Экономическое содержание доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период. Бюджет — слово английского происхождения, означающее «мешок». Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства»1.

Работа состоит из  1 файл

Экономическое содержание доходов бюджета.doc

— 427.50 Кб (Скачать документ)

      К налоговым поступлениям относятся  предусмотренные Налоговым кодексом РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

      Налоговые доходы играют решающую роль в формировании доходной базы бюджета расширенного правительства РФ: на их долю в 2008 г. приходилось 70,3%, в 2009 г. - 69,5%, в 2010 г. - 71,6%23.

      В 2010 г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило 15715,9 млрд. руб., что на 2116,2 млрд. руб. (15,6%) больше предыдущего года. Рост доходов обеспечен увеличением поступлений по всем основным источникам. Решающую роль сыграли налоговые доходы, которые выросли на 1708,8 млрд. руб. (23,9%) и составили 8868,0 млрд. руб. Доходы от внешнеэкономической деятельности увеличились с 2683,3 млрд. руб. в 2009 г. до 3227,7 млрд. руб. в 2010 г. (на 20,3%). Налоги и взносы на социальные нужды возросли на 158,2 млрд. руб. (7,5%) и составили 2279,3 млрд. руб. По другим доходам, которые в 2010 г. равнялись 1340,9 млрд. руб., отмечается снижение поступлений на 295,2 млрд. руб. (18,0%) (табл. 2)24. 
 

     Таблица 2

     Поступления в консолидированный  бюджет Российской Федерации

     и бюджеты государственных внебюджетных фондов

     отдельных налогов, сборов и  платежей 

Показатель 2009 г., 
млрд. руб.
2010 г., 
млрд. руб.
Прирост, 
млрд. руб.
Темп  
роста, %
Доходы 13 599,7 15 715,9 2 116,2 115,6
Из  них:        
налог на прибыль организаций 1 264,6 1 774,6 510,0 140,3
налог на доходы физических лиц 1 665,8 1 790,5 124,7 107,5
налоги  и взносы на социальные  
нужды
2 121,1 2 279,3 158,2 107,5
налог на добавленную стоимость:        
на  товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1 176,9 1 329,1 152,2 112,9
на  товары, ввозимые на территорию РФ 873,4 1 169,5 296,1 133,9
акцизы  по подакцизным товарам продукции):        
производимым  на территории РФ 327,4 441,4 114,0 134,8
ввозимым  на территорию РФ 19,8 30,1 10,3 152,0
налоги  на совокупный доход 175,5 207,7 32,2 118,3
налоги  на имущество 569,7 628,2 58,5 110,3
налоги, сборы и регулярные платежи 
за пользование природными  
ресурсами
1 080,9 1 440,8 359,9 133,3
в том числе НДПИ 1 053,8 1 406,3 352,5 133,4
 

      Существенный  объем поступлений в бюджетную  систему среди налоговых платежей приходится на налог на добавленную  стоимость (НДС) - 2498,6 млрд. руб. (15,9%), налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - 1790,5 млрд. руб. (11,4%), налог на прибыль организаций - 1774,6 млрд. руб. (11,3%) и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 1406,3 млрд. руб. (8,9%). Увеличение поступлений в бюджет в 2010 г. по сравнению с 2009 г. обеспечили главным образом налог на прибыль организаций (510,0 млрд. руб.), НДС (448,3 млрд. руб.) и НДПИ (352,5 млрд. руб.)25.

      Платежи по налогу на прибыль организаций в 2010 г. превысили поступления предыдущего года на 40,3%, но пока еще составляют менее 82% докризисного уровня 2007 г.

      С увеличением оборота по ввозимым товарам (129,5%) связан рост НДС по импорту. По сравнению с предыдущим годом он вырос на 296,1 млрд. руб. (33,9%). Значительно более умеренное увеличение поступлений НДС отмечается по товарам, реализуемым на территории Российской Федерации – 12,9%.

      По  внутреннему НДС с 2008 г. наблюдается устойчивая тенденция хотя и к незначительному, но опережению темпов роста начисления НДС относительно его возмещения. Так, по сравнению с предыдущим годом начисленный НДС вырос в 2009 г. на 1,81% и в 2010 г. - на 13,91%, а налоговые вычеты - соответственно на 1,75 и 13,81%. С этого же периода просматривается тренд определенного снижения удельного веса налоговых вычетов по НДС в сумме НДС, начисленной к уплате (табл. 3)26.

