Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:44, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является исследование системы распределения расходов бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь в Республике Казахстан.
Актуальность данной темы связана с решением такой важной задачи, как установление социальной, справедливой системой распределения доходов государственного бюджета.
Введение
Глава 1. Система социальной защиты населения в Казахстане
Уровень экономического развития социальной защиты в
Республике Казахстане 1
1.2. Рынок труда и занятость населения в РК 8
Глава 2.Современное состояние системы социальной защиты
населения Республике Казахстан 9
2.1. Солидарная система защиты социального обеспечения 13
2.2. Развитие социального сектора в РК 14
Глава 3. Основные направления развития системы социальной
защиты населения в РК
3.1. Общие подходы к реформированию системы социальной защиты
3.2. Основные механизмы социальной защиты при наступлении
социальных рисков 19
Заключение
Список используемой литературы
Социальное обслуживание осуществляется преимущественно государственными органами и государственными учреждениями центрального и местного значения. Негосударственный сектор в оказании социальных услуг задействован незначительно.
В силу неразвитости современных форм работы с детьми-инвалидами родители, занятые уходом за ними, выпадают из системы формальной занятости, что, в свою очередь, усугубляет проблему бедности и сужает и без того ограниченные стартовые возможности их детей.
Не разработаны основные государственные стандарты оказания социальных услуг, устанавливающие объем, качество предоставляемых услуг и организацию социального обслуживания, не определена категория граждан и перечень обязательных и дополнительных услуг, предоставляемых бесплатно либо на платной основе. Нет условий для привлечения дополнительных источников финансирования, формирования и развития конкурентной среды в данной сфере. Предпринимаемые в этом направлении меры дополняются социальной помощью и социальной поддержкой. Объективная потребность такой поддержки связана с сохраняющейся в стране бедностью, которая состоит из следующих групп:
- многодетные семьи;
- сельскохозяйственные рабочие в отдельных регионах;
- учащаяся молодежь;
- работники с низким уровнем квалификации;
- жители зон экологического бедствия;
- одинокие пенсионеры;
- работники бюджетных организаций.
Также данную категорию населения дополняют оралманы, в связи с их тяжелым материальным положением. Так в 2010 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума все еще составляла 12,7 % (18,2 % - в 2009 году), а уровень бедности на селе превышал 20%- рисунок 3.
Рисунок 3 – Доля населения, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума
Доходы 10% наиболее обеспеченного населения почти в семь раз превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения, что по международным меркам создает угрозу общественной стабильности. В соответствии с Посланиями Президента РК в 2010-2011 годах приоритетное внимание уделялось адресной помощи наиболее нуждающимся категориям населения, не имеющим возможности самостоятельного выхода из состояния бедности. С этой целью использовались адресная социальная помощь, выплата специальных государственных пособий, жилищной помощи, семейных и детских пособий, социальные выплаты отдельным категориям малообеспеченных граждан по решению местных исполнительных органов. Таким образом, несмотря на достигнутые результаты, в сфере социальной защиты населения имеется ряд нерешенных проблем:
• базовый уровень социального обеспечения относительно невысок;
• низкая ставка замещения дохода пенсионеров, что во многом объясняется такими проблемами в накопительной пенсионной системе как низкий охват населения услугами пенсионных фондов, недостаточностью пенсионных накоплений для обеспечения безбедной старости в перспективе;
• относительно высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи (8,2%) и женщин (8,3%);
• относительно низкий уровень оплаты труда, особенно работников бюджетной сферы;
• низкая эффективность активных мер по выходу из бедности, вследствие чего сохранение бедности и неравенства, локализация бедности на селе и преобладание бедности в многодетных семьях;
• несовершенство стандартов оказания социальной помощи обеспечения и доступа к качественным социальным услугам;
• недостаточное развитие коллективно-договорных отношений;
• медленное внедрение стандартов корпоративной социальной ответственности;
• обеспечение экономической и социальной интеграции оралманов после переезда.
1.2. Рынок труда и занятость населения в РК
В сфере
занятости и социального
обеспечения в качестве
основных приоритетов
Среднемесячные номинальные денежные доходы на душу населения во 2 квартале 2011 года составили 45 788 тенге и увеличились по сравнению со 2 кварталом 2010 года на 15,6% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 8,4%. В реальном выражении денежные доходы населения по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года возросли на 6,6%.
Таблица 1- Номинальные и реальные денежные доходы населения
Номинальные денежные доходы, в среднем на душу в месяц, тенге |
I I квартал 2011 года, в % к | ||||||
I I кварталу 2010 года |
I кварталу 2011 года | ||||||
I I квартал 2010 года |
I квартал 2011 года |
I I квартал 2011 года |
номин-альные |
реальные |
номин-альные |
реальные | |
Республика Казахстан |
39 612 |
42 389 |
45 788 |
115,6 |
106,6 |
108,0 |
106,1 |
Первенство по размерам среднедушевых денежных доходов во 2 квартале 2011 года, по-прежнему, удерживают Атырауская область, города Алматы и Астана, где данный показатель превысил среднереспубликанский уровень в 2,4 - 1,7 раза. Регионами с самыми низкими доходами остаются Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская области, в которых соотношение со среднереспубликанским уровнем составило 62,7%, 65,7% и 73,1% соответственно. Соотношение между максимальной и минимальной величиной номинальных денежных доходов по регионам во 2 квартале 2011 года составило 3,8 раза. Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан в первом квартале 2009- 2011гг. представлены в таблице 2.
