Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.

Содержание

Глава 1. Сущность и нормативное регулирование государственного долга РФ
1.1 Понятие, виды и формы государственного долга
1.2 Регулирование государственного долга
1.3 Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности
Глава 2. Анализ политики управления государственным долгом РФ
2.1 Современное состояние государственного долга РФ
2.2 Современная структура и динамика государственного внутреннего долга РФ
2.3 Современная структура и динамика государственного внешнего долга РФ
Глава 3. Перспективы долговой политики федеральной государственной власти
3.1 Перспективы динамики государственного долга РФ

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг курсовая.docx

— 82.93 Кб (Скачать документ)
 

    Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2006 года составил 1002,41 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 декабря 2006 года составляют:

    ОФЗ-АД – 667,43 млрд. руб. (на 71,1 млрд. больше, чем  на 1января 2006 года).

    Затем следуют:

    ОФЗ-ПД – 200,12 млрд. руб.(на 76,48 млрд. больше, чем на 1 января 2006 года);

    ОФЗ-ФК – 94,83 млрд. руб. (на 36,30 млрд. меньше, чем на 1 января 2006 года).

    В целом с начала года государственный  внутренний долг увеличился на 151,26 млрд. руб.

    Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2007 года составил 1238,69 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на                       1 декабря 2007 года составляют:

    ОФЗ-АД – 803,69 млрд. руб. (на 128,53 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года).

    Затем следуют:

    ОФЗ-ПД – 288,12 млрд. руб. (на 82,50 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года);

    ГСО-ФПС  – 85,00 млрд. руб. (на 33,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года);

    ОФЗ-ФК – 51,43 млрд. руб. (на 43,40 млрд. руб. меньше, чем на 1 января 2007 года);

    ГСО-ППС  – 10,42 млрд. руб. (на 10,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года).

    В целом с начала года государственный  внутренний долг увеличился на 210,63 млрд. руб.

    Государственный внутренний долг РФ на 1.12.2008 года составил 1386,48 млрд. руб. В структуре государственного долга наибольшую его часть на 1 декабря 2008 года составляют:

    ОФЗ-АД - 882,03 млрд. руб. (на 74,44 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2008 года).

    Затем следуют:

    ОФЗ-ПД - 328,17 млрд. руб. (на 39,75 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2008 года);

    ГСО-ФПС - 132,00 млрд. руб. (на 41,00 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2008 года);

    ОФЗ-ФК - 33,83 млрд. руб. (на 17,6 млрд. руб. меньше, чем на 1 января 2008 года);

    ГСО-ППС - 10,42 млрд. руб. (без изменений).

    В целом с начала года государственный  внутренний долг увеличился на 137,59 млрд. руб. В соответствии с Федеральным  законом "О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" от 27.11.2008г., утверждена Программа  государственных внутренних заимствований  Российской Федерации на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Современная структура  и динамика государственного  внешнего долга  РФ

    В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

    В объем государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:

    ·  номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

    ·  объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

    ·  объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

    В 2007 году политика в области государственного долга Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2009 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 20 апреля 2006 года, направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

    Основные  показатели внешнего долга за период 2007–2009 гг. приведены в таблице 2. 

Таблица 2. Динамика объемов и структура  внешнего долга РФ за 2007–2009 гг.

  на 1.01.2007 г. на 1.01.2008 г. на 1.01.2009 г.
  млрд. долл. США структура

%

млрд. долл. США структура

%

млрд. долл. США структура

%

Гос. внешний долг, всего 79,2 100 46,7 100 43,3 100
Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов  международного права, иностранных  юр. лиц 11,5 12,6 11,0 23,6 10,3 23,8
Гос. ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте 64,05 80 32,8 70,2 29,5 68,1
Гос. гарантии в иностранной валюте 4,2 7,4 2,9 6,2 3,5 8,1
 

    Из  таблицы видно, что в период 2007–2009 гг. государственный внешний долг сокращается. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года предусматривается в законопроекте в размере 46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро, что на 32,5 млрд. долларов США (на 41%), или на 28,1 млрд. евро (на 43,6%),

меньше  утвержденного Федеральным законом  «О федеральном бюджете на 2006 год» показателя на 1 января 2007 года, соответствующего 79,2 млрд. долларов США, или 64,4 млрд. евро.

    По  сравнению с оценкой 2008 года (46,7 млрд. долларов США) внешний долг за 2009 год (43,3 млрд. долларов США) уменьшился на 3,4 млрд. долларов США, или на 7,3%. по состоянию на 1 января 2009 года предусматривается статьей 1 законопроекта в размере 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, что на 7,3% меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» показателя на 1 января 2008 года.

    В законопроекте расходы федерального бюджета на обслуживание внешнего долга  в 2007 году предусмотрены в объеме 79,99 млрд. рублей, на 2008 год – 81,4 млрд.рублей, на 2009 год – 78,4 млрд. рублей.

    Процентные  платежи по кредитам МФО в 2007 году определены в сумме 11, 5 млрд. рублей (435,3 млн. долларов США), на 2008 год – 11 млрд. рублей, что на 5 млрд. рублей или 4,35% меньше по сравнению с показателем 2007 года, на 2009 год – 10,3 млрд. рублей, что на 1,2 млрд. рублей или 10,4% меньше, чем за 2007 год и 0,7 млрд. рублей или 6,4% по сравнению с 2008 годом.

    В 2007 году на выплату процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, предусматриваются средства в объеме 64,05 млрд. рублей, что составляет 80% платежей по обслуживанию внешнего долга. Этот же показатель за 2008 год составляет 32,8 млрд. рублей, что составляет 70,2% платежей по обслуживанию внешнего долга. За 2009 год – 29,5 млрд. рублей, что составляет 68,1% платежей по обслуживанию внешнего долга. Это показатель значительно сокращается за период 2007–2009 гг. на 34,55 млрд. рублей или на 11,9% платежей по обслуживанию внешнего долга.

    Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2009 годы направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного   (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

 

Глава 3. Перспективы долговой политики федеральной государственной власти

3.1 Перспективы динамики  государственного  долга РФ

    Правительство РФ одобрило основные направления долговой политики на 2011-2013 гг. Согласно документу, совокупный объем государственного долга РФ на 1 января 2011 г составит 5 трлн руб, в том числе внутренний долг - 3,5 трлн руб, внешний долг - 1,5 трлн руб /48,8 млрд долл/. Объем внешних обязательств РФ до 2014 г возрастет в 1,5 раза, оставаясь в пределах 2,3 трлн руб, а внутренних – возрастет в 2,5 раза, достигнув 8,5 трлн руб. Таким образом, государственный долг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6% ВВП в 2011 г до 17,4% ВВП в 2013 г.

    В представленных материалах Министерства финансов основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики на 2011-2013 гг, в частности, определены:

    - дефицит федерального бюджета,  который запланирован в 2011 г  на уровне 3,6% ВВП, в 2012 г - 3,1% и в 2013 г - 2,9%;

    - низкий уровень государственного  долга, который в 2011 г составит 13,6% к ВВП, в 2012 г - 15,7 % и в 2013 г - 17,4%, что заметно ниже, чем средний показатель для стран "большой восьмерки" и стран с аналогичным уровнем кредитного рейтинга;

    - ситуация на мировом рынке  капиталов, складывающаяся в текущем  году в пользу долговых инструментов  стран развивающихся рынков, показывающих  лучшую динамику среди прочих  классов активов и привлекающих  инвесторов экономическим подъемом  в этих странах и укреплением  национальных валют.

    По  мнению Минфина, важная дилемма при  определении долговой стратегии  Российской Федерации заключается  в том, расходовать ли в целях  финансирования дефицита бюджета средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния или использовать государственные займы. 

    В проекте федерального закона "О  федеральном бюджете на 2011 год  и на плановый период 2012-2013 годов" предусматривается использование  средств фондов для покрытия дефицита бюджета в ограниченном объеме - 284,4 млрд руб, при этом на 70-80% дефицит бюджета будет финансироваться за счет государственных заимствований.

    Политика  в области государственного долга  РФ на 2011-2013 гг должна быть направлена на решение следующих задач: обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств; развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг; минимизацию стоимости государственных заимствований; создание условий для осуществления корпоративных заимствований.

    При этом долговая политика РФ не должна наносить ущерб способности других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках. Минфин предлагает создавать благоприятные условия для российских заемщиков, формируя репрезентативную шкалу доходности российского суверенного долга по всем срокам заимствований, способствуя, таким образом, созданию условий для адекватного ценообразования по долговым инструментам заемщиков из частного и государственного секторов. Одновременно предлагается обеспечить решение задачи по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора, созданию механизма оперативного влияния на заемную политику российских компаний и банков с крупной долей государственного участия.

    В качестве важнейших вопросов долговой стратегии РФ Минфин выделяет выбор  между рыночным и нерыночным привлечением средств; выбор между заимствованиями  на внутреннем или внешнем рынках; определение структуры займов по срокам. При том, что нерыночные заимствования позволяют в ряде случаев привлекать денежные средства по более низким ставкам и на более длинные сроки /например, займы у Международного валютного фонда, Всемирного банка/,

их  привлечение связано с определенными  условиями и может быть ограничено по объему, они типичны для развивающихся  стран с низким кредитным рейтингом. России, по мнению Минфина, целесообразно  ориентироваться на привлечение  рыночных заимствований. Сохранение ограниченных заимствований у Всемирного банка - 200-300 млн долл - объясняется целесообразностью использования консалтингового потенциала Мирового банка. Продолжение ограниченного размещения нерыночных государственных сберегательных облигаций обусловлено потребностями Пенсионного фонда РФ, при этом процентная ставка по этим облигациям определяется исходя из ставки на рынке облигаций федеральных займов.

    Осуществление внешних займов, по оценке Минфина, имеет следующие преимущества:

    - национальная экономика получает  дополнительные финансовые ресурсы,  в том числе долгосрочные, без  необходимости перераспределения  имеющихся ресурсов внутри страны;

    - государство получает возможность  привлечения средств в условиях  ограниченных возможностей внутреннего  рынка;

    - внешние заимствования формируют  ориентиры по доходности для  корпоративных эмитентов, размещающих  свои долговые бумаги, и способствуют  снижению стоимости заимствований  для российских компаний;

Информация о работе Государственный долг