Доктрина информационной
безопасности Российской Федерации
Доктрина
информационной безопасности Российской
Федерации представляет собой
совокупность официальных взглядов
на цели, задачи, принципы и основные
направления обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации.
Настоящая
Доктрина служит основой для:
формирования
государственной политики в области
обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации;
подготовки
предложений по совершенствованию
правового, методического, научно-технического
и организационного обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации;
разработки
целевых программ обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации.
Настоящая
Доктрина развивает Концепцию
национальной безопасности Российской
Федерации применительно к информационной
сфере.
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Национальные
интересы Российской Федерации
в информационной сфере и их
обеспечение
Современный
этап развития общества характеризуется
возрастающей ролью информационной
сферы, представляющей собой совокупность
информации, информационной инфраструктуры,
субъектов, осуществляющих сбор,
формирование, распространение и
использование информации, а также
системы регулирования возникающих
при этом общественных отношений.
Информационная сфера, являясь
системообразующим фактором жизни
общества, активно влияет на состояние
политической, экономической, оборонной
и других составляющих безопасности
Российской Федерации. Национальная
безопасность Российской Федерации
существенным образом зависит
от обеспечения информационной
безопасности, и в ходе технического
прогресса эта зависимость будет
возрастать.
Под
информационной безопасностью Российской
Федерации понимается состояние
защищенности ее национальных
интересов в информационной сфере,
определяющихся совокупностью сбалансированных
интересов личности, общества и
государства.
Интересы
личности в информационной сфере
заключаются в реализации конституционных
прав человека и гражданина
на доступ к информации, на
использование информации в интересах
осуществления не запрещенной
законом деятельности, физического,
духовного и интеллектуального
развития, а также в защите
информации, обеспечивающей личную
безопасность.
Интересы
общества в информационной сфере
заключаются в обеспечении интересов
личности в этой сфере, упрочении
демократии, создании правового
социального государства, достижении
и поддержании общественного
согласия, в духовном обновлении
России.
Интересы
государства в информационной
сфере заключаются в создании
условий для гармоничного развития
российской информационной инфраструктуры,
для реализации конституционных
прав и свобод человека и
гражданина в области получения
информации и пользования ею
в целях обеспечения незыблемости
конституционного строя, суверенитета
и территориальной целостности
России, политической, экономической
и социальной стабильности, в
безусловном обеспечении законности
и правопорядка, развитии равноправного
и взаимовыгодного международного
сотрудничества.
На
основе национальных интересов
Российской Федерации в информационной
сфере формируются стратегические
и текущие задачи внутренней
и внешней политики государства
по обеспечению информационной
безопасности.
Выделяются
четыре основные составляющие
национальных интересов Российской
Федерации в информационной сфере.
Первая
составляющая национальных интересов
Российской Федерации в информационной
сфере включает в себя соблюдение
конституционных прав и свобод
человека и гражданина в области
получения информации и пользования
ею, обеспечение духовного обновления
России, сохранение и укрепление
нравственных ценностей общества,
традиций патриотизма и гуманизма,
культурного и научного потенциала
страны.
Для
достижения этого требуется:
повысить
эффективность использования информационной
инфраструктуры в интересах общественного
развития, консолидации российского
общества, духовного возрождения
многонационального народа Российской
Федерации;
усовершенствовать
систему формирования, сохранения
и рационального использования
информационных ресурсов, составляющих
основу научно-технического и
духовного потенциала Российской
Федерации;
обеспечить
конституционные права и свободы
человека и гражданина свободно
искать, получать, передавать, производить
и распространять информацию
любым законным способом, получать
достоверную информацию о состоянии
окружающей среды;
обеспечить
конституционные права и свободы
человека и гражданина на личную
и семейную тайну, тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений,
на защиту своей чести и
своего доброго имени;
укрепить
механизмы правового регулирования
отношений в области охраны
интеллектуальной собственности,
создать условия для соблюдения
установленных федеральным законодательством
ограничений на доступ к конфиденциальной
информации;
гарантировать
свободу массовой информации
и запрет цензуры;
не
допускать пропаганду и агитацию,
которые способствуют разжиганию
социальной, расовой, национальной
или религиозной ненависти и
вражды;
обеспечить
запрет на сбор, хранение, использование
и распространение информации
о частной жизни лица без
его согласия и другой информации,
доступ к которой ограничен
федеральным законодательством.
Вторая
составляющая национальных интересов
Российской Федерации в информационной
сфере включает в себя информационное
обеспечение государственной политики
Российской Федерации, связанное
с доведением до российской
и международной общественности
достоверной информации о государственной
политике Российской Федерации,
ее официальной позиции по
социально значимым событиям
российской и международной жизни,
с обеспечением доступа граждан
к открытым государственным информационным
ресурсам.
