Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:25, доклад

Описание

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.docx

— 56.98 Кб (Скачать документ)

     информационные  ресурсы, содержащие сведения, отнесенные  к государственной тайне, и  конфиденциальную информацию;

     средства  и системы информатизации (средства  вычислительной техники, информационно-вычислительные  комплексы, сети и системы), программные  средства (операционные системы,  системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное  программное обеспечение), автоматизированные  системы управления, системы связи  и передачи данных, осуществляющие  прием, обработку, хранение и  передачу информации ограниченного  доступа, их информативные физические  поля;

     технические  средства и системы, обрабатывающие  открытую информацию, но размещенные  в помещениях, в которых обрабатывается  информация ограниченного доступа,  а также сами помещения, предназначенные  для обработки такой информации;

     помещения,  предназначенные для ведения  закрытых переговоров, а также  переговоров, в ходе которых  оглашаются сведения ограниченного  доступа.

     Основными  угрозами информационной безопасности  Российской Федерации в общегосударственных  информационных и телекоммуникационных  системах являются:

     деятельность  специальных служб иностранных  государств, преступных сообществ,  организаций и групп, противозаконная  деятельность отдельных лиц, направленная  на получение несанкционированного  доступа к информации и осуществление  контроля за функционированием  информационных и телекоммуникационных  систем;

     вынужденное  в силу объективного отставания  отечественной промышленности использование  при создании и развитии информационных  и телекоммуникационных систем  импортных программно-аппаратных  средств;

     нарушение  установленного регламента сбора,  обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки  персонала информационных и телекоммуникационных  систем, отказ технических средств  и сбои программного обеспечения  в информационных и телекоммуникационных  системах;

     использование  несертифицированных в соответствии  с требованиями безопасности  средств и систем информатизации  и связи, а также средств  защиты информации и контроля  их эффективности;

     привлечение  к работам по созданию, развитию  и защите информационных и  телекоммуникационных систем организаций  и фирм, не имеющих государственных  лицензий на осуществление этих  видов деятельности.

     Основными  направлениями обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  в общегосударственных информационных  и телекоммуникационных системах  являются:

     предотвращение  перехвата информации из помещений  и с объектов, а также информации, передаваемой по каналам связи  с помощью технических средств;

     исключение  несанкционированного доступа к  обрабатываемой или хранящейся  в технических средствах информации;

     предотвращение  утечки информации по техническим  каналам, возникающей при эксплуатации  технических средств ее обработки,  хранения и передачи;

     предотвращение  специальных программно-технических  воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации  или сбои в работе средств  информатизации;

     обеспечение  информационной безопасности при  подключении общегосударственных  информационных и телекоммуникационных  систем к внешним информационным  сетям, включая международные;

     обеспечение  безопасности конфиденциальной  информации при взаимодействии  информационных и телекоммуникационных  систем различных классов защищенности;

     выявление  внедренных на объекты и в  технические средства электронных  устройств перехвата информации.

     Основными  организационно-техническими мероприятиями  по защите информации в общегосударственных  информационных и телекоммуникационных  системах являются:

     лицензирование  деятельности организаций в области  защиты информации;

     аттестация  объектов информатизации по выполнению  требований обеспечения защиты  информации при проведении работ,  связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

     сертификация  средств защиты информации и  контроля эффективности их использования,  а также защищенности информации  от утечки по техническим каналам  систем и средств информатизации  и связи;

     введение  территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных  ограничений в режимах использования  технических средств, подлежащих  защите;

     создание  и применение информационных  и автоматизированных систем  управления в защищенном исполнении.

     В сфере  обороны. К объектам обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации в сфере обороны  относятся:

     информационная  инфраструктура центральных органов  военного управления и органов  военного управления видов Вооруженных  Сил Российской Федерации и  родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций,  входящих в Вооруженные Силы  Российской Федерации, научно-исследовательских  учреждений Министерства обороны  Российской Федерации;

     информационные  ресурсы предприятий оборонного  комплекса и научно-исследовательских  учреждений, выполняющих государственные  оборонные заказы либо занимающихся  оборонной проблематикой;

     программно-технические  средства автоматизированных и  автоматических систем управления  войсками и оружием, вооружения  и военной техники, оснащенных  средствами информатизации;

     информационные  ресурсы, системы связи и информационная  инфраструктура других войск,  воинских формирований и органов.

