Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 21:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование эффективность бюджетных расходов и проблемы ее обеспечения.
Основными задачами работы являются:
1) изучение экономического содержания и функционального назначения бюджетных расходов;
2) рассмотрение разграничения расходных обязательств между уровнями управления в Российской Федерации;
Введение 3
1. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов. Разграничение расходных обязательств между уровнями управления в Российской Федерации 6
2. Анализ состава и структуры расходов бюджетов бюджетной системы России, оценка их эффективности 16
3. Перспективы повышения эффективности расходов бюджетов в России 25
Заключение 33
Список использованных источников 34
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, на выполнение функций государства, и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:
– государственное управление и местное самоуправление;
– судебная власть;
– международная деятельность;
– национальная оборона;
– правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
– фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
– промышленность, энергетика и строительство;
– сельское хозяйство и рыболовство;
– охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
– транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
– развитие рыночной инфраструктуры;
– жилищно-коммунальное хозяйство;
– предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
– образование;
– культура, искусство и кинематография;
– средства массовой информации;
– здравоохранение и физическая культура;
– социальная политика;
– обслуживание государственного долга;
– пополнение государственных запасов и резервов;
– финансовая помощь бюджетам других уровней;
– утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;
– мобилизационная подготовка экономики;
– исследование и использование космического пространства;
– прочие расходы;
– целевые бюджетные фонды [21, с. 17].
В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности распорядителей средств.
Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает следующие разделы:
1)текущие расходы;
2)капитальные расходы;
3) капитальный ремонт;
4) приобретение земли;
5) предоставление кредитов.
В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат [36, с.125].
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета, бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом; перечень распорядителей средств бюджетов Федерации и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Федерации и органом местного самоуправления.
Бюджет, по определению Бюджетного кодекса Российской Федерации, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав —бюджет. Именно через бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [33, с.56].
Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т. е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Ключевой принцип финансовой политики - отсутствие бюджетного дефицита, обеспечение сбалансированности бюджета. Способы финансирования дефицита государственного бюджета и их макроэкономические последствия могут быть разными. Выделяют следующие способы финансирования дефицита: внутренние и внешние; добровольные и обязательные; банковские и небанковские; инфляционные и не инфляционные.
Монетизация бюджетного дефицита или внутреннее банковское финансирование сопровождается увеличением дохода государства от печатания денег. Это является следствием повышения темпов роста денежной массы над темпами роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены [35, с.188].
Дефицит государственного бюджета, который непосредственно финансируется Центральным банком РФ, оказывает сильное отрицательное воздействие на платежный баланс, поскольку происходит рост предложения денег и на руках у населения накапливается избыток наличных средств. Он порождает увеличение спроса на товары отечественного и импортного производства, что, и свою очередь, приводит к росту цен и инфляции. Негативные инфляционные последствия монетизации бюджетного дефицита могут быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежной политики ЦБ РФ. Эмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита применялся в России на протяжении определенного периода, связанного с переходом к рыночным отношениям.
С
бюджетным дефицитом в те или
иные периоды своей истории
Государственные бюджеты многих западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться и сейчас дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями 6юджетные дефициты в допустимых границах не рассматриваются как отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие развитые государства, хотя следует отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран [34, с.97].
Комментарий в главе:
Приведенный Вами материал (практически весь):
- не имеет прямого отношения к теме;
- несколько устарел и не актуален.
Обозначенные
в названии раздела
аспекты в параграфе
не раскрыты.
1) Вам в этом разделе необходимо рассмотреть:
- сущность и значение (необходимость) расходов бюджета, а не бюджета в целом;
- классификацию расходов бюджета в соответствии с действующим законодательством;
- разграничение расходных обязательств по уровням бюджетной системы (т.е. какие расходные обязательства закреплены за РФ, какие – за субъектами РФ, какие – за муниципальными образованиями)
2) раздел должен заканчиваться выводами по нему.
2. Анализ состава и структуры расходов
бюджетов бюджетной системы России, оценка
их эффективности
Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.
Формирование
доходов федерального бюджета на
2008 год и на период до 2010 года осуществлялось
на основе бюджетного послания Президента
РФ и планируемых изменений
Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы.
При формировании нефтегазовых доходов на 2008 год и на период до 2010 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.
Таблица 2.1
Расходы федерального бюджета на 2009—2011 гг. [28, с. 21] | ||||||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | ||||
Общегосударственные вопросы | 885 | 9,0 % | 1 087 | 11,0 % | 1135 | 8,2 % |
Национальная оборона | 619 | 6,3 % | 678 | 6,9 % | 807 | 5,8 % |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 707 | 7,2 % | 727 | 7,4 % | 889 | 6,4 % |
Национальная экономика | 1920 | 19,5 % | 1 366 | 13,8 % | 1371 | 9,9 % |
ЖКХ | 127 | 1,3 % | 103 | 1,0 % | 79 | 0,6 % |
Охрана окружающей среды | 13 | 0,1 % | 12 | 0,1 % | 15 | 0,1 % |
Образование | 388 | 4,0 % | 386 | 3,9 % | 465 | 3,4 % |
Культура, кинематография, СМИ | 110 | 1,1 % | 107 | 1,1 % | ???????? | % |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 323 | 3,3 % | 325 | 3,3 % | ???????? | % |
Социальная политика | 320 | 3,3 % | 329 | 3,3 % | ???????? | % |
Межбюджетные трансферты | 3 443 | 35 % | 3 725 | 37,7 % | ???????? | % |
Cекретно | 985 | 10,0 % | 1 040 | 10,50% | ???????? | % |
ИТОГО: | 9 845 | 100 % | 9 887 | 100 % | ???????? | % |