Минимальный размер заработной платы имеет тенденцию роста, так, 1 января 2009 г. этот показатель составлял 13 470 тенге, в 2010 г.- 14 952 тенге, а с 1 января 2011г. увеличен до 15 999 тенге.
Таблица 2- Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан в первом квартале 2009- 2011гг.
Показатели занятости |
Население в возрасте 15 лет и старше | |||
I квартал |
IV кв.2010г. | |||
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||
Экономически активное население, тыс. человек |
8413,5 |
8555,5 |
8610,4 |
8616,1 |
Уровень экономической активности населения, % |
70,3 |
70,7 |
71,2 |
71,2 |
Занятое население, тыс. человек |
7830,4 |
8029,3 |
8134,5 |
8141,4 |
Уровень занятости, в % к: |
||||
населению в возрасте 15 лет и старше |
65,5 |
66,4 |
67,2 |
67,3 |
экономически активному населению |
93,1 |
93,8 |
94,5 |
94,5 |
Наемные работники, тыс. человек |
5199,1 |
5348,7 |
5465,9 |
5460,0 |
доля в численности занятого населения, % |
66,4 |
66,6 |
67,2 |
67,1 |
Самостоятельно занятые, тыс. человек |
2631,3 |
2680,6 |
2668,6 |
2681,4 |
доля в численности занятого населения, % |
33,6 |
33,4 |
32,8 |
32,9 |
Безработное население, тыс. человек |
583,1 |
526,2 |
475,9 |
474,7 |
Уровень безработицы, % |
6,9 |
6,2 |
5,5 |
5,5 |
Безработные в возрасте 15-24 лет, тыс. человек |
100,5 |
81,5 |
60,6 |
56,3 |
Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет) |
7,7 |
6,1 |
5,0 |
4,7 |
Уровень долгосрочной безработицы, % |
2,7 |
2,3 |
2,0 |
2,1 |
Экономически неактивное население, тыс. человек |
3548,8 |
3544,1 |
3487,8 |
3483,4 |
Уровень экономической неактивности (пассивности) населения, % |
29,7 |
29,3 |
28,8 |
28,8 |
Значительный
разрыв между отраслями существует
в уровнях занятости и
Необходимо подчеркнуть, что высокая в среднем заработная плата работников добывающей промышленности скрывает дискриминационную систему оплаты труда в этих отраслях. Так, по данным средств массовой информации, местные работники получают заработную плату на порядок ниже, чем иностранцы, выполняющие аналогичную работу. Учитывая, что в добывающем секторе иностранная рабочая сила занимает значительный удельный вес, то на деле номинальная зарплата казахстанцев, занятых в этом секторе, намного ниже официальных статистических данных.
Правительством
Республики Казахстан предпринимаются
меры по привязке роста заработной
платы к росту
Основным фактором сокращения бедности и достижения экономического благосостояния является возможность заниматься продуктивным трудом. Положение на рынке труда определяется в основном двумя группами показателей: показателями занятости и безработицы, то есть характеристиками доступности рабочих мест и показателями заработной платы.
Уровень занятости населения республики имеет тенденцию к росту: с 89,6% – в 2001 году до 94,2% – в 2010 году. Уровень безработицы, соответственно, сократился почти вдвое с 10,4% в 2001 году до 5,8% в 2010-ом. Значительно, в 3,7 раза, сократился уровень молодежной безработицы с 19,1% в 2001 году до 5,2 % в 2010-ом, при этом в 1,7 раза сократилась средняя продолжительность безработицы с 14,9 до 8,9 месяцев.
Среднемесячная номинальная заработная плата за последнее десятилетие выросла в 4,5 раза и составила в 2010 году 77 611 тенге, при этом сохраняя существенную отраслевую дифференциацию. В 2010 году самый низкий размер оплаты труда, как и прежде, остался в сельском хозяйстве и составил 36 477 тенге.
Рисунок 4- Основные показатели уровня бедности и занятости населения
Наиболее уязвимой категорией занятого населения являются самозанятые граждане, удельный вес которых в численности занятого населения остается значительным – 33,3% в 2010 году, несмотря на снижение на 9 процентных пунктов за последние 10 лет (с 2001 года). Наибольший удельный вес самостоятельно занятого населения в 2010 году по-прежнему наблюдается в регионах южной части страны – Южно-Казахстанской (19,0%), Алматинской (13,5%) и Жамбылской (10,6%) областях. Низкая продуктивность и доходы от данной формы занятости увеличивают риск бедности для самозанятого населения, оставляя его вне системы пенсионного, социального обеспечения и защиты прав работников. Самозанятые на селе подпадают под больший риск бедности, имея подсобное хозяйство в качестве основного источника доходов и лишаясь права на получение адресной социальной помощи. В 2010 году менее одного процента самостоятельно занятого населения являлись получателями государственной адресной социальной помощи.
Наиболее уязвимыми категориями населения, подверженными высокому риску стать бедными, по-прежнему остаются домохозяйства с большим количеством иждивенцев (имеющие в составе детей, безработных, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями, студентов). В 2010 году 79,5% населения с доходами ниже прожиточного минимума проживало в составе домохозяйств, состоящих из 5 и более человек, что на 14,8 процентных пунктов выше показателя 2006 года. По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан 60,9% получателей адресной социальной помощи в 2010 году составили дети, 9,3% пришлись на самозанятых, 9,0% - на безработных граждан.