     Внешними  угрозами, представляющими наибольшую  опасность для объектов обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации в сфере обороны,  являются:

     все  виды разведывательной деятельности  зарубежных государств;

     информационно-технические  воздействия (в том числе радиоэлектронная  борьба, проникновение в компьютерные  сети) со стороны вероятных противников;

     диверсионно-подрывная  деятельность специальных служб  иностранных государств, осуществляемая  методами информационно-психологического  воздействия;

     деятельность  иностранных политических, экономических  и военных структур, направленная  против интересов Российской  Федерации в сфере обороны.

     Внутренними  угрозами, представляющими наибольшую  опасность для указанных объектов, являются:

     нарушение  установленного регламента сбора,  обработки, хранения и передачи  информации, находящейся в штабах  и учреждениях Министерства обороны  Российской Федерации, на предприятиях  оборонного комплекса;

     преднамеренные  действия, а также ошибки персонала  информационных и телекоммуникационных  систем специального назначения;

     ненадежное  функционирование информационных  и телекоммуникационных систем  специального назначения;

     возможная  информационно-пропагандистская деятельность, подрывающая престиж Вооруженных  Сил Российской Федерации и  их боеготовность;

     нерешенность  вопросов защиты интеллектуальной  собственности предприятий оборонного  комплекса, приводящая к утечке  за рубеж ценнейших государственных  информационных ресурсов;

     нерешенность  вопросов социальной защиты военнослужащих  и членов их семей.

     Перечисленные  внутренние угрозы будут представлять  особую опасность в условиях  обострения военно-политической  обстановки.

     Главными  специфическими направлениями совершенствования  системы обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  в сфере обороны являются:

     систематическое  выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения  информационной безопасности в  сфере обороны и определение  соответствующих практических задач;

     проведение  сертификации общего и специального  программного обеспечения, пакетов  прикладных программ и средств  защиты информации в существующих  и создаваемых автоматизированных  системах управления военного  назначения и системах связи,  имеющих в своем составе элементы  вычислительной техники;

     постоянное  совершенствование средств защиты  информации от несанкционированного  доступа, развитие защищенных  систем связи и управления  войсками и оружием, повышение  надежности специального программного  обеспечения;

     совершенствование  структуры функциональных органов  системы обеспечения информационной  безопасности в сфере обороны  и координация их взаимодействия;

     совершенствование  приемов и способов стратегической  и оперативной маскировки, разведки  и радиоэлектронной борьбы, методов  и средств активного противодействия  информационно-пропагандистским и  психологическим операциям вероятного  противника;

     подготовка  специалистов в области обеспечения  информационной безопасности в  сфере обороны.

     В правоохранительной  и судебной сферах. К наиболее  важным объектам обеспечения  информационной безопасности в  правоохранительной и судебной  сферах относятся:

     информационные  ресурсы федеральных органов  исполнительной власти, реализующих  правоохранительные функции, судебных  органов, их информационно-вычислительных  центров, научно-исследовательских  учреждений и учебных заведений,  содержащие специальные сведения  и оперативные данные служебного  характера;

     информационно-вычислительные  центры, их информационное, техническое,  программное и нормативное обеспечение;

     информационная  инфраструктура (информационно-вычислительные  сети, пункты управления, узлы и  линии связи).

     Внешними  угрозами, представляющими наибольшую  опасность для объектов обеспечения  информационной безопасности в  правоохранительной и судебной  сферах, являются:

     разведывательная  деятельность специальных служб  иностранных государств, международных  преступных сообществ, организаций  и групп, связанная со сбором  сведений, раскрывающих задачи, планы  деятельности, техническое оснащение,  методы работы и места дислокации  специальных подразделений и  органов внутренних дел Российской  Федерации;

     деятельность  иностранных государственных и  частных коммерческих структур, стремящихся получить несанкционированный  доступ к информационным ресурсам  правоохранительных и судебных  органов.

     Внутренними  угрозами, представляющими наибольшую  опасность для указанных объектов, являются:

     нарушение  установленного регламента сбора,  обработки, хранения и передачи  информации, содержащейся в картотеках  и автоматизированных банках  данных и использующейся для  расследования преступлений;

     недостаточность  законодательного и нормативного  регулирования информационного  обмена в правоохранительной  и судебной сферах;

     отсутствие  единой методологии сбора, обработки  и хранения информации оперативно-разыскного, справочного, криминалистического  и статистического характера;

Информация о работе Доктрина информационной безопасности Российской Федерации