Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 15:05, реферат
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.
Введение………………………………………………………………………………………3
1.Сущность и особенности государственного долга…………………………………… 4-8
2. Управление государственным долгом……………………………………………… 9-12
3.Принципы и методы управления государственным долгом……………………… 13-14
4.Эволюция управления долгом в Российской Федерации………………………… 15-19
Заключение…………………………………………………………………………………..20
Список использованных источников……………………………………………………....21
Помимо государственных займов, в состав внутреннего государственного долга включаются государственные гарантии. Правительство может гарантировать облигационные займы местных органов власти и управления, выпускаемые с целью мобилизации финансовых ресурсов для капиталовложений, облигационные займы частных корпораций, специализированных кредитных учреждений, финансирующих строительство муниципального жилья и социальной инфраструктуры. Гарантирование займов осуществляется в целях привлечения инвесторов к вложениям в гарантированные ценные бумаги в связи с повышением надежности. Суммы выданных гарантий включаются во внутренний государственный долг, вместе с тем они представляй государственную задолженность лишь потенциально, а не фактически (в случае, если заемщик не в состоянии погасить свои обязательства). Привлеченные посредством гарантированных займов ресурсы направляются на реализацию конкретных инвестиционных проектов.
Как показывает международная практика, внутренний государственный долг является основным источником, покрыта бюджетного дефицита, государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке получили широкое развитие в большинстве зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.
Основные
национальные различия внутреннего государственного
долга в развитых странах заключаются
в институциональных формах управления
государственным долгом, степени подчиненности
управления госдолгом текущим целям исполнения
бюджета и кредитно-денежной политике
национального (центрального) банка. Различия
свойственны в части состав держателей
государственных ценных бумаг, что характеризуй
особенности институциональной структуры
национального финансового рынка. Также
может существенно различаться структура
рынка государственных ценных бумаг по
срочности, по со отношению различных
способов размещения и обращения гoсударственных
ценных бумаг.1
2. Управление государственным долгом
Непосредственным
результатом роста
Операции, связанные с обслуживанием государственного долга, т. е. подготовка документов, необходимых для продажи новых выпусков государственных ценных бумаг, изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, размещение займов среди кредиторов, выплата и начисление процентов, осуществляют специальные подразделения министерства финансов (или специальные национальные службы при правительстве, формально независимые от министерства финансов, казначейства, в ряде стран созданы специализированные государственные ведомства при правительстве; иногда к управлению госдолгом привлекаются центральные банки (по крайней мере, как консультанты и агенты правительства).
Расходы по управлению государственным долгом, как правило, показываются в качестве особых финансовых операций отдельно от бюджета. В расходы бюджета включаются лишь процентные выплаты по долгу.
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской федерации. 2
Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.
Государственный долг, как и финансы, может являться рычагом и объектом управления. В качестве рычага управления государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.
Государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии), структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок выпуска и обращения государственных займов, порядок предоставления государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним. Государство устанавливает и все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.3
В процессе управления государственным долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи :
- удержание
величины внутреннего и
- минимизация
стоимости долга на основе
удлинения срока заимствований
и снижения доходности
- сохранение
у российского государства
- поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
- достижение
эффективного и целевого
- диверсификация
долговых обязательств по
- координация
действий федеральных органов,
органов субъектов Российской
Федерации и местного
Управление государственным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального собрания, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации, представительные органы и главы администраций субъектов Российской Федерации), Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации их принимают, а Президент Российской Федерации и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.
В частности,
ежегодно в законе о федеральном
бюджете Федеральное Собрание и
Президент Российской Федерации
устанавливают предельные объемы государственного
внутреннего и внешнего долгов; источники
внутреннего финансирования бюджетного
дефицита, включая доходы от эмиссии
государственных ценных бумаг; предельный
размер внешних заимствований; предельные
размеры государственных
Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство Российской Федерации и его специальный орган - Министерство Финансов Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации и Внешэкономбанк как агенты Минфина Российской Федерации. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.
Аналогичные
вопросы в рамках своей компетенции
решают законодательные и
Управление
государственным долгом должно осуществляться
на научной основе. Это означает, что
органы власти на основе научных данных
о глобальных и региональных закономерностях
и тенденциях развития долговых отношений,
учитывая национальные исторические особенности
функционирования государственного долга,
зная среднесрочные и отдаленные задачи
социально-экономического развития страны,
вырабатывают концепцию развития долговых
отношений в целом, особенности использования
отдельных долговых инструментов, механизм
функционирования государственного долга,
позволяющий максимально приблизиться
к достижению поставленных целей. Это
означает, что эффективное управление
государственным долгом может быть реализовано
только на основе адекватной соответствующему
уровню развития страны долговой политики.5
3.Принципы
и методы управления
государственным долгом
Существование государственного долга подразумевает и необходимость управления им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
В основе управления государственным долгом лежат следующие принципы:
— единства учета — учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
— единства долговой политики — обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;
— согласованности — обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;
— снижения рисков — выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить риски как кредитора, так и инвестора;
— оптимальности — создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;
— гласности — предоставление достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.
Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:
— формирование политики в отношении государственного долга;
— определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
— определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
— определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов
Определение политики в отношении государственного долга и установление его верхнего предела осуществляются законодательными органами власти, а оперативное управление им — исполнительной властью.