Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:39, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как основного финансового плана страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории и основного финансового плана, его функций;
определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально- экономического развития общества.
показать его роль в системе финансовых планов страны;
проанализировать подходы к планированию государственного бюджета за 2004-2006 гг.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 Социально-экономическая сущность и функции государственного
бюджета 5
1.2 Роль государственного бюджета в финансовых планах страны 8
1.3 Финансовые показатели планирования бюджета 10
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 11
2.1 Методические подходы к планированию доходной части бюджета 11
2.2 Методические подходы к планированию расходной части бюджета 16
2.3 Анализ планируемых доходов и расходов государственного
бюджета РК за 2004-2006 годы 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
В Казахстане разработана официальная методика расчета прогнозных поступлений по каждому виду налога. Так, например, прогноз по корпоративному подоходному налогу, за исключением корпоративного подоходного налога, поступающего от организаций сырьевого сектора, участвующих в формировании Национального фонда, определяется несколькими вариантами расчетов.
Прогнозирование неналоговых поступлений основывается на нормативных правовых актах, в соответствии с которыми уплачиваются платежи Так, например, планирование доходов от аренды имущества, находящегося в коммунальной собственности определяется Гражданским Кодексом Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона от 23 декабря 1995 года №2721 " О приватизации ", утвержденными акимами областей, городов Астана и Алматы нормативно-правовыми актами, регламентирующими Правила предоставления (передачи) в имущественный наем (аренду) имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении коммунальных государственных предприятий и объектов, находящихся на балансе коммунальных государственных учреждений
Исполнение бюджета по поступлениям заключается в проведении уполномоченным органом по исполнению бюджета в соответствии с законодательством РК комплекса мероприятий по обеспечению полноты и своевременности зачисления поступлений в бюджет в размерах не ниже установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год или решением маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год.
Исполнение бюджета по
Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду налогов и сборов. Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
- установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям, национально-государственным и административным образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов хозяйства;
- организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальной сферы;· осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.
Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию на основе принятых Республиканской бюджетной комиссией решений составляет окончательный вариант проекта республиканского бюджета на предстоящий финансовый год и вносит его на рассмотрение Республиканской бюджетной комиссии.
Например, при формировании республиканского бюджета в его доходную часть направляются налоги от крупнейших нефтедобывающих предприятий, исходя из цены на нефть $ 19 за баррель, по остальным предприятиям, не включенным в перечень, - по фактически сложившимся ценам. Сверхплановые доходы, полученные от превышения цены на нефть, $ 19 за баррель, и трансферт в размере 10 % от планируемых в республиканском и местных бюджетах сумм поступлений по этим же налогам направляются в Национальный фонд. Причем цены на нефть при формировании бюджета закладываются на довольно низком уровне. Делается это для того, чтобы защитить бюджет от возможного падения цен на сырье на мировых рынках. Однако, в соответствии с Указом Президента РК с 1 июля 2006 г. налоги от всех нефтяных компаний будут поступать в Нацфонд. В Нацфонд будут также перечисляться средства, поступившие от приватизации предприятий, продажи земельных участков, и иные поступления, носящие разовый характер.
Национальный
фонд Казахстана был создан для вывода
нефтедолларов из экономики, сдерживания
инфляции и укрепления курса тенге.
К 1 марта в нем накопилось $ 8,4
млрд. До сих пор в Нацфонд поступало меньше
половины налогов от нефтяной отрасли.
Нацфонд пополняется за счет налоговых
поступлений от шести крупных нефтяных
компаний при цене нефти выше $ 19/барр.
Всего в Казахстане работает около нефтяных
50 компаний, и до 2005 г. в Нацфонд, по оценке
экономистов, поступало только 20-25 % доходов.
В прошлом году в Казахстане добыто 61,4
млн тонн нефти и газоконденсата - на 3,4
% больше, чем в 2004 г.
Экономика Казахстана и его бюджет находятся
в большой зависимости от цены нефти. По
данным статистики, в 2004 г. экспорт нефти
и нефтепродуктов принес Казахстану $
11,4 млрд (56,7 % всех экспортных доходов),
а в 2005 г. - $ 17,4 млрд (62,6 %). В прошлом году
на рост доходов от экспорта углеводородов
пришлось почти 78 % всего прироста казахстанского
экспорта. С учетом поступлений в Нацфонд
все нефтяные доходы составили в прошлом
году 44 % казахстанского бюджета.
