Из
внутренних угроз информационной
безопасности Российской Федерации
в сфере внешней политики наибольшую
опасность представляют:
нарушение
установленного порядка сбора,
обработки, хранения и передачи
информации в федеральных органах
исполнительной власти, реализующих
внешнюю политику Российской
Федерации, и на подведомственных
им предприятиях, в учреждениях
и организациях;
информационно-пропагандистская
деятельность политических сил,
общественных объединений, средств
массовой информации и отдельных
лиц, искажающая стратегию и
тактику внешнеполитической деятельности
Российской Федерации;
недостаточная
информированность населения о
внешнеполитической деятельности
Российской Федерации.
Основными
мероприятиями по обеспечению
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере внешней
политики являются:
разработка
основных направлений государственной
политики в области совершенствования
информационного обеспечения внешнеполитического
курса Российской Федерации;
разработка
и реализация комплекса мер
по усилению информационной безопасности
информационной инфраструктуры
федеральных органов исполнительной
власти, реализующих внешнюю политику
Российской Федерации, российских
представительств и организаций
за рубежом, представительств
Российской Федерации при международных
организациях;
создание
российским представительствам
и организациям за рубежом
условий для работы по нейтрализации
распространяемой там дезинформации
о внешней политике Российской
Федерации;
совершенствование
информационного обеспечения работы
по противодействию нарушениям
прав и свобод российских граждан
и юридических лиц за рубежом;
совершенствование
информационного обеспечения субъектов
Российской Федерации по вопросам
внешнеполитической деятельности,
которые входят в их компетенцию.
В области
науки и техники. Наиболее важными
объектами обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
в области науки и техники
являются:
результаты
фундаментальных, поисковых и
прикладных научных исследований,
потенциально важные для научно-технического,
технологического и социально-экономического
развития страны, включая сведения,
утрата которых может нанести
ущерб национальным интересам
и престижу Российской Федерации;
открытия,
незапатентованные технологии, промышленные
образцы, полезные модели и
экспериментальное оборудование;
научно-технические
кадры и система их подготовки;
системы
управления сложными исследовательскими
комплексами (ядерными реакторами,
ускорителями элементарных частиц,
плазменными генераторами и другими).
К числу
основных внешних угроз информационной
безопасности Российской Федерации
в области науки и техники
следует отнести:
стремление
развитых иностранных государств
получить противоправный доступ
к научно-техническим ресурсам
России для использования полученных
российскими учеными результатов
в собственных интересах;
создание
льготных условий на российском
рынке для иностранной научно-технической
продукции и стремление развитых
стран в то же время ограничить
развитие научно-технического потенциала
России (скупка акций передовых
предприятий с их последующим
перепрофилированием, сохранение
экспортно-импортных ограничений
и тому подобное);
политику
западных стран, направленную
на дальнейшее разрушение унаследованного
от СССР единого научно-технического
пространства государств - участников
Содружества Независимых Государств
за счет переориентации на
западные страны их научно-технических
связей, а также отдельных, наиболее
перспективных научных коллективов;
активизацию
деятельности иностранных государственных
и коммерческих предприятий, учреждений
и организаций в области промышленного
шпионажа с привлечением к
ней разведывательных и специальных
служб.
К числу
основных внутренних угроз информационной
безопасности Российской Федерации
в области науки и техники
следует отнести:
сохраняющуюся
сложную экономическую ситуацию
в России, ведущую к резкому
снижению финансирования научно-технической
деятельности, временному падению
престижа научно-технической сферы,
утечке за рубеж идей и передовых
разработок;
неспособность
предприятий национальных отраслей
электронной промышленности производить
на базе новейших достижений
микроэлектроники, передовых информационных
технологий конкурентоспособную
наукоемкую продукцию, позволяющую
обеспечить достаточный уровень
технологической независимости
России от зарубежных стран,
что приводит к вынужденному
широкому использованию импортных
программно-аппаратных средств при
создании и развитии в России
информационной инфраструктуры;
серьезные
проблемы в области патентной
защиты результатов научно-технической
деятельности российских ученых;
сложности
реализации мероприятий по защите
информации, особенно на акционированных
предприятиях, в научно-технических
учреждениях и организациях.
Реальный
путь противодействия угрозам
информационной безопасности Российской
Федерации в области науки
и техники - это совершенствование
законодательства Российской Федерации,
регулирующего отношения в данной области,
и механизмов его реализации. В этих целях
государство должно способствовать созданию
системы оценки возможного ущерба от реализации
угроз наиболее важным объектам обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в области науки и техники, включая
общественные научные советы и организации
независимой экспертизы, вырабатывающие
рекомендации для федеральных органов
государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
по предотвращению противоправного или
неэффективного использования интеллектуального
потенциала России.
