Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:25, доклад

Описание

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Работа состоит из  1 файл

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.docx

— 56.98 Кб (Скачать документ)

     сертификация  средств защиты информации, лицензирование  деятельности в области защиты  государственной тайны, стандартизация  способов и средств защиты  информации;

     совершенствование  системы сертификации телекоммуникационного  оборудования и программного  обеспечения автоматизированных  систем обработки информации  по требованиям информационной  безопасности;

     контроль  за действиями персонала в  защищенных информационных системах, подготовка кадров в области  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации;

     формирование  системы мониторинга показателей  и характеристик информационной  безопасности Российской Федерации  в наиболее важных сферах жизни  и деятельности общества и  государства.

     Экономические  методы обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  включают в себя:

     разработку  программ обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  и определение порядка их финансирования;

     совершенствование  системы финансирования работ,  связанных с реализацией правовых  и организационно-технических методов  защиты информации, создание системы  страхования информационных рисков  физических и юридических лиц.

     6. Особенности  обеспечения информационной безопасности  Российской Федерации в различных  сферах общественной жизни

     Информационная  безопасность Российской Федерации  является одной из составляющих  национальной безопасности Российской  Федерации и оказывает влияние  на защищенность национальных  интересов Российской Федерации  в различных сферах жизнедеятельности  общества и государства. Угрозы  информационной безопасности Российской  Федерации и методы ее обеспечения  являются общими для этих сфер.

     В каждой  из них имеются свои особенности  обеспечения информационной безопасности, связанные со спецификой объектов  обеспечения безопасности, степенью  их уязвимости в отношении  угроз информационной безопасности  Российской Федерации. В каждой  сфере жизнедеятельности общества  и государства наряду с общими  методами обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  могут использоваться частные  методы и формы, обусловленные  спецификой факторов, влияющих на  состояние информационной безопасности  Российской Федерации.

     В сфере  экономики. Обеспечение информационной  безопасности Российской Федерации  в сфере экономики играет ключевую  роль в обеспечении национальной  безопасности Российской Федерации.

     Воздействию  угроз информационной безопасности  Российской Федерации в сфере  экономики наиболее подвержены:

     система  государственной статистики;

     кредитно-финансовая  система;

     информационные  и учетные автоматизированные  системы подразделений федеральных  органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества  и государства в сфере экономики;

     системы  бухгалтерского учета предприятий,  учреждений и организаций независимо  от формы собственности;

     системы  сбора, обработки, хранения и  передачи финансовой, биржевой, налоговой,  таможенной информации и информации  о внешнеэкономической деятельности  государства, а также предприятий,  учреждений и организаций независимо  от формы собственности.

     Переход  к рыночным отношениям в экономике  вызвал появление на внутреннем  российском рынке товаров и  услуг множества отечественных  и зарубежных коммерческих структур -производителей и потребителей  информации, средств информатизации  и защиты информации. Бесконтрольная  деятельность этих структур по  созданию и защите систем сбора,  обработки, хранения и передачи  статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации  создает реальную угрозу безопасности  России в экономической сфере.  Аналогичные угрозы возникают  при бесконтрольном привлечении  иностранных фирм к созданию  подобных систем, поскольку при  этом складываются благоприятные  условия для несанкционированного  доступа к конфиденциальной экономической  информации и для контроля  за процессами ее передачи  и обработки со стороны иностранных  спецслужб.

     Критическое  состояние предприятий национальных  отраслей промышленности, разрабатывающих  и производящих средства информатизации, телекоммуникации, связи и защиты  информации, приводит к широкому  использованию соответствующих  импортных средств, что создает  угрозу возникновения технологической  зависимости России от иностранных  государств.

     Серьезную  угрозу для нормального функционирования  экономики в целом представляют  компьютерные преступления, связанные  с проникновением криминальных  элементов в компьютерные системы  и сети банков и иных кредитных  организаций.

     Недостаточность  нормативной правовой базы, определяющей  ответственность хозяйствующих  субъектов за недостоверность  или сокрытие сведений об их  коммерческой деятельности, о потребительских  свойствах производимых ими товаров  и услуг, о результатах их  хозяйственной деятельности, об  инвестициях и тому подобном, препятствует нормальному функционированию  хозяйствующих субъектов. В то  же время существенный экономический  ущерб хозяйствующим субъектам  может быть нанесен вследствие  разглашения информации, содержащей  коммерческую тайну. В системах  сбора, обработки, хранения и  передачи финансовой, биржевой, налоговой,  таможенной информации наиболее  опасны противоправное копирование  информации и ее искажение  вследствие преднамеренных или  случайных нарушений технологии  работы с информацией, несанкционированного  доступа к ней. Это касается  и федеральных органов исполнительной  власти, занятых формированием и  распространением информации о  внешнеэкономической деятельности  Российской Федерации.

