Эффективность бюджетных расходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование эффективность бюджетных расходов и проблемы ее обеспечения.
Основными задачами работы являются:
1) изучение экономического содержания и функционального назначения бюджетных расходов;
2) рассмотрение разграничения расходных обязательств между уровнями управления в Российской Федерации;

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов. Разграничение расходных обязательств между уровнями управления в Российской Федерации 6
2. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы России, оценка их эффективности 16
3. Перспективы повышения эффективности расходов бюджетов в России 25
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

эффектив расходов.doc

— 372.50 Кб (Скачать документ)

      Содержание 

 

Введение 

     В XX веке во всем мире ускорился процесс  развития демократических принципов  в государственном устройстве и  управлении. В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, поскольку они обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения, и сфера их использования расширяется.

     Бюджет  – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются  условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом.

     Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует  глубокой реконструкции бюджетной системы, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

     В последние годы в Российской Федерации  произошли существенные изменения  в системе управления региональными и местными бюджетами, связанные как с изменением налогового и бюджетного законодательства, так и с изменениями экономической ситуации в стране. Кардинально были пересмотрены и принципы построения межбюджетных отношений. Общие направления дальнейшего совершенствования системы управления региональными финансами были закреплены в утвержденной в августе 2001 г. Правительством Российской Федерации «Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года».

     Предложения по дальнейшему развитию бюджетной системы страны могут быть сведены к нескольким направлениям, одно из которых заключается в снижении объемов профицита с одновременным снижением налогового бремени для предприятий. Несмотря на возрастание рисков неисполнения бюджета в случае снижения налоговой нагрузки, предполагается, что это приведет к таким позитивным сдвигам, как увеличение расходов на внутреннее потребление и рост внутренних инвестиций. Между тем предварительный анализ ситуации, сложившейся в различных субъектах Российской Федерации и отдельных муниципальных образованиях, показывает, что имеются и многочисленные внутренние резервы в распределении бюджетных средств на региональном и местном уровнях, связанные с наличием многочисленных нерациональных расходов. Сокращение таких расходов при одновременном дополнительном снижении налогового бремени и повышении налоговой автономии региональных и местных властей также могут стать причинами роста деловой активности в регионах, безболезненности проведения структурных преобразований для населения, а также обеспечения социальной стабильности, повышения уровня жизни как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Исходя из этого, представляется целесообразным и особенно актуальным проведение анализа расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Именно этой теме посвящено исследование системы расходов бюджета субъекта РФ.

     Целью курсовой работы является исследование эффективность бюджетных расходов и проблемы ее обеспечения.

     Основными задачами работы являются:

  1. изучение экономического содержания и функционального назначения бюджетных расходов;
  2. рассмотрение разграничения расходных обязательств между уровнями управления в Российской Федерации;
  3. анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы России, оценка их эффективности;
  4. определение перспектив повышения эффективности расходов бюджетов в России.

     В ходе исследования, прежде всего, были изучены труды различных авторов  по данной тематике: С.С. Артемьевой, С.С. Артоболевского, Л.Н. Балахничевой, А.О. Баранова, А. Барского, О.В. Богачевой, Е.В. Бушмина, Г.Б. Поляка, М.В. Романовского, П.И. Вахрина, А.А. Волкова, Б.И. Герасимова, М. Глазырина, А. Гранберг, Л.А. Дьяконовой, А.Г. Игудина, В.И. Клисторина, Т.М. Ковалевой, О.И. Кушхова, М.М. Прусак, А.И. Трейвиш, Н.К. Фроловой, С.Н. Чернова, П. Шинкаренко и других авторов.

     В процессе написания данной работы были использованы также статистические данные Госкомстата РФ, периодические  издания, сеть Интернет и информационно-правовая система «Консультант-плюс».

 

       1. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов. Разграничение расходных обязательств между уровнями управления в Российской Федерации  

     Бюджет – центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции – проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

     Бюджет  представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь [36, с.125].

     В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия  на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития научно- технического прогресса в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов 20 ХХ в. доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

     Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением [33, с.56].

     В условиях современной научно-технической  революции резко возросла роль человеческого  фактора, что требует нового подхода  к главному элементу производительных сил – человеку. Быстрые темпы  научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы –  просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

     Бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов бюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

     Сущность  и роль бюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность бюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

     1. Бюджет – это основной финансовый план государства.

     2. Бюджет – самый крупный централизованный  денежный фонд страны.

     3. Бюджет является выражением экономических  денежных распределительных отношений,  т. е. он является частью  системы финансов, представляет  собой централизованные финансы.

     Бюджет  необходим каждому государству  для удовлетворения его объективных  потребностей в денежном фонде, который  служит выполнению его политических, экономических и социальных функций. У государственного бюджета можно  выделить следующие функции:

     – распределительную (перераспределительную);

     – контрольную;

     – стимулирующую;

     – стабилизирующую;

     – регулирующую [35, с.188].

     Форма государственного устройства той или  иной страны накладывает отпечаток  на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти – федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки – межбюджетные трансферты, – целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.

     Помимо  федерального, региональных и местных  бюджетов, в бюджетной практике также  используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция – информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику [34, с.97].

     К задачам бюджета можно отнести:

     а) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы). Доходы бюджета – налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества;

     б) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы). Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

     в) контроль.

     Основной  характеристикой современных развитых стран является значительные дефициты (т.е. превышение расходов над доходами) государственных бюджетов.

     Как уже отмечалось выше, расходы бюджета  – денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия [22, с. 89]. Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций – распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы [28, с. 21].

     Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление бюджетных  средств на выполнение основных функций  государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Информация о работе Эффективность бюджетных расходов