Формирование расходов бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:44, курсовая работа

Описание

Целью выполнения курсовой работы является исследование системы распределения расходов бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь в Республике Казахстан.
Актуальность данной темы связана с решением такой важной задачи, как установление социальной, справедливой системой распределения доходов государственного бюджета.

Содержание

Введение
Глава 1. Система социальной защиты населения в Казахстане
Уровень экономического развития социальной защиты в
Республике Казахстане 1
1.2. Рынок труда и занятость населения в РК 8

Глава 2.Современное состояние системы социальной защиты
населения Республике Казахстан 9
2.1. Солидарная система защиты социального обеспечения 13
2.2. Развитие социального сектора в РК 14

Глава 3. Основные направления развития системы социальной
защиты населения в РК
3.1. Общие подходы к реформированию системы социальной защиты
3.2. Основные механизмы социальной защиты при наступлении
социальных рисков 19

Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

новая курсовая по Бюдж. системе.doc

— 318.50 Кб (Скачать документ)

Социальное  обслуживание  осуществляется  преимущественно  государственными  органами  и  государственными  учреждениями центрального  и  местного  значения. Негосударственный  сектор  в  оказании социальных услуг задействован незначительно.

В  силу  неразвитости  современных  форм  работы  с  детьми-инвалидами родители,  занятые  уходом  за  ними,  выпадают  из  системы  формальной занятости, что, в свою очередь, усугубляет проблему бедности и сужает и без того ограниченные стартовые возможности их детей.

Не  разработаны  основные  государственные  стандарты  оказания социальных услуг, устанавливающие  объем, качество предоставляемых услуг и организацию социального обслуживания, не определена категория граждан и  перечень  обязательных  и  дополнительных  услуг,  предоставляемых бесплатно  либо  на  платной  основе.  Нет  условий  для  привлечения дополнительных  источников  финансирования,  формирования  и  развития конкурентной среды в данной сфере. Предпринимаемые  в  этом  направлении  меры  дополняются  социальной помощью  и  социальной  поддержкой.  Объективная  потребность  такой поддержки связана с сохраняющейся в стране бедностью, которая состоит из следующих групп:

- многодетные  семьи; 

-  сельскохозяйственные  рабочие в отдельных регионах;

-  учащаяся  молодежь;

-  работники  с низким уровнем квалификации;

-  жители  зон экологического бедствия;

-  одинокие  пенсионеры;

-  работники  бюджетных организаций. 

Также данную категорию  населения дополняют оралманы,  в связи с их тяжелым материальным положением.  Так  в 2010 году  доля  населения с доходами  ниже  прожиточного минимума  все еще составляла 12,7 % (18,2 % - в 2009 году),  а уровень бедности на селе превышал 20%- рисунок 3. 

 

 

Рисунок 3 –  Доля населения, имеющая доходы ниже величины прожиточного минимума

 

 

Доходы 10% наиболее  обеспеченного  населения  почти  в  семь  раз превышали  доходы 10% наименее  обеспеченного  населения,  что  по международным меркам создает угрозу общественной стабильности.  В  соответствии  с  Посланиями  Президента  РК  в 2010-2011 годах приоритетное внимание уделялось адресной помощи наиболее нуждающимся категориям населения, не имеющим возможности самостоятельного выхода из  состояния бедности. С  этой целью использовались  адресная  социальная помощь,  выплата  специальных  государственных  пособий,  жилищной помощи,  семейных  и  детских  пособий,  социальные  выплаты  отдельным категориям  малообеспеченных  граждан  по  решению  местных исполнительных органов. Таким образом, несмотря на достигнутые результаты, в  сфере социальной защиты населения имеется ряд нерешенных проблем:

•  базовый  уровень социального обеспечения относительно невысок;

•  низкая  ставка  замещения  дохода  пенсионеров,  что  во  многом объясняется такими проблемами в накопительной пенсионной системе как  низкий  охват  населения  услугами  пенсионных  фондов, недостаточностью пенсионных накоплений для обеспечения безбедной старости в перспективе; 

•  относительно высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи (8,2%) и женщин (8,3%);

•  относительно  низкий  уровень  оплаты  труда,  особенно  работников бюджетной  сферы;

•  низкая  эффективность  активных  мер  по  выходу  из  бедности, вследствие  чего  сохранение  бедности  и  неравенства,  локализация бедности на селе и преобладание бедности в  многодетных семьях;

•  несовершенство стандартов оказания социальной помощи обеспечения и доступа к качественным социальным услугам;

•  недостаточное  развитие коллективно-договорных отношений;

•  медленное  внедрение  стандартов  корпоративной  социальной ответственности;

•  обеспечение  экономической и социальной интеграции оралманов после переезда.

