Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:44, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является исследование системы распределения расходов бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь в Республике Казахстан.
Актуальность данной темы связана с решением такой важной задачи, как установление социальной, справедливой системой распределения доходов государственного бюджета.
Введение
Глава 1. Система социальной защиты населения в Казахстане
Уровень экономического развития социальной защиты в
Республике Казахстане 1
1.2. Рынок труда и занятость населения в РК 8
Глава 2.Современное состояние системы социальной защиты
населения Республике Казахстан 9
2.1. Солидарная система защиты социального обеспечения 13
2.2. Развитие социального сектора в РК 14
Глава 3. Основные направления развития системы социальной
защиты населения в РК
3.1. Общие подходы к реформированию системы социальной защиты
3.2. Основные механизмы социальной защиты при наступлении
социальных рисков 19
Заключение
Список используемой литературы
Глава 2.Современное состояние системы социальной защиты населения Республике Казахстан
2.1. Солидарная
система защиты социального
Действующая система социальной защиты характеризуется преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия и низкими стимулами.
На принципе полной солидарности организована система социального обеспечения по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной защите безработных граждан и по возрасту. Все граждане Казахстана при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса человека. Солидарная пенсионная система частично учитывает трудовой вклад гражданина. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий даже тех граждан, которые не имели вклада в систему.
В республике отсутствует система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существуют системы дополнительной защиты работающих граждан при попадании в рисковую ситуацию в зависимости от взноса в систему.
Накопительная пенсионная система - единственный вид обеспечения при наступлении старости, основанной на принципах сбережения без солидарности между участниками, имеющий действенные стимулы по участию в системе.
В соответствии с законодательством отдельным категориям граждан предоставляется социальная помощь за счет средств государства.
Действующим законодательством
предусмотрено осуществление
Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты является государство. В действующей системе подтверждается международный опыт относительно базовых характеристик - более полный охват населения и низкие административные расходы в системе с государственным управлением, низкий охват и высокие административные расходы в системе с участием частных институтов. Стимулы по участию в системе, за исключением накопительной пенсионной системы, минимальны.
Основными недостатками действующей системы социальной защиты препятствующими ее эффективному функционированию, являются:
- несовершенное законодательство: законодательная система, регулирующая социальную сферу, сложна и непрозрачна, поскольку сформирована в основном по видам выплат, а не по социальным рискам и основаниям выплат;
- недостаточная
справедливость и низкие
- недостаточная прозрачность:
на стадии становления
Сохранение действующей системы может привести к ухудшению параметров функционирования и снижению потенциала решения задач социальной защиты.
Для достижения положительных тенденций на рынке труда необходимо не только создание рабочих мест, но и улучшение работы по прогнозированию спроса и предложения рабочей силы в разрезе специальностей, совершенствование механизмов регулирования миграционных процессов, предотвращения нелегальной миграции и защиты внутреннего рынка труда, в решении актуальных вопросов социальных и трудовых отношений уделять особое внимание деятельности института социального партнерства и Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и т.д.
Основным источником финансирования социальной сферы, имеющей свою специфику, является государственный бюджет. Расходы бюджета, нацеленные на решение проблем социальной сферы имеют положительную тенденцию роста, к примеру, в 1998 г. доля затрат на социальное обеспечение и социальную помощь составила 3,1% от ВВП, а в 2009 г.- 7,3%. В целом же по статьям социальной сферы, включая образование, науку, культуру, здравоохранение и т.д. затраты в 2009 г. составили 21,2% от ВВП. В 2010 г. расходы на социальный блок предусматриваются в сумме 1936,9 миллиарда тенге, с ростом к текущему году на 140,5 миллиарда тенге – 17,6 процента. В общем объеме бюджета эти расходы составляют 32,4 % или чуть более 6% к ВВП.
2.2. Развитие социального сектора в РК
Развитие социального сектора требует не только радикальной модернизации основных фондов, но и реабилитации человеческого капитала.
При этом основным источником развития социальной сферы остается государственный бюджет. Поэтому в расходах бюджета должны учитываться особенности казахстанской экономики, условием эффективного роста которой является не только опережающее развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей, но отраслей способствующих воспроизводству человеческого капитала, а в частности здравоохранения и образования.
В соответствии с действующим законодательством основными источниками финансирования расходов учреждений образования являются местный и республиканский бюджет, основная часть затрат приходится на местные бюджеты, которые являются источником для финансирования дошкольного, начального, среднего, профессионального, среднего специального образования и переподготовки кадров.
В Казахстане сокращение государственных расходов на образование в период с 1991 по 2002 годы с 6,5 до 3,2% ВВП соответственно, повлекло за собой разрушение материально-технической базы учебных заведений, снижение социального статуса преподавателей и научных работников, старение научно-педагогических кадров, а также снижение качества профессиональной подготовки кадров. Особенно ощутимо снижение финансирования сказалось на системе школьного образования. Практически было остановлено строительство общеобразовательных школ. В настоящее время расходы на образование, составившие в 2010 г. 5,8% ВВП, сохраняются на относительно низком уровне, не обеспечивающем конкурентоспособный уровень развития человеческого потенциала.
Несмотря на столь низкий уровень финансирования в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы страны около 10 тысяч государственных образовательных грантов и кредитов (почти 40 % от общего объема госзаказа) выделено на технические и технологические специальности. В настоящее время принимаются меры по сохранению и расширению сети дошкольных организаций, строительству школ и других образовательных учреждений с привлечением частного капитала и при поддержке государства.