     Основными  мерами по обеспечению информационной  безопасности Российской Федерации  в сфере экономики являются:

     организация  и осуществление государственного  контроля за созданием, развитием  и защитой систем и средств  сбора, обработки, хранения и  передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной  информации;

     коренная  перестройка системы государственной  статистической отчетности в  целях обеспечения достоверности,  полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения  строгой юридической ответственности  должностных лиц за подготовку  первичной информации, организацию  контроля за деятельностью этих  лиц и служб обработки и  анализа статистической информации, а также путем ограничения  коммерциализации такой информации;

     разработка  национальных сертифицированных  средств защиты информации и  внедрение их в системы и  средства сбора, обработки, хранения  и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной  информации;

     разработка  и внедрение национальных защищенных  систем электронных платежей  на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и  электронной торговли, стандартизация  этих систем, а также разработка  нормативной правовой базы, регламентирующей  их использование;

     совершенствование  нормативной правовой базы, регулирующей  информационные отношения в сфере  экономики;

     совершенствование  методов отбора и подготовки  персонала для работы в системах  сбора, обработки, хранения и  передачи экономической информации.

     В сфере  внутренней политики. Наиболее важными  объектами обеспечения информационной  безопасности Российской Федерации  в сфере внутренней политики  являются:

     конституционные  права и свободы человека и  гражданина;

     конституционный  строй, национальное согласие, стабильность  государственной власти, суверенитет  и территориальная целостность  Российской Федерации;

     открытые  информационные ресурсы федеральных  органов исполнительной власти  и средств массовой информации.

     Наибольшую  опасность в сфере внутренней  политики представляют следующие  угрозы информационной безопасности  Российской Федерации:

     нарушение  конституционных прав и свобод  граждан, реализуемых в информационной  сфере;

     недостаточное  правовое регулирование отношений  в области прав различных политических  сил на использование средств  массовой информации для пропаганды  своих идей;

     распространение  дезинформации о политике Российской  Федерации, деятельности федеральных  органов государственной власти, событиях, происходящих в стране  и за рубежом;

     деятельность  общественных объединений, направленная  на насильственное изменение  основ конституционного строя  и нарушение целостности Российской  Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной  вражды, на распространение этих  идей в средствах массовой  информации.

     Основными  мероприятиями в области обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации в сфере внутренней  политики являются:

     создание  системы противодействия монополизации  отечественными и зарубежными  структурами составляющих информационной  инфраструктуры, включая рынок информационных  услуг и средства массовой  информации;

     активизация  контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение  негативных последствий распространения  дезинформации о внутренней политике  России.

     В сфере  внешней политики. К наиболее  важным объектам обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации в сфере внешней  политики относятся:

     информационные  ресурсы федеральных органов  исполнительной власти, реализующих  внешнюю политику Российской  Федерации, российских представительств  и организаций за рубежом, представительств  Российской Федерации при международных  организациях;

     информационные  ресурсы представительств федеральных  органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику  Российской Федерации, на территориях  субъектов Российской Федерации;

     информационные  ресурсы российских предприятий,  учреждений и организаций, подведомственных  федеральным органам исполнительной  власти, реализующим внешнюю политику  Российской Федерации;

     блокирование  деятельности российских средств  массовой информации по разъяснению  зарубежной аудитории целей и  основных направлений государственной  политики Российской Федерации,  ее мнения по социально значимым  событиям российской и международной  жизни.

     Из  внешних угроз информационной  безопасности Российской Федерации  в сфере внешней политики наибольшую  опасность представляют:

     информационное  воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных  структур на разработку и реализацию  стратегии внешней политики Российской  Федерации;

     распространение  за рубежом дезинформации о  внешней политике Российской  Федерации;

     нарушение  прав российских граждан и  юридических лиц в информационной  сфере за рубежом;

     попытки  несанкционированного доступа к  информации и воздействия на  информационные ресурсы, информационную  инфраструктуру федеральных органов  исполнительной власти, реализующих  внешнюю политику Российской  Федерации, российских представительств  и организаций за рубежом, представительств  Российской Федерации при международных  организациях.

Информация о работе Доктрина информационной безопасности Российской Федерации