Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа
«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период. Бюджет — слово английского происхождения, означающее «мешок». Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства»1.
Содержание
«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период. Бюджет — слово английского происхождения, означающее «мешок». Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства»1.
Анализ учебной и научной литературы свидетельствует, что бюджет рассматривается как многоаспектное понятие, которое не может быть определено однозначно ввиду отражения разных явлений.
«Бюджет
— форма образования и
В современных условиях развития государства и общества особое значение имеет государственный бюджет, представляющий собой главный инструмент государственной политики. Все ведущие современные экономические учения (кейнсианство, монетаризм, теория экономического роста, теория неоклассического синтеза, либерализм), чьих концепций в той или иной степени придерживаются современные правительства, рассматривают бюджетное перераспределение как основной способ воздействия на макроэкономическую стабильность и уровень жизни. В макроэкономике государственный бюджет обеспечивает:
-
формирование совокупного
-
регулирование доходов
-
регулирование уровня
-
регулирование процентных
- воздействие на инфляцию;
- стимулирование инвестиций;
-
развитие социально-
- экономический рост3.
Особую роль государственный бюджет приобрел в условиях мирового экономического кризиса. Как показал опыт 2008-2010 гг. во многих странах, в том числе в России, именно бюджетное финансирование государственных антикризисных мер способствовало стабилизации национальных экономик, остановке экономического спада, созданию условий для возобновления роста экономической активности, сохранению социальной стабильности.
В России правовой основой формирования федерального бюджета является Конституция Российской Федерации. Статья 71 основного закона устанавливает, что «... в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития». Более детализированное правовое регулирование вопросов формирования и исполнения федерального бюджета содержит Бюджетный кодекс РФ4.
Наполнение доходной части бюджета на федеральном уровне (в основном) происходит за счет поступлений, которые с достаточной стабильностью и надежностью обеспечиваются двумя ведомствами: ФНС России и ФТС России (т.е. посредством налоговой и таможенной систем), в сравнении с которыми незначительные объемы доходов, поступающих от других администраторов, совершенно несопоставимы.
Доходы, сформированные администраторами, поступают на единый счет бюджета уже в изъятом (готовом) виде, где централизуются и аккумулируются в единой совокупности на федеральном, региональном и местном уровнях в соответствии с нормативами таких поступлений, установленными федеральными законами о бюджете для каждого уровня бюджетной системы5.
Сложившийся в стране за годы реформ механизм распределения налогов и полномочий между бюджетами, на наш взгляд, представляет собой сложную и запутанную систему. Методология, принципы и практика его осуществления - явление сложное и противоречивое, отразившее всю многогранность проблем переходного периода в формировании федеративных отношений.
В мировой практике используются три основные модели реализации налоговых полномочий между бюджетами. Все они находят отражение в российской бюджетно-налоговой системе. Особенность российского механизма распределения налоговых доходов заключается в том, что, во-первых, применяются одновременно все модели распределения налоговых полномочий, а во-вторых, внутри этих моделей не существует единого подхода к распределению налоговых доходов.
Первая модель - разграничение полномочий по взиманию налога и закрепление их за определенным уровнем власти. В России данная модель реализуется в разделении налогов на федеральные, региональные и местные. Данную модель усложняет передача полномочий по установлению величины региональной ставки налога на прибыль организаций (от 13,5 до 18%), который является федеральным налогом и не должен предполагать наличия каких-либо налоговых полномочий, кроме федеральных.
Следует отметить, что полномочия субнациональных (региональных и местных) властей при установлении региональных и местных налогов весьма ограниченны: все основные элементы налогообложения определяются федеральным налоговым законодательством, а субнациональные власти, согласно ст. 12 Налогового кодекса РФ, вправе лишь конкретизировать налоговую ставку в установленных федеральным законодательством пределах, дополнить перечень льгот, определить порядок и сроки уплаты по соответствующему налогу (см. табл. 1)6.
Таблица 1
Полномочия по установлению элементов налогов в РФ
Наименование налога |
Ставка |
Порядок и сроки уплаты налога |
Налоговые льготы (преференции) |
Введение в действие (отмена) |
Федеральные налоги и сборы: | ||||
Налог
на прибыль организаций |
Ф + Р | Ф | Ф | Ф |
Прочие федеральные налоги | Ф | Ф | Ф | Ф |
Региональные
налоги: | ||||
Налог
на имущество организаций |
Ф + Р | Р | Ф + Р | Р |
Транспортный налог | Ф + Р | Р | Р | Р |
Налог на игорный бизнес | Ф + Р | Ф | Ф | Р |
Местные
налоги: | ||||
Земельный налог | Ф + М | М | Ф + М | М |
Налог
на имущество физических лиц |
Ф + М | Ф | Ф + М | М |
Специальные
налоговые режимы: | ||||
Упрощенная
система налогообложения |
Ф + Р | Ф | Ф | Ф |
Система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
Ф | Ф | М | М |
Ф - налоговые полномочия закреплены за федеральным уровнем власти;
Р - налоговые полномочия закреплены за региональным уровнем власти (субъект Федерации);
М
- налоговые полномочия закреплены
за органами местного самоуправления.
Из табл. 1 видно, что в России существует сложный механизм разделения налоговых полномочий между различными уровнями бюджетной системы. Кроме того, система межбюджетных отношений характеризуется значительной централизацией налогово-бюджетных полномочий на федеральном уровне. Объем фискальных полномочий субъектов РФ достаточно узок и не предполагает права введения собственных налогов, не предусмотренных федеральным законодательством, или повышения налоговых ставок сверх предусмотренных федеральным законодательством пределов.
Вторая модель, используемая в мировой практике при распределении налоговых доходов, - это совместное использование базы налогообложения. Эта модель применяется в России в отношении налога на прибыль организаций, сумма которого в соответствии с Налоговым кодексом РФ по ставке в размере 2% зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 18% зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Третьей моделью является нормативное разделение между бюджетами разных уровней доходов от конкретных видов налогов, взимаемых по единым ставкам на всей территории страны. В основе определения конкретных пропорций межбюджетного распределения налогов могут лежать различные критерии: численность населения; географическое положение того или иного региона; состояние его промышленного потенциала и т.п. Пропорции и порядок распределения налогов могут устанавливаться на различные периоды. Часть налоговых поступлений от федеральных налогов, сборов и специальных налоговых режимов подлежит распределению между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ.
В учебнике Н. Б. Ермасовой «Бюджетная система России» бюджет в качестве экономической категории представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств7. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда посредством налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения в государственный бюджет ежегодно мобилизуется значительная часть накоплений предприятий, организаций и доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.
В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение.
Государственный
бюджет — это основной финансовый план
образования, распределения и использования
централизованного денежного фонда государства
или административно-
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, центральным звеном финансовой системы. Его главное назначение — с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
Понятие государственного бюджета не только характеризует определенные денежные отношения, но и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение, которое находит свое выражение в фонде денежных средств государства.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
Проф.
В.М. Родионова справедливо
Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета