Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа
Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.
Глава 1. Сущность и нормативное регулирование государственного долга РФ
1.1 Понятие, виды и формы государственного долга
1.2 Регулирование государственного долга
1.3 Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности
Глава 2. Анализ политики управления государственным долгом РФ
2.1 Современное состояние государственного долга РФ
2.2 Современная структура и динамика государственного внутреннего долга РФ
2.3 Современная структура и динамика государственного внешнего долга РФ
Глава 3. Перспективы долговой политики федеральной государственной власти
3.1 Перспективы динамики государственного долга РФ
Методы регулирования государственного долга многообразны: замена долгосрочных ценных бумаг кредитами эмиссионного банка, замена долгосрочных ценных бумаг краткосрочными при финансировании государственного долга.
Реальное
бремя государственной
Важный
канал регулирования
В целом же возможность использования государственного долга определяется уровнем экономического развития страны.
"Репутация
державы, - говорил У. Черчилль, - точнее
всего определяется той суммой,
какую она способна взять в
долг". Чем выше темпы экономического
роста и ниже реальные
Вместе
с тем определенные границы для
государственных займов ставят рынок
капитала, наличие средств у участников
рынка капитала для инвестирования
в государственную
Основное назначение государственного долга - быть инструментом регулирования экономики. Эта функция достигается с помощью решения двух задач:
- фискальной - получить финансовые средства для нужд государства;
- регулирующей - использовать эти средства для стабилизации экономики и стимулирования ее роста.
Стабилизационное воздействие на экономику осуществляется посредством изменения либо объема государственной задолженности, либо ее структуры, что позволяет влиять на основные макроэкономические показатели.
Если
основные государственные обязательства
сосредоточены в небанковском секторе,
то влияние государства на уровень
потребления, сбережений и инвестиций
будет более прогнозируемым: в
период экономического спада путем
займов государство мобилизует накопление
денежных средств, с помощью которых
государственные мероприятия
Если же кредитование государства осуществляется за счет банковской системы, то воздействие государственного долга на экономическую конъюнктуру сложнее, так как изменение потребления, сбережений и инвестиций осуществляется опосредованно, через банковскую систему.2
1.3 Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности
Под
управлением государственным
Управление государственным долгом предполагает проведение следующих мероприятий:
- формирование долговой политики. Характеризуется установлением соотношения между внешним и внутренним долгом; определением сроков заимствования; выбором методов урегулирования государственного долга и другое;
- определение основных показателей предельных значений государственного долга;
- определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
- определение приоритетных направлений использования привлеченных средств.
Управление государственным долгом строится на следующих принципах:
1)
принцип безусловности
2) единство учета;
3)
принцип согласованности
4)
принцип минимизации риска
5) принцип оптимальности;
6)
принцип сбалансированности, который
означает обязательное
7) принцип гласности.
Все методы управления
В мировой практике выделяют следующие три основные формы урегулирования долга:
В теории выделяют еще несколько методов управления государственным долгом:
1) рефинансирование – выпуск новой задолженности для погашения старой;
2) стерилизация – погашение за счет средств бюджета с уменьшением суммы долга;
3) консолидация – продление срока действия займа посредством превращения ценных бумаг в более долгосрочные или сокращение сроков функционирования обязательств;
4) унификация – объединение нескольких займов в один с возможным изменением процентов по обязательствам;
5) аннулирование – отказ от выполнения обязательств. В том случае, если обе стороны отказываются, то происходит уменьшение величины долга или полное его списание;
6) новация – замена обязательств по долгу другими обязательствами.
Рассмотрим подробнее наиболее часто употребляемые.
Стерилизация долга – термин, закрепившийся в российской экономической литературе, который описывает снижение размера государственного долга за счет нормального погашения. Данный термин в общемировом смысле несколько более конкретен, чем термин, обозначающий нормальное погашение. Стерилизация долга означает сокращение размера госдолга за счет увеличения денежной массы в обращении с возможными негативными последствиями.
Считается, что стерилизация долга должна осуществляться в том случае, когда существует устойчивый профицит бюджета. Однако профицит бюджета далеко не единственное условие стерилизации долга. Необходимо также убедиться, что негативные последствия стерилизации могут быть успешно устранены. В мировой практике выделяются две основные группы негативных последствий стерилизации долга:
- рост инфляции, являющийся следствием увеличения денежной массы в обращении;
- снижение уровня реальных доходов населения вследствие сокращения финансирования социальных программ.
Несмотря
на опасность возникновения
Предотвращения негативных последствий стерилизации долга разрабатываются не только на основе внутренних макроэкономических показателей, но и с учетом состояния и перспектив развития мирового финансового рынка. На основе анализа и прогноза развития мирового финансового рынка, а также прогноза бюджетных и макроэкономических показателей страны определяются оптимальные моменты времени для осуществления стерилизации долга.
Программы стерилизации долга предполагают не только нормальное погашение долга без сопутствующего рефинансирования, но и досрочный выкуп долга.
Программы стерилизации долга позволяют также оптимизировать структуру госдолга: за счет досрочного выкупа долга осуществляется снижение размера тех или иных элементов государственного долга, которые нарушают оптимальность той или иной структурной характеристики. Использование досрочного выкупа долга позволяет также изъять с рынка те транши государственных ценных бумаг, которые неудобны и дороги с точки зрения их обслуживания.
Термин «рефинансирование» используется в двух ситуациях. Первая ситуация связана с надлежащим обслуживанием государственного долга. В этой ситуации рефинансированием называется погашение ценных бумаг за счет финансовых ресурсов от выпуска других ценных бумаг.
Вторая ситуация, когда используется термин «рефинансирование», связана с ненадлежащим обслуживанием госдолга, когда возможность погашения ценных бумаг отсутствует или вызывает серьезные сомнения. В этом случае эмитент по договору с кредиторами осуществляет эмиссию новых инструментов для погашения обращающихся ценных бумаг. В этой ситуации также часто используется термин «конвертация», под которым подразумевается, что долг с определенными параметрами заменяется на долг с принципиально другими параметрами.
Наиболее популярная форма урегулирования государственного долга – его реструктуризация. Реструктуризация госдолга предполагает такое изменение параметров этого долга, которое существенно повысило бы возможность выполнения заемщиком своих обязательств как за счет снижения тяжести долга, так и за счет повышения жесткости обязательств.
Реструктуризация также преследует цели минимизации потерь кредиторов и расширения возможностей экономического развития должника.
Сокращение тяжести старого долга может быть достигнуто как за счет списания части долга (либо сокращения старого долга иным способом, в том числе путем выкупа своего долга заемщиком по сниженной цене), так и за счет снижения размера процентных платежей по долгу. Другими словами, сокращается стоимость обслуживания долга, включая сокращение стоимости погашения и текущего обслуживания.
Технологии
конвертации
Секъюритизация отражает одну из главных тенденций на мировом финансовом рынке – замены кредитных соглашений облигационными займами в структуре заимствований государств и муниципалитетов.
Реструктуризация долга путем секъюритизации предполагает замену кредитного соглашения, переуступка прав по которому сопряжена со многими сложностями, на долговую ценную бумагу, ликвидность которой потенциально существенно выше.
Секъюритизация в порядке урегулирования долга предполагает в большинстве случаев удлинение срока долга, что связано с повышением ликвидности инструмента, а также снижение доходности, что связано с повышением общей надежности инструмента.
Возможности секъюритизации существенно ограничены в странах с развитыми финансовыми рынками, где большая часть займов, осуществляемых государствами, сразу проводится в форме эмиссии ценных бумаг.