Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:44, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является исследование системы распределения расходов бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь в Республике Казахстан.
Актуальность данной темы связана с решением такой важной задачи, как установление социальной, справедливой системой распределения доходов государственного бюджета.
Введение
Глава 1. Система социальной защиты населения в Казахстане
Уровень экономического развития социальной защиты в
Республике Казахстане 1
1.2. Рынок труда и занятость населения в РК 8
Глава 2.Современное состояние системы социальной защиты
населения Республике Казахстан 9
2.1. Солидарная система защиты социального обеспечения 13
2.2. Развитие социального сектора в РК 14
Глава 3. Основные направления развития системы социальной
защиты населения в РК
3.1. Общие подходы к реформированию системы социальной защиты
3.2. Основные механизмы социальной защиты при наступлении
социальных рисков 19
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Система социальной защиты населения в Казахстане
Республике Казахстане
1.2. Рынок труда
и занятость населения в РК
Глава 2.Современное состояние системы социальной защиты
населения Республике Казахстан 9
2.1. Солидарная
система защиты социального
2.2. Развитие
социального сектора в РК
Глава 3. Основные направления развития системы социальной
защиты населения в РК
3.1. Общие подходы к реформированию системы социальной защиты
3.2. Основные механизмы социальной защиты при наступлении
социальных рисков 19
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Социальная защита - это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу неблагоприятных обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде.
Международная организация труда, членом которой является Казахстан, определяет систему социальной защиты как комплекс мер, включающий в себя:
- стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности;
- предотвращение
и компенсацию части доходов
в случае возникновения
- предоставление механизмов социальной помощи, предназначенной для уязвимых групп населения, не являющихся участниками системы социального страхования;
- доступ граждан
к основным правам и услугам,
таким как образование и
Конкретные и измеримые показатели достижения целей улучшения к 2015 году условий жизни миллионов людей, заявленные государствами в Декларации тысячелетия, были одобрены мировыми лидерами, включая Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, в Нью-Йорке, в сентябре 2000 года.
Основные показатели уровня жизни используются в межстрановых сопоставлениях, являются индикаторами реализации национальных стратегических и программных документов (Стратегический план развития РК до 2020 года, ежегодных Посланий Главы государства народу Казахстана, Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы и т.д.), а также применяются Методиками расчетов некоторых рейтинговых оценок страны (конкурентоспособности, эффективности деятельности местных исполнительных органов и т.п.). Целью выполнения курсовой работы является исследование системы распределения расходов бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь в Республике Казахстан.
Актуальность данной темы связана с решением такой важной задачи, как установление социальной, справедливой системой распределения доходов государственного бюджета.
Глава 1. Система социальной защиты населения в Казахстане
Количественные показатели систем социальной защиты в значительной степени определяются уровнем экономического развития, а степень солидарности между лицами, участия государственных институтов и уровень стимулирования находятся во взаимосвязи с выбранной социально - экономической моделью.
В силу исторических, культурных, политических и иных факторов в государствах одинакового уровня развития существуют разные степени солидарности в организации систем социальной защиты и разные степени участия государственных институтов.
Полная солидарность предполагает отсутствие взаимосвязи между взносом и выплатой, когда право на получение зависит не от взноса, а определяется с момента наступления рискового случая. Финансовая нагрузка ложится на всех налогоплательщиков, а право на получение социальной защиты имеют все граждане. В такой системе механизмом перераспределения доходов и единственным источником финансирования является государственный бюджет, а в качестве регулятора выступает государство. Системы, основанные на принципе полной солидарности, обычно предоставляют одинаковый, как правило, минимальный уровень социальной защиты всем гражданам. При ограниченной солидарности право на получение выплаты зависит от взноса человека. Как правило, такая система финансируется за счет отчислений работников и работодателей, а право на получение выплат в зависимости от взноса имеют только те граждане, которые производили отчисления (или за которых они производились работодателем). Такие системы обычно предоставляют дополнительную защиту определенной группе населения, например, работникам формального сектора или конкретного трудового коллектива. Кроме того, существуют системы, в которых солидарность отсутствует, где каждый гражданин отчисляет персонифицированные взносы, от которых напрямую зависят выплаты при наступлении социальных рисков.
Среди стран с максимальным государственным участием в системе социальной защиты следует отметить Францию, Италию, Бельгию, Германию, Австрию, Японию. Минимальное участие государства, передача большинства инструментов социальной защиты частному рынку распространено в ряде стран Латинской Америки. В большинстве стран - США, Великобритании, Аргентине, Голландии, Дании, Швеции, Польше, Латвии - используется смешанная система. Как правило, системы с полной солидарностью - государственные, персонифицированные системы накопительного характера преимущественно частные, а при ограниченной солидарности обычно используется смешанная система, предполагающая участие как государственных, так и частных институтов. Как показывает международный опыт, степень участия государственных институтов влияет на такие основные показатели, как охват населения и административные расходы. Более высокие административные расходы на содержание системы социального страхования - в частных системах, более низкие - в государственных и смешанных. В государственных системах обеспечен почти полный охват трудоспособного населения, высок уровень охвата в смешанных системах, относительно низок в частных системах.
Системы с полной солидарностью характеризуется минимальными стимулами, в то время как в системах, основанных на персонификации учета взноса, - стимулы максимальные. При этом стимулирование стабильной оплачиваемой трудовой деятельности достигается через предоставление дополнительных преимуществ трудящимся и зависит от степени взаимосвязи между взносом и выплатой.
На основе анализа
международного опыта можно сделать
вывод, что наиболее эффективные
и комплексные системы
1) государственные пособия;
2) обязательное социальное страхование;
3) накопительное пенсионное обеспечение;
4) социальную помощь.
Государственные
пособия предназначены для
Обязательное
социальное страхование, финансируемое
за счет отчислений работодателей и
работников, предназначено для
Накопительное пенсионное обеспечение предназначено для самостоятельного пенсионного обеспечения каждым гражданином.
Социальная
помощь предназначена для
Кроме того, гражданин имеет право осуществлять добровольное страхование на случай наступления социальных рисков.
Такая комбинированная система позволяет сочетать преимущества как солидарных, так и персонификационных систем.
В Казахстане завершается переход к рыночной экономике. Изменение экономических отношений требует построения адекватной системы социальной защиты.
На начальном
этапе переходного периода
Предпринятые
шаги в социальной сфере, обусловленные
особенностями переходного
Несмотря на проведенные преобразования, в данный момент система социальной защиты характеризуется сложностью и недостаточной системностью законодательства, адресностью и прозрачностью, низкими стимулами к участию в системе.
Благоприятные
изменения в экономике в
Система социальной защиты населения в Казахстане включает:
профессионального);
С 1998 г.
развивается накопительная
Разработка государственных социальных стандартов осуществлялось в рамках Программы дальнейшего углубления социальных реформ на 2008-2010 годы. Существенные изменения были внесены в определение базового социального норматива - прожиточного минимума.
Рисунок 1 – Среднемесячный размер назначенной пенсии
С учетом реальной структуры потребления пересмотрен и увеличен состав продовольственной корзины, изменена структура прожиточного минимума, что привело к увеличению прожиточного минимума почти на 40% по отношению к 2009 году. На рисунке 2 представлен показатель среднемесячного социального пособия. На его основе рассчитываются сегодня размеры базовых социальных выплат.
Рисунок 2 - Среднемесячный размер назначенного государственного
социального пособия
Значительная часть стандартов и нормативов социально-трудовой сферы законодательно закреплена в Трудовом Кодексе РК, ЗРК «О занятости населения», «О социальной защите инвалидов» и иных нормативных правовых актах. С 2005 года внедрена система обязательного социального страхования. Социальная защита инвалидов и работа по их реабилитации и интеграции осуществлялась в рамках принятого в 2005 году Закона «О социальной защите инвалидов в РК», и Программы реабилитации инвалидов на 2006-2008 годы. В соответствии с ними основные усилия направлялись на профилактику инвалидности, внедрение международных стандартов обеспечения равных возможностей для инвалидов, преодоление дефицита современных реабилитационных и медико-социальных учреждений и организаций, удовлетворение потребностей инвалидов в соответствующих индивидуальному неблагополучию современных технических вспомогательных средствах и специальных средствах передвижения.
Еще одним важным национальным приоритетом социальной политики является защита материнства и детства. В 2006 году введена новая система поддержки семей с детьми, включающая единовременное пособие на рождение ребенка, а с 1 января 2008 г. этот показатель увеличен в 2 раза. Таким правом воспользовались почти 70 тысяч матерей, им выплачено пособий на общую сумму более 2 млрд. тенге. Аналогичная динамика наблюдается и по пособиям по уходу за детьми, в возрасте до одного года. За три месяца они выплачены на сумму около 4 млрд. тенге.
Впервые с 1 января этого года из Государственного фонда социального страхования, работающим женщинам выплачиваются социальные выплаты по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в размере 40 % от среднемесячной зарплаты. Несмотря на позитивные изменения, уровень социального обеспечения остается неадекватным. Стандартизация социальной сферы не завершена. Отсутствие и несовершенство государственных социальных стандартов вызывают значительные трудности в достижении адекватности социального обеспечения, обеспечении доступности социальных услуг и бюджетировании социальных программ. Смягчение условий наступления основных социальных рисков – старости, инвалидности, потери кормильца неотделимо от развития социального обслуживания. В настоящее время оно включает в себя профилактику и охрану здоровья и несчастных случаев, медицинские и образовательные услуги, реабилитацию пострадавших на производстве инвалидов, предоставление специальных услуг для инвалидов и престарелых, услуг по уходу за детьми и домашнему быту и т.д.