно-
Однако по вопросу об определении понятия «местные бюджеты» в экономической литературе до сих пор нет единой точки зрения. Местные бюджеты прежде всего являются частью основного финансового плана страны – государственного бюджета; кроме того, местные бюджеты образуют централизованный фонд денежных средств местных Советов и в отдельности каждого Совета, которым они распоряжаются в целях осуществления мероприятий, ежегодно предусматриваемых планом социально-экономического развития.
В учебниках и в ряде монографий государственный бюджет рассматривается как экономическая категория и определяется, как основное звено финансовой системы и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода) и отражаемых в централизованном фонде финансовых ресурсов. Исходя из этих соображений, местные бюджеты также следует характеризовать как денежные отношения.
Понятие «местные бюджеты» в разное
время трактовались по-разному. В
первые годы организации бюджетной
системы СССР местные бюджеты
рассматривались как
В Законе о бюджетных
правах СССР и союзных республик
1959 года отсутствует определение
понятия «местные бюджеты»; в законах
о бюджетных правах союзных республик
зафиксировано, что местные бюджеты являются составной
частью государственного бюджета республики
и обеспечивают необходимыми денежными
средствами финансирование хозяйственного
и культурного строительства, осуществляемого
местными Советами и их исполнительными
комитетами. Некоторые учёные за основу
определения местных бюджетов принимают
территориальный принцип, рассматривая
их как «… бюджеты отдельных административно-
Далее рассмотрим
место и роль местных бюджетов
в процессе общественного
Местные бюджеты, являясь органичной частью государственного бюджета, связаны с движением и распределением той части создаваемого в материальном производстве национального дохода, которая выражена в денежной форме и направляется по каналам этих бюджетов в основном на удовлетворение многообразных социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей человека – главной производительной силы, т.е. в известной мере на расширенное производство рабочей силы.
Местные бюджеты являются главным
каналом доведения до населения
конечных результатов общественного производства,
направляемых на общественное потребление.
Через местные бюджеты общественные фонды
потребления распределяются в территориальном
и социальном разрезе, т.е. между отдельными
административно-
Вместе с другими звеньями бюджетной
системы местные бюджеты
Говоря о местных бюджетах можно заметить,
что в них органично сочетаются две категории.
С одной стороны, местные бюджеты – это
основные финансовые планы местных Советов,
а с другой – осязаемые ресурсы. Реальная
экономическая категория, содействующая
развитию производственной сферы в местном
звене и осуществляющая финансирование,
главным образом, непроизводственной
сферы данного административно-
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении, которое подразделяется на:
Однако назначение местных бюджетов не ограничивается лишь решением вопросов на региональном уровне. Большую роль они играют в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач. В первую очередь следует отметить значение местных бюджетов в распределении общественных фондов потребления, финансирования содержания и развития социальной инфраструктуры. Как известно, государственный бюджет аккумулирует и перераспределяет около 2/3 всех денежных средств государства [3, стр.7]. В общей сумме расходов государственного бюджета, на социально-бытовую инфраструктуру, средства, проходящие по каналам местных бюджетов, составляют подавляющую часть.
Высокий удельный вес местных бюджетов в финансировании социально-культурных программ и жилищно-коммунального хозяйства свидетельствуют о значительном их месте в перераспределении национального дохода между производственной и непроизводственной сферами. Эта функция местных бюджетов содействует не только формированию инфраструктуры в необходимых для общества масштабах, но и для достижения пропорциональности в развитии непроизводственной сфер, а также пропорциональности в самой инфраструктуры.
Несмотря на то, что основная
часть расходов местных
Таким образом, местные
бюджеты, являясь основной финансовой
базой местных Советов
История свидетельствует,
что территория Беларуси
В результате разложения
первобытнообщинного строя
Со второй половины 9-го
столетия в племенах восточных славян
начинается государственно-общественная
организация. Наряду с уцелевшими племенными
организациями создаются и
Самыми большими волостями считались Полоцкая, Смоленская и Туровская. Упоминаются также Витебская, Минская, Оршанская, Пинская, Слуцкая, Новогрудская и др.
В каждой волости устанавливалась своя исполнительно-законодательная власть: законодательная принадлежала вече, исполнительная - князю с дружиной. В 9-ом веке белорусские княжества не представляли единого государства, но каждое из них являлось государственным объединением. Каждая волость-княжество как государственное формирование имела свою казну - своеобразный бюджетный фонд. Казна княжества не отделялась от казны князя и была в полном его распоряжении. В это время казна формируется из материальных ценностей, и бюджет княжества ещё не является финансовой категорией.
Итак, княжеская казна
стала прообразом государственного
бюджета, т.е. её возникновение связано
с появлением государственной организации
у восточных славян, а также
она создаётся как
В середине 9-го века восточные славяне стали объединяться, а также в результате внутренних усобиц территория Беларуси вошла в состав Киевской Руси во главе с великим князем.
Казна великого князя
всё ещё не отделялась от казны
государства, но по статусу она была
уже общегосударственным
Волости и крупные города формируют свою казну, которая становится прообразом местного бюджета. По такому принципу позже стала формироваться бюджетная система Беларуси (государственный бюджет и местные бюджеты областей, городов, районов и т.д.).
Закладываются принципы распределения доходов между бюджетами. Тот факт, что великому князю отсылались доходы именно в виде дани, позволяет признать существование принципа значимости в распределении государственных доходов. Чётко также прослеживается территориальный принцип сбора доходов. Относительная самостоятельность княжеств, широкие права в решении вопросов формирования доходов казны (введение местных налогов и сборов, установление их размеров) и их использования говорит о том, что была подготовлена почва к развитию такого понятия как бюджетные права.
Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях