Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:21, дипломная работа
Целью исследования дипломной работы является изучения действующего механизма формирования доходной базы местных бюджетов и разработка предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
определить местные бюджеты, как экономическую категорию;
рассмотреть возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси;
выделить особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах;
провести анализ действующего механизма формирования местных бюджетов;
выявить проблемы и предложить пути укрепления доходной базы местных бюджетов.
Объектом исследования является бюджет Рогачёвского района.
Введение……………………………………………………………………………4
1. Местные бюджеты как основа экономической деятельности местных органов власти……………………………………………………………...7
1.1 Понятие и содержание местных бюджетов ……..7
1.2 Возникновение и развитие местных бюджетов на территории Беларуси....13
1.3 Особенности формирования местных бюджетов в зарубежных странах….33
2. Анализ формирования доходной базы местных бюджетов (на примере бюджета Рогачёвского района)…………………………………………………....46
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в современных условиях ……46
2.2 Расчёт доходного потенциала региона……………………………………....62
З. Проблемы формирования и пути укрепления местных бюджетов………...69
Заключение……...………………………………………………………………....75
Список использованных источников……………..………………………..........81
Приложения…..…………………………………………………………………...85
2.АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ
ДОХОДНОЙ БАЗЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
(НА ПРИМЕРЕ РОГАЧЁВСКОГО
2.1 Порядок, состав и структура формирования доходов бюджетов в
современных условиях
В соответствии со статьёй 40 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» финансовые ресурсы органов местного управления и самоуправления состоят из бюджетных и внебюджетных средств Советов и их органов, исполкомов и местных администраций, а также средств органов территориального общественного самоуправления. При недостаточности собственных средств предусматриваются дотации и субсидии из вышестоящего бюджета. В местные бюджеты могут также направляться в установленном порядке из вышестоящего бюджета субвенции на выполнение целевых программ и мероприятий. Выделение средств в местные бюджеты производится исходя из потребностей совершенствования хозяйственной структуры, регионального развития и региональной политики в порядке, установленном законодательством.
Советы утверждают, а исполнительные
комитеты в пределах своей компетенции
разрабатывают и исполняют местные бюджеты
в интересах населения. Местные бюджеты
нижестоящих административно-
Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе среднереспубликанского норматива бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя с учётом сложившейся инфраструктуры региона. Нормативы бюджетной обеспеченности на одного жителя устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Местным бюджетам, собственная доходная база которых недостаточна для покрытия запланированных расходов, устанавливается норматив отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей, взимаемых на данной территории. Принцип формирования данного норматива заключается в доведении местного бюджета до минимального размера, гарантирующего среднереспубликанскую бюджетную обеспеченность на одного жителя. Данные нормативы являются недолговременными.
В местные бюджеты зачисляются доходы, в том числе регулирующие доходы, устанавливаемые законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.
Подоходный налог с населения в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», полностью зачисляется в бюджет области, города Минска.
В бюджеты районов и городов областного подчинения подоходный налог зачисляется по нормативу, утверждённому областным Советом депутатов. В областной бюджет подоходный налог с населения зачисляется за вычетом отчислений бюджетам районов и городов областного подчинения.
К собственным источникам доходов местного бюджета относятся:
В местные бюджеты могут поступать
дотации, субвенции, субсидии, средства
фонда финансовой поддержки административно-
Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, другой безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учёту в качестве дохода того бюджета, который является получателем средств.
Бюджет областного территориального уровня состоит:
Доходы бюджетов базового уровня (районные и городов областного подчинения) включают в себя в соответствии с действующей классификацией текущие налоговые, текущие неналоговые и капитальные неналоговые доходы. К текущим налоговым доходам относятся:
Текущие неналоговые доходы включают:
Капитальные неналоговые доходы – это доходы от реализации основных фондов.
Бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые и городов районного подчинения) также включают в соответствии с действующей классификацией текущие налоговые и текущие неналоговые доходы.
Текущие налоговые доходы состоят из:
К текущим неналоговым доходам относятся:
Распределение доходов между местными бюджетами происходит следующим образом: доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами посёлков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется по нормативам, утверждаемым областными Советами депутатов.
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, посёлков городского типа и сельсоветов осуществляется по нормативам, утверждённым районными Советами депутатов.
Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение (субсидий, субвенций и т. п.).
В местных бюджетах предусматриваются суммы, необходимые для возврата заёмных средств (ссуд) и выплаты процентов по ним.
Расходы на финансирование
отраслей народного хозяйства
Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Исполнение местных бюджетов
имеет целью обеспечить полное и
своевременное поступление
Организуют исполнение местных бюджетов местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, обеспечивая поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Исполняются местные
бюджеты по росписи доходов и
расходов с поквартальным
В уточнённые назначения по бюджету области в целом включаются только взаимные расчёты областного бюджета с республиканским бюджетом по средствам переданным и полученным и бюджетным ссудам.
Все расчёты областного бюджета с нижестоящими бюджетами по средствам переданным и полученным и бюджетным ссудам (как внутренние обороты между бюджетами) в уточнённый план по бюджету области не включается.
Доходы, дополнительно полученные при исполнении местных бюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения плана доходов или экономии в расходах, полностью остаются в распоряжении Советов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.
В случае временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов по ходатайствам местных исполнительных и распорядительных органов могут быть выданы процентные и беспроцентные ссуды из областных и районных бюджетов соответствующим исполнительным и распорядительным органам со сроками погашения в пределах текущего финансового (бюджетного) года.
Финансовый год по исполнению местных бюджетов начинается 1.01 и заканчивается 31.12 календарного года. По окончании года в течении месяца завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Заключительные обороты по бюджету производятся в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов.
Финансовые органы проверяют соответствие ассигнований из бюджета, приведенных в сводах расходов и сметах поквартального распределения доходов и расходов бюджета, утверждённому в установленном порядке.
В случае отклонений от поквартального
распределения доходов и
Руководители управлений (отделов) областного, городского, районного исполнительного комитетов, руководители предприятий, учреждений и организаций, непосредственно подчинённых соответствующим исполкомам, обязаны внести в индивидуальные сметы поправки, вытекающие из утверждённого поквартального распределения доходов и расходов бюджета в целях обеспечения полного соответствия годовых назначений и их поквартального распределения по индивидуальным сметам учреждений.
За законностью деятельности Советов, исполкомов и местных администраций, органов территориального общественного самоуправления осуществляют надзор прокуратура, вышестоящие органы и прочие уполномоченные государством орган.
В соответствии со ст. 9 Закона РБ «О местном
управлении и самоуправлении в Республике
Беларусь» бюджет Рогачёвского района
является базовым. В соответствии с
данным Законом районный Совет самостоятельно
в пределах своей компетенции разрабатывает
и исполняет районный бюджет в интересах
населения. Его планированием занимается
райфинотдел. Местные бюджеты нижестоящих
административно-
Информация о работе Доходная база бюджетов и пути её укрепления в современных условиях