В сфере
духовной жизни. Обеспечение информационной
безопасности Российской Федерации
в сфере духовной жизни имеет
целью защиту конституционных
прав и свобод человека и
гражданина, связанных с развитием,
формированием и поведением личности,
свободой массового информирования,
использования культурного, духовно-нравственного
наследия, исторических традиций
и норм общественной жизни,
с сохранением культурного достояния
всех народов России, реализацией
конституционных ограничений прав
и свобод человека и гражданина
в интересах сохранения и укрепления
нравственных ценностей общества,
традиций патриотизма и гуманизма,
здоровья граждан, культурного
и научного потенциала Российской
Федерации, обеспечения обороноспособности
и безопасности государства.
К числу
основных объектов обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в сфере духовной
жизни относятся:
достоинство
личности, свобода совести, включая
право свободно выбирать, иметь
и распространять религиозные
и иные убеждения и действовать
в соответствии с ними, свобода
мысли и слова (за исключением
пропаганды или агитации, возбуждающих
социальную, расовую, национальную
или религиозную ненависть и
вражду), а также свобода литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания;
свобода
массовой информации;
неприкосновенность
частной жизни, личная и семейная
тайна;
русский
язык как фактор духовного
единения народов многонациональной
России, язык межгосударственного
общения народов государств - участников
Содружества Независимых Государств;
языки,
нравственные ценности и культурное
наследие народов и народностей
Российской Федерации;
объекты
интеллектуальной собственности.
Наибольшую
опасность в сфере духовной
жизни представляют следующие
угрозы информационной безопасности
Российской Федерации:
деформация
системы массового информирования
как за счет монополизации
средств массовой информации, так
и за счет неконтролируемого
расширения сектора зарубежных
средств массовой информации
в отечественном информационном
пространстве;
ухудшение
состояния и постепенный упадок
объектов российского культурного
наследия, включая архивы, музейные
фонды, библиотеки, памятники архитектуры,
ввиду недостаточного финансирования
соответствующих программ и мероприятий;
возможность
нарушения общественной стабильности,
нанесение вреда здоровью и
жизни граждан вследствие деятельности
религиозных объединений, проповедующих
религиозный фундаментализм, а также
тоталитарных религиозных сект;
использование
зарубежными специальными службами
средств массовой информации, действующих
на территории Российской Федерации,
для нанесения ущерба обороноспособности
страны и безопасности государства,
распространения дезинформации;
неспособность
современного гражданского общества
России обеспечить формирование
у подрастающего поколения и
поддержание в обществе общественно
необходимых нравственных ценностей,
патриотизма и гражданской ответственности
за судьбу страны.
Основными
направлениями обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
в сфере духовной жизни являются:
развитие
в России основ гражданского
общества;
создание
социально-экономических условий
для осуществления творческой
деятельности и функционирования
учреждений культуры;
выработка
цивилизованных форм и способов
общественного контроля за формированием
в обществе духовных ценностей,
отвечающих национальным интересам
страны, воспитанием патриотизма
и гражданской ответственности
за ее судьбу;
совершенствование
законодательства Российской Федерации,
регулирующего отношения в области
конституционных ограничений прав
и свобод человека и гражданина;
государственная
поддержка мероприятий по сохранению
и возрождению культурного наследия
народов и народностей Российской
Федерации;
формирование
правовых и организационных механизмов
обеспечения конституционных прав
и свобод граждан, повышения
их правовой культуры в интересах
противодействия сознательному
или непреднамеренному нарушению
этих конституционных прав и
свобод в сфере духовной жизни;
разработка
действенных организационно-правовых
механизмов доступа средств массовой
информации и граждан к открытой
информации о деятельности федеральных
органов государственной власти
и общественных объединений, обеспечение
достоверности сведений о социально
значимых событиях общественной
жизни, распространяемых через
средства массовой информации;
разработка
специальных правовых и организационных
механизмов недопущения противоправных
информационно-психологических воздействий
на массовое сознание общества,
неконтролируемой коммерциализации
культуры и науки, а также
обеспечивающих сохранение культурных
и исторических ценностей народов
и народностей Российской Федерации,
рациональное использование накопленных
обществом информационных ресурсов,
составляющих национальное достояние;
введение
запрета на использование эфирного
времени в электронных средствах
массовой информации для проката
программ, пропагандирующих насилие
и жестокость, антиобщественное
поведение;
противодействие
негативному влиянию иностранных
религиозных организаций и миссионеров.
В общегосударственных
информационных и телекоммуникационных
системах. Основными объектами обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации в общегосударственных
информационных и телекоммуникационных
системах являются: