сертификация
средств защиты информации, лицензирование
деятельности в области защиты
государственной тайны, стандартизация
способов и средств защиты
информации;
совершенствование
системы сертификации телекоммуникационного
оборудования и программного
обеспечения автоматизированных
систем обработки информации
по требованиям информационной
безопасности;
контроль
за действиями персонала в
защищенных информационных системах,
подготовка кадров в области
обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации;
формирование
системы мониторинга показателей
и характеристик информационной
безопасности Российской Федерации
в наиболее важных сферах жизни
и деятельности общества и
государства.
Экономические
методы обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
включают в себя:
разработку
программ обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
и определение порядка их финансирования;
совершенствование
системы финансирования работ,
связанных с реализацией правовых
и организационно-технических методов
защиты информации, создание системы
страхования информационных рисков
физических и юридических лиц.
6. Особенности
обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации в различных
сферах общественной жизни
Информационная
безопасность Российской Федерации
является одной из составляющих
национальной безопасности Российской
Федерации и оказывает влияние
на защищенность национальных
интересов Российской Федерации
в различных сферах жизнедеятельности
общества и государства. Угрозы
информационной безопасности Российской
Федерации и методы ее обеспечения
являются общими для этих сфер.
В каждой
из них имеются свои особенности
обеспечения информационной безопасности,
связанные со спецификой объектов
обеспечения безопасности, степенью
их уязвимости в отношении
угроз информационной безопасности
Российской Федерации. В каждой
сфере жизнедеятельности общества
и государства наряду с общими
методами обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
могут использоваться частные
методы и формы, обусловленные
спецификой факторов, влияющих на
состояние информационной безопасности
Российской Федерации.
В сфере
экономики. Обеспечение информационной
безопасности Российской Федерации
в сфере экономики играет ключевую
роль в обеспечении национальной
безопасности Российской Федерации.
Воздействию
угроз информационной безопасности
Российской Федерации в сфере
экономики наиболее подвержены:
система
государственной статистики;
кредитно-финансовая
система;
информационные
и учетные автоматизированные
системы подразделений федеральных
органов исполнительной власти,
обеспечивающих деятельность общества
и государства в сфере экономики;
системы
бухгалтерского учета предприятий,
учреждений и организаций независимо
от формы собственности;
системы
сбора, обработки, хранения и
передачи финансовой, биржевой, налоговой,
таможенной информации и информации
о внешнеэкономической деятельности
государства, а также предприятий,
учреждений и организаций независимо
от формы собственности.
Переход
к рыночным отношениям в экономике
вызвал появление на внутреннем
российском рынке товаров и
услуг множества отечественных
и зарубежных коммерческих структур
-производителей и потребителей
информации, средств информатизации
и защиты информации. Бесконтрольная
деятельность этих структур по
созданию и защите систем сбора,
обработки, хранения и передачи
статистической, финансовой, биржевой,
налоговой, таможенной информации
создает реальную угрозу безопасности
России в экономической сфере.
Аналогичные угрозы возникают
при бесконтрольном привлечении
иностранных фирм к созданию
подобных систем, поскольку при
этом складываются благоприятные
условия для несанкционированного
доступа к конфиденциальной экономической
информации и для контроля
за процессами ее передачи
и обработки со стороны иностранных
спецслужб.
Критическое
состояние предприятий национальных
отраслей промышленности, разрабатывающих
и производящих средства информатизации,
телекоммуникации, связи и защиты
информации, приводит к широкому
использованию соответствующих
импортных средств, что создает
угрозу возникновения технологической
зависимости России от иностранных
государств.
Серьезную
угрозу для нормального функционирования
экономики в целом представляют
компьютерные преступления, связанные
с проникновением криминальных
элементов в компьютерные системы
и сети банков и иных кредитных
организаций.
Недостаточность
нормативной правовой базы, определяющей
ответственность хозяйствующих
субъектов за недостоверность
или сокрытие сведений об их
коммерческой деятельности, о потребительских
свойствах производимых ими товаров
и услуг, о результатах их
хозяйственной деятельности, об
инвестициях и тому подобном,
препятствует нормальному функционированию
хозяйствующих субъектов. В то
же время существенный экономический
ущерб хозяйствующим субъектам
может быть нанесен вследствие
разглашения информации, содержащей
коммерческую тайну. В системах
сбора, обработки, хранения и
передачи финансовой, биржевой, налоговой,
таможенной информации наиболее
опасны противоправное копирование
информации и ее искажение
вследствие преднамеренных или
случайных нарушений технологии
работы с информацией, несанкционированного
доступа к ней. Это касается
и федеральных органов исполнительной
власти, занятых формированием и
распространением информации о
внешнеэкономической деятельности
Российской Федерации.
Основными
мерами по обеспечению информационной
безопасности Российской Федерации
в сфере экономики являются:
организация
и осуществление государственного
контроля за созданием, развитием
и защитой систем и средств
сбора, обработки, хранения и
передачи статистической, финансовой,
биржевой, налоговой, таможенной
информации;
коренная
перестройка системы государственной
статистической отчетности в
целях обеспечения достоверности,
полноты и защищенности информации,
осуществляемая путем введения
строгой юридической ответственности
должностных лиц за подготовку
первичной информации, организацию
контроля за деятельностью этих
лиц и служб обработки и
анализа статистической информации,
а также путем ограничения
коммерциализации такой информации;
разработка
национальных сертифицированных
средств защиты информации и
внедрение их в системы и
средства сбора, обработки, хранения
и передачи статистической, финансовой,
биржевой, налоговой, таможенной
информации;
разработка
и внедрение национальных защищенных
систем электронных платежей
на базе интеллектуальных карт,
систем электронных денег и
электронной торговли, стандартизация
этих систем, а также разработка
нормативной правовой базы, регламентирующей
их использование;
совершенствование
нормативной правовой базы, регулирующей
информационные отношения в сфере
экономики;
совершенствование
методов отбора и подготовки
персонала для работы в системах
сбора, обработки, хранения и
передачи экономической информации.
В сфере
внутренней политики. Наиболее важными
объектами обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
в сфере внутренней политики
являются:
конституционные
права и свободы человека и
гражданина;
конституционный
строй, национальное согласие, стабильность
государственной власти, суверенитет
и территориальная целостность
Российской Федерации;
открытые
информационные ресурсы федеральных
органов исполнительной власти
и средств массовой информации.
Наибольшую
опасность в сфере внутренней
политики представляют следующие
угрозы информационной безопасности
Российской Федерации:
нарушение
конституционных прав и свобод
граждан, реализуемых в информационной
сфере;
недостаточное
правовое регулирование отношений
в области прав различных политических
сил на использование средств
массовой информации для пропаганды
своих идей;
распространение
дезинформации о политике Российской
Федерации, деятельности федеральных
органов государственной власти,
событиях, происходящих в стране
и за рубежом;
деятельность
общественных объединений, направленная
на насильственное изменение
основ конституционного строя
и нарушение целостности Российской
Федерации, разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной
вражды, на распространение этих
идей в средствах массовой
информации.
Основными
мероприятиями в области обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере внутренней
политики являются:
создание
системы противодействия монополизации
отечественными и зарубежными
структурами составляющих информационной
инфраструктуры, включая рынок информационных
услуг и средства массовой
информации;
активизация
контрпропагандистской деятельности,
направленной на предотвращение
негативных последствий распространения
дезинформации о внутренней политике
России.
В сфере
внешней политики. К наиболее
важным объектам обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере внешней
политики относятся:
информационные
ресурсы федеральных органов
исполнительной власти, реализующих
внешнюю политику Российской
Федерации, российских представительств
и организаций за рубежом, представительств
Российской Федерации при международных
организациях;
информационные
ресурсы представительств федеральных
органов исполнительной власти,
реализующих внешнюю политику
Российской Федерации, на территориях
субъектов Российской Федерации;
информационные
ресурсы российских предприятий,
учреждений и организаций, подведомственных
федеральным органам исполнительной
власти, реализующим внешнюю политику
Российской Федерации;
блокирование
деятельности российских средств
массовой информации по разъяснению
зарубежной аудитории целей и
основных направлений государственной
политики Российской Федерации,
ее мнения по социально значимым
событиям российской и международной
жизни.
Из
внешних угроз информационной
безопасности Российской Федерации
в сфере внешней политики наибольшую
опасность представляют:
информационное
воздействие иностранных политических,
экономических, военных и информационных
структур на разработку и реализацию
стратегии внешней политики Российской
Федерации;
распространение
за рубежом дезинформации о
внешней политике Российской
Федерации;
нарушение
прав российских граждан и
юридических лиц в информационной
сфере за рубежом;
попытки
несанкционированного доступа к
информации и воздействия на
информационные ресурсы, информационную
инфраструктуру федеральных органов
исполнительной власти, реализующих
внешнюю политику Российской
Федерации, российских представительств
и организаций за рубежом, представительств
Российской Федерации при международных
организациях.