Для
достижения этого требуется:
укреплять
государственные средства массовой
информации, расширять их возможности
по своевременному доведению
достоверной информации до российских
и иностранных граждан;
интенсифицировать
формирование открытых государственных
информационных ресурсов, повысить
эффективность их хозяйственного
использования.
Третья
составляющая национальных интересов
Российской Федерации в информационной
сфере включает в себя развитие
современных информационных технологий,
отечественной индустрии информации,
в том числе индустрии средств
информатизации, телекоммуникации
и связи, обеспечение потребностей
внутреннего рынка ее продукцией
и выход этой продукции на
мировой рынок, а также обеспечение
накопления, сохранности и эффективного
использования отечественных информационных
ресурсов. В современных условиях
только на этой основе можно
решать проблемы создания наукоемких
технологий, технологического перевооружения
промышленности, приумножения достижений
отечественной науки и техники.
Россия должна занять достойное
место среди мировых лидеров
микроэлектронной и компьютерной
промышленности.
Для
достижения этого требуется:
развивать
и совершенствовать инфраструктуру
единого информационного пространства
Российской Федерации;
развивать
отечественную индустрию информационных
услуг и повышать эффективность
использования государственных
информационных ресурсов;
развивать
производство в Российской Федерации
конкурентоспособных средств и
систем информатизации, телекоммуникации
и связи, расширять участие
России в международной кооперации
производителей этих средств
и систем;
обеспечить
государственную поддержку отечественных
фундаментальных и прикладных
исследований, разработок в сферах
информатизации, телекоммуникации
и связи.
Четвертая
составляющая национальных интересов
Российской Федерации в информационной
сфере включает в себя защиту
информационных ресурсов от несанкционированного
доступа, обеспечение безопасности
информационных и телекоммуникационных
систем, как уже развернутых, так
и создаваемых на территории
России.
В этих
целях необходимо:
повысить
безопасность информационных систем,
включая сети связи, прежде
всего безопасность первичных
сетей связи и информационных
систем федеральных органов государственной
власти, органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации, финансово-кредитной
и банковской сфер, сферы хозяйственной
деятельности, а также систем
и средств информатизации вооружения
и военной техники, систем управления
войсками и оружием, экологически
опасными и экономически важными
производствами;
интенсифицировать
развитие отечественного производства
аппаратных и программных средств
защиты информации и методов
контроля за их эффективностью;
обеспечить
защиту сведений, составляющих государственную
тайну;
расширять
международное сотрудничество Российской
Федерации в области развития
и безопасного использования
информационных ресурсов, противодействия
угрозе развязывания противоборства
в информационной сфере.
2. Виды
угроз информационной безопасности
Российской Федерации
По
своей общей направленности угрозы
информационной безопасности Российской
Федерации подразделяются на
следующие виды:
угрозы
конституционным правам и свободам
человека и гражданина в области
духовной жизни и информационной
деятельности, индивидуальному, групповому
и общественному сознанию, духовному
возрождению России;
угрозы
информационному обеспечению государственной
политики Российской Федерации;
угрозы
развитию отечественной индустрии
информации, включая индустрию средств
информатизации, телекоммуникации
и связи, обеспечению потребностей
внутреннего рынка в ее продукции
и выходу этой продукции на
мировой рынок, а также обеспечению
накопления, сохранности и эффективного
использования отечественных информационных
ресурсов;
угрозы
безопасности информационных и
телекоммуникационных средств и
систем, как уже развернутых, так
и создаваемых на территории
России.
Угрозами
конституционным правам и свободам
человека и гражданина в области
духовной жизни и информационной
деятельности, индивидуальному, групповому
и общественному сознанию, духовному
возрождению России могут являться:
принятие
федеральными органами государственной
власти, органами государственной
власти субъектов Российской
Федерации нормативных правовых
актов, ущемляющих конституционные
права и свободы граждан в
области духовной жизни и информационной
деятельности;
создание
монополий на формирование, получение
и распространение информации
в Российской Федерации, в том
числе с использованием телекоммуникационных
систем;
противодействие,
в том числе со стороны криминальных
структур, реализации гражданами
своих конституционных прав на
личную и семейную тайну, тайну
переписки, телефонных переговоров
и иных сообщений;
нерациональное,
чрезмерное ограничение доступа
к общественно необходимой информации;
противоправное
применение специальных средств
воздействия на индивидуальное,
групповое и общественное сознание;
неисполнение
федеральными органами государственной
власти, органами государственной
власти субъектов Российской
Федерации, органами местного
самоуправления, организациями и
гражданами требований федерального
законодательства, регулирующего отношения
в информационной сфере;