 

 

1.2. Рынок  труда и занятость населения  в РК

 

 В  сфере   занятости  и  социального   обеспечения  в  качестве  основных приоритетов  выступают   обеспечение  наиболее  полной  продуктивной занятости  населения   и  создание  эффективно  действующей  системы социального  обеспечения.  Результатом  принимаемых  Правительством Республики Казахстан мер по повышению уровня жизни населения стал рост денежных доходов в среднем на душу населения, данная динамика показана в таблице .  1

Среднемесячные  номинальные денежные доходы на душу населения во 2 квартале 2011 года составили 45 788 тенге и увеличились по сравнению  со 2 кварталом 2010 года на 15,6% при росте  потребительских цен на товары и  услуги за этот период на 8,4%. В реальном выражении денежные доходы населения по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года возросли на 6,6%.

 

Таблица 1- Номинальные и реальные денежные доходы населения

 

Номинальные денежные доходы, в среднем на душу в месяц, тенге

I I квартал 2011 года, в % к

I I кварталу 2010 года

I кварталу 2011 года

I I квартал 2010 года

I квартал 2011 года

I I квартал 2011 года

номин-альные

реальные

номин-альные

реальные

Республика Казахстан

39 612

42 389

45 788

115,6

106,6

108,0

106,1


 

Первенство  по размерам среднедушевых денежных доходов во 2 квартале 2011 года, по-прежнему, удерживают Атырауская область, города Алматы и Астана, где данный показатель превысил среднереспубликанский уровень в 2,4 - 1,7 раза. Регионами с самыми низкими доходами остаются Южно-Казахстанская, Жамбылская и Алматинская области, в которых соотношение со среднереспубликанским уровнем составило 62,7%, 65,7% и 73,1% соответственно. Соотношение между максимальной и минимальной величиной номинальных денежных доходов по регионам во       2 квартале 2011 года составило 3,8 раза. Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан в первом квартале 2009- 2011гг. представлены в таблице 2.

Минимальный  размер  заработной платы имеет  тенденцию  роста,  так, 1 января 2009 г. этот показатель составлял 13 470 тенге, в 2010 г.- 14 952 тенге, а с 1 января 2011г. увеличен до 15 999 тенге. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2- Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан в первом квартале 2009- 2011гг.

 

Показатели  занятости

Население в  возрасте 15 лет и старше

 I квартал

IV кв.2010г.

2009г.

2010г.

2011г.

Экономически  активное население, тыс. человек

8413,5

8555,5

8610,4

8616,1

Уровень экономической  активности населения, %

70,3

70,7

71,2

71,2

Занятое население, тыс. человек

7830,4

8029,3

8134,5

8141,4

Уровень занятости, в % к:

       

населению в  возрасте 15 лет и старше

65,5

66,4

67,2

67,3

экономически  активному населению

93,1

93,8

94,5

94,5

Наемные работники, тыс. человек

5199,1

5348,7

5465,9

5460,0

доля в численности занятого населения, %

66,4

66,6

67,2

67,1

Самостоятельно  занятые, тыс. человек

2631,3

2680,6

2668,6

2681,4

доля в численности занятого населения, %

33,6

33,4

32,8

32,9

Безработное население, тыс. человек

583,1

526,2

475,9

474,7

Уровень безработицы, %

6,9

6,2

5,5

5,5

Безработные в возрасте 15-24 лет, тыс. человек

100,5

81,5

60,6

56,3

Уровень молодежной безработицы, %

(в возрасте 15-24 лет)

7,7

6,1

5,0

4,7

Уровень долгосрочной безработицы, %

2,7

2,3

2,0

2,1

Экономически  неактивное население, тыс. человек

3548,8

3544,1

3487,8

3483,4

Уровень экономической  неактивности (пассивности) населения, %

29,7

29,3

28,8

28,8


 

Значительный  разрыв между отраслями существует в уровнях занятости и заработной платы. К примеру, при среднемесячной номинальной заработной плате одного работника в сентябре 2010 года в 61108 тенге 543 доллара, этот показатель был выше  в финансовой  сфере в 2,1 раза,  в горнодобывающей промышленности - в 1,9 раза,  в сфере по  осуществлению операций  с недвижимостью больше – в 1,5 раза.  Заработная плата в обрабатывающей отрасли  по  состоянию  на  ноябрь 2010 г.  составила 73 663 тенге.  В таких отраслях  как производство  одежды,  обуви и изделий из  кожи  заработная плата составила 37-46% от  среднего  уровня,  сложившегося  по промышленности  в целом. Оплата  труда  в  сельском  хозяйстве  составляет лишь  половину  от  среднереспубликанского  уровня,  тогда  как  в  сельской местности проживает свыше 40% всего населения страны. Таким  образом,  наблюдаются  значительные,  ничем  не  оправданные различия  в  оплате  труда  работников  одинаковой  квалификации,  занятых  в разных  отраслях  производства,  существенные  отличия  в  уровне  денежных доходов горожан и сельских жителей, между жителями различных областей, крупных и малых городов. Постепенно это привело к резкому социальному расслоению  общества,  причем  как в региональном,  так и отраслевом разрезах. Во многом разрыв в уровне оплаты труда обусловлено более низкими, по сравнению с ростом  средней заработной платы,  темпами роста заработной платы работников бюджетной  сферы. В  этой  связи можно констатировать, что более половины численности наемных работников имеют номинальную заработную  плату,  которая  существенно  ниже  среднереспубликанской. Отсюда следует, что для Казахстана характерна высокая степень неравенства в распределении доходов.