С начала 2004-1010 учебных годов начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение, в котором участвуют 104 школы, из них 45 – сельских. Также принимаются меры по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Всего по республике действует 103 специальных коррекционных организации образования, где обучаются около 19 тыс. детей.
Продолжается внедрение системы менеджмента качества образования в ВУЗах в соответствии с международными стандартами ISO серий 9000 и 14000. К примеру, для целях повышения качества образования принимаются меры по разработке Национальной системы оценки качества образования, в рамках которой внедряется независимая внешняя оценка учебных достижений учащихся.
Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании», принятым в 2004 году, предусматрено повышение требований к лицензированию образовательной деятельности через обязательное представление документов, подтверждающих наличие штатных преподавателей и собственной учебно-материальной базы организации образования. Тем не менее, подготовка высококвалифицированных кадров для работы в сфере экономики и бизнеса на фоне быстро развивающегося рынка Казахстана по-прежнему остается актуальным вопросом на сегодняшний день. Другим рассматриваемым направлением расходов бюджета является здравоохранение.
В 2004 году принята Государственная программа по реформированию и развитию здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 годы. Целью Программы является улучшение здоровья населения, путем совершенствования структуры управления отраслью, межсекторального взаимодействия, разделения ответственности граждан, работодателей и государства за охрану здоровья и ориентирования на потребности населения. Вместе тем, несмотря на некоторые положительные тенденции, система здравоохранения требует к себе более пристального внимания не только со стороны государства, но и со стороны частного бизнеса, о чем свидетельствуют события в Южно-Казахстанской области по заражению детей и новорожденных ВИЧ, ухудшению предоставления медицинских услуг на селе, недостатке объектов здравоохранения в регионах, выявленные нарушения в сфере фармакологии и продаже некачественных лекарственных средств и препаратов и т.д.
Кроме того, достаточно проблематичной остается сфера жилищно-коммунального хозяйства, поскольку с течением времени в связи с неподдержанием общего состояния в республике увеличилось количество ветхого, требующего капитального ремонта или снесения жилья. Учитывая социальный аспект этой проблемы, возрастающую вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, стало целесообразным вернуться к рассмотрению возможности выделения этих средств из бюджета.
В 2010 г. из бюджета на социальный блок выделены средства в сумме 936,9 миллиарда тенге, с ростом к текущему году на – 17,6%. В общем объеме бюджета эти расходы составляют 32,4 % или чуть более 6% к ВВП.
В развитых странах доля расходов на социальные нужды составляет более 30% от ВВП. Среди них больше всего средств расходуется на пенсионное обеспечение – в среднем 42% от общих социальных расходов, вторая по величине статья расходов – здравоохранение – 26,2%, далее, социальное обеспечение безработных – 8,1%, социальное обеспечение по нетрудоспособности и инвалидности – 8%, помощь семьям и детям - 7,3% и др.
Глава 3. Основные направления развития системы социальной защиты населения в РК
3.1. Общие
подходы к реформированию
Основные направления развития системы социальной защиты базируются на анализе международного опыта и современного состояния. Предполагается построение такой системы, которая соответствует рыночным условиям и способствует формированию стимулов к стабильной оплачиваемой деятельности с более высоким уровнем охвата населения при минимальных затратах на администрирование.
Будет реализована комплексная модель решения социальных проблем, основанная на рыночных механизмах. Новая система будет смешанной и включит в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем, как обязательного, так и добровольного страхования, и предназначена для обеспечения социальной защиты населения от основных рисков, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни.
Основополагающие цели и задачи новой системы социальной защиты должны содержать элементы по поддержанию экономического роста; справедливость в предоставлении защиты при наступлении рисковых случаев всем гражданам; действенное, эффективное функционирование и полный охват населения.
Законодательство, регулирующее социальную сферу, должно быть сформировано на основе социальных рисков.
Система должна быть справедливой. В отдельных странах это означает, что размер социальных выплат является одинаковым для всех граждан вне зависимости от взноса человека. В других странах подразумевается, что социальные выплаты каждого человека зависят от его трудовой деятельности: условий труда, размеров и продолжительности отчислений. Новая система социальной защиты будет основана на комбинировании двух представленных точек зрения. Реализация прав на социальную защиту должна быть легкодоступной для потенциальных получателей. Гарантированный государством минимальный объем пособий должен предоставлять одинаковый уровень выплат для всех получателей при наступлении социальных рисков. В то же время дополнительный уровень защиты должен зависеть от трудовой деятельности каждого конкретного человека.
Система социальной защиты должна стимулировать индивидуальную ответственность каждого гражданина, а не его зависимость от государства. В целом все трудоспособные граждане должны быть ответственными за свое собственное будущее и благосостояние своих семей.
Система должна быть действенной. Пособия должны обладать адресностью, то есть предоставляться тем, кто имеет на это право и наиболее нуждается в них. Система должна быть эффективной, то есть прозрачной и хорошо управляемой, низкозатратной и простой, дублирование пособий должно быть сведено до минимума. Основные компоненты системы должны гибко регулироваться.
Система должна за определенный короткий срок обеспечить максимально полный охват населения.
С учетом вышеизложенного предполагается организовать систему социальной защиты на основе социальных рисков и включающую в себя следующие элементы защиты:
- государственные
выплаты всем гражданам на
одинаковом уровне за счет
средств бюджета,