Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:39, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как основного финансового плана страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории и основного финансового плана, его функций;
определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально- экономического развития общества.
показать его роль в системе финансовых планов страны;
проанализировать подходы к планированию государственного бюджета за 2004-2006 гг.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 5
1.1 Социально-экономическая сущность и функции государственного
бюджета 5
1.2 Роль государственного бюджета в финансовых планах страны 8
1.3 Финансовые показатели планирования бюджета 10
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 11
2.1 Методические подходы к планированию доходной части бюджета 11
2.2 Методические подходы к планированию расходной части бюджета 16
2.3 Анализ планируемых доходов и расходов государственного
бюджета РК за 2004-2006 годы 20
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
С
2008 года расходы на реализацию бюджетных
программ должны быть адекватны росту
экономики в целом. Государственный
бюджет в части расходов должен быть адекватен
росту ВВП. За первое полугодие текущего
года рост ВВП составил 9,3 процента. Тогда
как увеличение текущих затрат на реализацию
ряда программ составило около 29 процентов.
Со следующего года необходимо более взвешенно
подойти к текущей бюджетной практике
и соответствующим министерствам в предстоящие
несколько месяцев необходимо еще раз
более внимательно проанализировать затраты
всех министерств.
На реализацию
«Программы развития рыбного хозяйства
Павлодарской области на 2007-2008 годы» планируется
выделить из местного бюджета 40 млн. тенге.
Таблица 4. - Расходы бюджета города за
2006 год
|
По расходам при уточненном плане на отчетный период в сумме 6369695 тыс. тенге исполнение составило 6302717тыс. тенге или 98,9% с неосвоением 66978 тыс. тенге, в том числе целевых трансфертов 64857 тыс. тенге, из них трансферты из республиканского бюджета – 64351,3 тыс. тенге и трансфертов из областного бюджета – 505,7 тыс. тенге.
В 2006 году из бюджета города на содержание и развитие социальной сферы города (образование, спортивные мероприятия, культура, социальная защита населения) было направлено 32,9 процента общего объема бюджета или 2073355 тыс. тенге, что в 1,2 раза больше чем в 2005 году.
Сумма нереализованных остатков плановых назначений составила в 2006 году 66072 тыс. тенге, из которых наибольшие суммы отмечаются в отделе образования – ЦТ – 41671 тыс. тенге и отделе строительства – ЦТ – 21787 тыс. тенге.
Расходы по приоритетной отрасли – образование составили 1731721 тыс. тенге при уточненном плане 1773800 тыс. тенге, или 97,6 процента, неосвоено 42079 тыс. тенге, в том числе целевые трансферты из республиканского бюджета 41671 тыс. тенге,
На финансирование отрасли «Образование» дополнительно выделено 408298 тыс. тенге, что составляет 29,9 процентов от утвержденных ассигнований,
Расходы на социальную защиту населения составили в истекшем году 237999 тыс. тенге, при уточненном плане 239424 тыс. тенге или 99,4 процента.
По учреждениям и предприятиям культуры исполнение за 2006 год составило 84134,8 тыс. тенге при уточненном плане 84136 тыс. тенге или 100 процентов.
В течение года по отрасли «Культура» произведено уточнение городского бюджета на общую сумму 41951 тыс. тенге.
Для
реализации целей и задач программы
жилищного строительства, поставленных
Президентом Республики Казахстан
Н.А.Назарбаевым
Кроме того, предусматривалось на развитие и обустройство инженерно-коммуникационных сетей к объектам жилищного строительства в сумме 1143609 тыс. тенге, из них 750 млн. тенге за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета и 23738 тыс. тенге целевые трансферты из областного бюджета,
Всего расходы по отрасли «Строительство» составили 2618142 тыс. тенге с ростом к 2005 году на 847,3 млн. тенге или на 47,8 процента.
Проведенная работа по организации бюджетного процесса в истекшем году позволила достичь освоения расходов на 98,9 процентов.
Однако,
отмечается неравномерность освоения
бюджетных средств
Мониторинг освоения средств городского бюджета показывает, что ежемесячно оставались недоосвоенными по планам финансирования, по платежам средства в сумме от 500 млн. тенге до 1 млрд. тенге. Это говорит о несоответствии ежемесячных планов финансирования администраторов бюджетных программ со сроками фактического проведения расходов, несвоевременным проведением конкурсных процедур, наличия повторных конкурсов, не своевременном освоение выделенных целевых трансфертов из республиканского бюджета, поздним представлением счетов к оплате по работам капитального и строительного характера.
В
условиях роста социально-экономического
развития города и соответствующего
роста расходов бюджета, недопустимо
некачественное, неэффективное и несвоевременное
исполнение бюджетных программ администраторами
и государственными учреждениями.
2.3
Анализ планируемых
доходов и расходов
государственного
бюджета РК за 2004-2006
годы
Задачами исполнения бюджета по завершению финансового года являются:
- обеспечение выполнения Сетевого графика по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии»;
-
для проведения взвешенной
- обеспечение полного освоения бюджетных средств и целевых трансфертов, полученных из республиканского бюджета в соответствии с планами финансирования по платежам на 2006 год;
-
завершение финансового года
без просроченной дебиторской
и кредиторской задолженности.
Таблица 6. - Сравнительный анализ объемов бюджета 2005 года к 2006 году
год
Доходы |
2005 год | 2006 год | Рост % |
Собственные
доходы |
2920481 | 4680036 | 60,2 |
Трансферты | 798596 | 1540112 | 92,8 |
Поступления от приватизации | 9804 | 39451 | 302,3 |
Займы | 1065000 | 373000 | - 65,0 |
Свободные остатки |
128506 | 280030 | 117,9 |
ВСЕГО |
4922387 | 6912630 | 40,4 |
год
расходы |
2005 год | 2006 год | Рост |
Образование |
1412813 | 1773238 | 25,5 |
Социальная
защита |
300867 | 239424 | -20,5 |
Культура |
67367 | 84136 | 24,8 |
Органы
управления |
167451 | 221247 | 32,1 |
Строительство |
1911232 | 2618142 | 36,9 |
Спорт |
2728 | 4794 | 75,7 |
ЖКХ |
571357 | 712955 | 24,7 |
Прочие |
308611 | 715759 | 131,9 |
ВСЕГО |
4742426 | 6369695 | 34,3 |
Расходы по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и дороги» уточненным бюджетом предусматривалось 724409 тыс. тенге, что составляет 118 процентов от средств освоенных в 2005 году по этой отрасли. Направлено средств больше на освещение города (в 1,6 раза), на благоустройство города, на обеспечение функционирования автомобильных дорог (в 1,1 раза).
За счет дополнительных поступлений в бюджет города, а также направления свободных остатков бюджетных средств на начало года расходная часть бюджета была увеличена по сравнению с 2005 годом на 35,8 процента.
Стабильный
ежегодный рост собственных доходов
характеризует потенциальные возможности
экономики города и позволяет ежегодно
увеличивать финансирование социально-значимых
городских программ.
Таблица 7. - Исполнение бюджета города Петропавловска на 2006 год
Показатель | сумма |
собственные доходы | 4680037 |
полученные
официальные трансферты |
1540112 |
займы,
получаемые
местным исполнительным органом |
373000 |
поступления
от продажи
объектов коммунальной собственности |
39451 |
использование
остатков
бюджетных средств на начало финансового года |
280030 |
расходы | 6302717 |
превышение
доходов над расходами ( |
274883 |
По
состоянию на 1 января 2007 года недоимка
перед местным бюджетом города Петропавловска
составила 101,1 млн. тенге, которая в
сравнении с аналогичным периодом
прошлого года увеличилась на 4,8 млн. тенге.
Рис
3. –Бюджет СКО по расходам за 2003-2005
год
Объем бюджета области в 2005 году по доходам и расходам составил 30 млрд.тенге с ростом против 2004 года на 26 процентов (объем бюджета 2004 года-23,7 млрд.тенге).
В 2005 году собственных доходов собрано более 11 млрд.тенге, что на 1,8 млрд.тенге больше утвержденного плана. В 2004 году собрано сверх плана 1,6 млрд.тенге.
В течении 2005 года проведены уточнения бюджета на 1976 млн.тенге, в 2004 году на 1706,8 млн.тенге, или с ростом на 16 процентов.
Сверхплановые поступления в истекшем году направлены:
- на развитие образования - 219 млн.тенге;
- здравоохранения
- 143 млн.тенге;
- культуры и спорта
- 231 млн.тенге;
- строительство и
приобретение жилья - 69 млн.тенге;
- ремонт и содержание
дорог - 131 млн.тенге;
- на социальную
поддержку населения - 247 млн.тенге;
- на благоустройство,
освещение дворовых территорий, реконструкцию
контейнерных площадок направлено 133 млн.тенге
и так далее.
Проведенная
работа по получению сверхплановых
доходов позволила достичь
По здравоохранению расходы в 2005 году составили 7247,3 млн.тенге, с ростом к 2004 году более чем на 2,2 млрд.тенге или в 1,4 раза.
По
санитарно-эпидемиологическому
По культуре - 604,8 млн.тенге, с ростом к 2004 году на 110 млн.тенге или на 22 процентов.
По спорту - 536,7 млн.тенге, с ростом к 2004 году на 192,8 млн.тенге или на 56 процентов.
По средствам массовой информации - 160,8 млн.тенге, с рос-том к 2004 году на 35,2 млн.тенге или на 28 процентов.
На строительство и реконструкцию объектов образования и здравоохранения направлено 1284 млн.тенге с ростом к 2004 году на 805 млн.тенге или в 2,7 раза.
На строительство жилья в истекшем году направлено 1877,8 млн.тенге с ростом к предыдущему году в 3 раза.
На строительство объектов водообеспечения - 881 млн.тенге или рост составил в 3,3 раза.
На строительство объектов охраны окружающей среды - 888 млн.тенге, тогда как в 2004 году 52,9 млн.тенге.