Необходимо  подчеркнуть,  что  высокая  в  среднем  заработная  плата работников  добывающей  промышленности  скрывает  дискриминационную систему  оплаты  труда  в  этих  отраслях.  Так,  по  данным  средств  массовой информации,  местные  работники  получают  заработную  плату  на  порядок ниже, чем иностранцы, выполняющие аналогичную работу. Учитывая, что в добывающем  секторе  иностранная  рабочая  сила  занимает  значительный удельный вес, то на деле номинальная зарплата казахстанцев, занятых в этом секторе, намного ниже официальных статистических данных.

Правительством  Республики  Казахстан  предпринимаются  меры  по привязке роста заработной платы к росту производительности труда, чтобы избежать  инфляции.  Привязка  роста  оплаты  к  росту  производительности труда  необходима  при  условии  нормальной  оплаты  труда,  которая обеспечивает  расширенное  производство  рабочей  силы.  К  сожалению, существующая  в Казахстане  система оплаты  труда не  соответствует  этому требованию,  а  ее  сохранение  приведет  к  воспроизводству  бедности  в возрастающих масштабах, снижению качества человеческого капитала из-за нарастающего снижения уровня притязаний населения.  Поэтому  для  предотвращения  дальнейшего социального расслоения требуется кардинально изменить  политику  доходов,  которую проводит правительство республики. С нашей точки зрения, первоочередными мерами должны  стать значительное  повышение заработной  платы работников бюджетной сферы, законодательное установление минимальной заработной платы  на  уровне,  обеспечивающем  не  простое,  а  расширенное воспроизводство  рабочей  силы,  то  есть  минимальная  заработная  плата должна  быть  не  меньше 2,2 размеров  минимального прожиточного минимума. 

    Основным фактором сокращения бедности и достижения экономического благосостояния является возможность заниматься продуктивным трудом. Положение на рынке труда определяется в основном двумя группами показателей: показателями занятости и безработицы, то есть характеристиками доступности рабочих мест и показателями заработной платы.

Уровень занятости  населения республики имеет тенденцию  к росту: с 89,6% – в 2001 году до 94,2% –  в 2010 году. Уровень безработицы, соответственно, сократился почти вдвое с 10,4% в 2001 году до 5,8% в 2010-ом. Значительно, в 3,7 раза, сократился уровень молодежной безработицы с 19,1% в 2001 году до 5,2 % в 2010-ом, при этом в 1,7 раза сократилась средняя продолжительность безработицы с 14,9 до 8,9 месяцев.

Среднемесячная  номинальная заработная плата за последнее десятилетие выросла  в 4,5 раза и составила в 2010 году 77 611 тенге, при этом сохраняя существенную отраслевую дифференциацию. В 2010 году самый низкий размер оплаты труда, как и прежде, остался в сельском хозяйстве и составил 36 477 тенге.

Рисунок 4- Основные показатели уровня бедности и занятости  населения

Наиболее уязвимой категорией занятого населения являются самозанятые граждане, удельный вес  которых в численности занятого населения остается значительным – 33,3% в 2010 году, несмотря на снижение на 9 процентных пунктов за последние 10 лет (с 2001 года). Наибольший удельный вес самостоятельно занятого населения в 2010 году по-прежнему наблюдается в регионах южной части страны – Южно-Казахстанской (19,0%), Алматинской (13,5%) и Жамбылской (10,6%) областях. Низкая продуктивность и доходы от данной формы занятости увеличивают риск бедности для самозанятого населения, оставляя его вне системы пенсионного, социального обеспечения и защиты прав работников. Самозанятые на селе подпадают под больший риск бедности, имея подсобное хозяйство в качестве основного источника доходов и лишаясь права на получение адресной социальной помощи. В 2010 году менее одного процента самостоятельно занятого населения являлись получателями государственной адресной социальной помощи.

Наиболее уязвимыми  категориями населения, подверженными  высокому риску стать бедными, по-прежнему остаются домохозяйства с большим  количеством иждивенцев (имеющие  в составе детей, безработных, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями, студентов). В 2010 году 79,5% населения с доходами ниже прожиточного минимума проживало в составе домохозяйств, состоящих из 5 и более человек, что на 14,8 процентных пунктов выше показателя  2006 года. По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан 60,9% получателей адресной социальной помощи в 2010 году составили дети, 9,3% пришлись на самозанятых, 9,0% - на безработных граждан.

Информация о работе Формирование расходов бюджета на социальное обеспечение и социальную помощь в Республике Казахстан