Таблица
1. - Структура поступлений бюджета г. Петропавловска
за 2006 год
Наименование | Планируемые поступления, тенге | Планируемые поступления, % |
Собственные доходы | 4680037 | 67,7 |
Трансферты из областного бюджета | 1540112 | 22,2 |
Займы | 373000 | 5,3 |
Поступления от приватизации | 39451 | 0,5 |
Свободные остатки | 280030 | 4,0 |
ВСЕГО | 6912630 |
В
течение 2006 года объем бюджета уточнялся
7 раз и в сравнении с
За
отчетный период в городской бюджет при
уточненном прогнозе 6369695 тыс. тенге
поступило 6912630 тыс. тенге, в том числе
собственные доходы бюджета составили
4680037 тыс. тенге, получены целевые текущие
трансферты в сумме 449786,4 тыс. тенге, целевые
трансферты на развитие в сумме 1090325,8 тыс.
тенге, займы получаемые местными исполнительными
органами в сумме 373000 тыс. тенге, поступления
от продажи объектов коммунальной собственности
в сумме 39451 тыс. тенге, свободные остатки
бюджетных средств на начало 2006 года -
280030 тыс. тенге. При этом его объем возрос
к уровню 2005 года на 38,3 процента.
Таблица 2. - Анализ исполнения собственных доходов бюджета
города Петропавловска за 2006 год
|
Прогноз по доходам с учетом поступлений от продажи объектов коммунальной собственности за 2006 год исполнен на 113,0 %, при плане 4175647 тыс. тенге поступило по всем доходным источникам 4719488 тыс. тенге, т.е. с ростом к первоначально утвержденному прогнозу на 1464710 тыс. тенге, по сравнению с 2005 годом в 1,6 раза.
Перевыполнение прогноза поступлений по собственным доходным источникам обеспечено в основном налоговыми поступлениями, доля которых в общем их объеме составляет 66,6 %.
За
счет перевыполнения планов по индивидуальному
подоходному налогу, налогу на имущество,
земельному налогу, налогу на транспортные
средства, акцизам, сборам за ведение
предпринимательской и
Стабильный
ежегодный рост собственных доходов характеризует
потенциальные возможности экономики
города и позволяет ежегодно увеличивать
финансирование социально-значимых городских
программ.
2.2
Методические подходы
к планированию расходной
части
бюджета
Исполнение бюджета по расходам заключается в осуществлении уполномоченным органом по исполнению бюджета, администраторами бюджетных программ мероприятий, направленных на полное и своевременное выполнение бюджетных программ в пределах сумм, утвержденных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и решением маслихата о местном бюджете на соответствующий финансовый год либо скорректированным бюджетом.
Основными этапами исполнения расходов бюджетов являются:
1)
составление и утверждение
2)
составление и утверждение
3) выдача разрешений на принятие государственными учреждениями обязательств;
4)
регистрация гражданско-
5)
осуществление платежей и
6) освоение бюджетных средств.
В
2007 году объем государственных
Таблица 3. Социальные расходы государственного бюджета РК в 2004- 2006гг.
Показатель | Годы | |||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Социальные расходы государ-ственного бюд-жета РК, в % от ВВП | 9,5 | 14,6 | 12,6 | 11,4 | 11,1 | 11,5 |
из них на: | ||||||
образование, млрд. тенге | 69,5 | 78,5 | 84,7 | 106,4 | 121,1 | 148,9 |
в % от ВВП | 4,0 | 3,9 | 3,3 | 3,32 | 3,2 | 3,3 |
Здравоохранение, млрд. тенге | 26,0 | 44,8 | 54,3 | 62,3 | 71,1 | 89,8 |
в % от ВВП | 1,5 | 2,2 | 2,1 | 1,9 | 1,9 | 2,0 |
На социальному защиту, млрд. тенге | 53,6 | 159,1 | 171,1 | 186,7 | 201,4 | 239,2 |
в % от ВВП | 3,1 | 7,9 | 6,6 | 5,7 | 5,4 | 5,4 |