Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа
Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.
Глава 1. Сущность и нормативное регулирование государственного долга РФ
1.1 Понятие, виды и формы государственного долга
1.2 Регулирование государственного долга
1.3 Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности
Глава 2. Анализ политики управления государственным долгом РФ
2.1 Современное состояние государственного долга РФ
2.2 Современная структура и динамика государственного внутреннего долга РФ
2.3 Современная структура и динамика государственного внешнего долга РФ
Глава 3. Перспективы долговой политики федеральной государственной власти
3.1 Перспективы динамики государственного долга РФ
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и нормативное регулирование государственного долга РФ
Глава 2. Анализ политики управления государственным долгом РФ 2.1 Современное
состояние государственного 2.2 Современная
структура и динамика 2.3 Современная
структура и динамика Глава 3. Перспективы долговой политики федеральной государственной власти 3.1 Перспективы
динамики государственного Заключение Список литературы |
Введение
Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.
Политика
в области государственных
Всеобщими
причинами образования
Со
становлением рыночных отношений государство
превращается в хозяйствующий субъект.
На смену насильственным рычагам
привлечения средств (увеличению налогов)
приходит использование кредита. Власть
создает государственные
Проблемы,
связанные с управлением
и в
лучшую сторону, не стоит забывать о
том, что любой неверный шаг может
привести к серьезным проблемам
в будущем. Чтобы этого избежать,
необходимо регулярно контролировать
процесс выпуска
Цель данной работы – исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики, механизма самовоспроизводства долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются:
- раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих;
- исследование механизма нормативно-правового регулирования государственного долга России;
- анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
- раскрытие проблемы взаимосвязи внешнего и внутреннего государственного долга;
- оценка влияния
- анализ путей оптимизации
внешней и внутренней
задолженности Российской
При
написании курсовой работы использовались
Бюджетный кодекс Российской
Федерации, нормативно-правовые
акты, регулирующие отношения
государственных заимствований
и государственной задолженности,
учебные пособия по международным
экономическим отношениям и
теории финансов экономистов, таких,
как Вавилов
А.П., Шуляк П. Н., Нешитой А.С., Алехин Б.И.
и ряд других, а также официальные сайты
Министерства финансов РФ и правительства
России.
Глава 1. Сущность и нормативное регулирование государственного долга
1.1 Понятие, виды и формы государственного долга
Государственный
долг - это совокупность долговых обязательств
Российской Федерации перед физическими
и юридическими лицами, а также
иностранными государствами, международными
организациями и другими
Основными
причинами образования
Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Существует
несколько классификаций
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
По валютному критерию государственный долг также подразделяется на внутренний и внешний.
Внешний
государственный долг - это составная
часть государственного долга по
внешним займам и другим долговым
обязательствам перед кредиторами-
Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:
- другие государства;
- международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);
- частные фонды – нерезиденты.
Внутренний государственный долг - это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития. Внутренний государственный долг не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны.
Однако
присутствует и ряд отрицательных последствий
наличия внутреннего государственного
долга:
Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.
Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:
- население;
- корпорации;
- банки;
- другие финансовые и кредитные учреждения.
По срокам государственные долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства не могут превышать срок в 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
По
уровню управления государственный
долг делится на государственный
долг РФ, государственный долг субъекта
РФ и муниципальный
В соответствии с законодательством Российской Федерации в состав государственного долга включаются:
- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
- соглашения
и договоры, в т.ч. международные, заключенные
от имени Российской Федерации, о пролонгации
и реструктуризации долговых обязательств
Российской Федерации прошлых лет.
1
1.2
Регулирование
Двойственная
природа государственного долга, определяемая
его целевым назначением, обусловливает
противоречивое воздействие государственной
задолженности на экономику - стимулирующее
и дестабилизирующее. Отсюда возникает
необходимость регулирования
От
методов регулирования
Основное
направление регулирования