      Таблица 3

      НДС на товары (работы, услуги),

      реализуемые на территории Российской Федерации

Показатель Годы
2006 2007 2008 2009 2010
Начисленный НДС по  
налогооблагаемым  
объектам, млрд. руб.
12 396,8 15 621,7 16 983,0 17 289,8 19 694,4
% к предыдущему году X 126,0 108,7 101,8 113,9
Налоговые вычеты,  
млрд. руб.
10 944,7 14 413,0 15 779,0 16 055,6 18 272,6
% к предыдущему году X 131,7 109,5 101,8 113,8
Удельный  вес вычетов в  
начислениях по  
налогооблагаемым  
объектам, %
88,29 92,26 92,91 92,86 92,7
 

      Поступления по налогу на добычу полезных ископаемых увеличились с 1053,8 млрд. руб. в 2009 г. до 1406,3 млрд. руб. в 2010 г. (на 33,4%). Рост по сравнению с докризисным 2007 г. составляет 117,4%. Доля налога на добычу нефти в составе НДПИ выросла в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом на 1,4 процентного пункта и составила 90,1%.

      Рост  цен на нефть явился основным фактором, определившим увеличение поступлений  в бюджет от добычи нефти. В 2010 г. цена нефти сорта "Юралс", стартовав  с отметки 75,70 долл. США за 1 баррель  в январе в мае резко пошла на понижение и составила 73,04 долл/барр. Однако уже начиная с июня наметился устойчивый рост цены нефти, который в декабре привел к ее наибольшему за год значению - 89,50 долл/барр.

      Валютный  курс (учитываемый при расчете  ставки налога на добычу нефти) в первом полугодии 2009 г. был более высоким по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Но если данные второй половины 2009 г. отражают снижение курса с 31,52 руб. за 1 долл. США в июле до 29,94 руб. в декабре, то в аналогичном периоде 2010 г. курс стабильно балансировал в интервале от 30,32 до 30,97 руб/долл., что также способствовало росту поступлений НДПИ в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом.

      Доля  региональных бюджетов в налоговых  поступлениях, администрируемых ФНС  России, снизилась с 60,2% в 2009 г. до 58,3% в 2010 г.

      Поступления налоговых платежей, администрируемых ФНС России, в федеральный бюджет в 2010 г. составили 3207,2 млрд. руб., что на 704,6 млрд. руб. (28%) больше предыдущего года. Преимущественно увеличение доходов обеспечили налоговые доходы от добычи нефти (прирост 379,2 млрд. руб.) и НДС (176,7 млрд. руб.). Налог на прибыль организаций вырос на 59,6 млрд. руб.

      Уровень докризисного 2007 г. не достигнут (почти 96%) не только потому, что экономика России продолжает выходить из кризиса. Это связано также с тем, что налоговая нагрузка на налогоплательщиков в кризисный период была преимущественно снижена за счет сокращения отчислений в федеральный бюджет. Ставка налога на прибыль организаций в части отчислений в федеральный бюджет сокращена с 6,5 до 2%. Изменен также порядок зачисления акцизов на нефтепродукты: с 2009 г. они полностью поступают в консолидированные бюджеты субъектов Федерации.

      Изменилась структура доходов федерального бюджета: доля НДПИ за три последние года (2008 - 2010 гг.) возросла с 34 до 43%, а налога на прибыль организаций снизилась с 19 до 8%. Роль акцизов и НДС в доходах федерального бюджета практически не изменилась: как и прежде, НДПИ и НДС являются главными источниками федерального бюджета, на которые приходится 84% его налоговых поступлений.

      В консолидированные бюджеты субъектов  Федерации в 2010 г. поступило 4488,6 млрд. руб., что на 702,9 млрд. руб. (18,6%) больше, чем в 2009 г. Основными источниками роста поступлений послужили налог на прибыль организаций (прирост 450,4 млрд. руб.), налог на доходы физических лиц (124,6 млрд. руб.), акцизы (81,8 млрд. руб.). В результате направления полного объема налога на добычу нефти в федеральный бюджет поступления налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в территориальные бюджеты сократились по сравнению с предыдущим годом на 42,3 млрд. руб.

      Увеличение  общей суммы задолженности произошло  в результате роста преимущественно задолженности, невозможной к взысканию налоговыми органами (на 3,7 млрд. руб.). При этом недоимка сократилась на 9,1 млрд. руб. и составила 314,3 млрд. руб. В составе урегулированной задолженности снизились реструктурированная задолженность с 31,1 до 25,4 млрд. руб. и приостановленные к взысканию платежи - с 73,0 до 60,1 млрд. руб. Наряду с этим увеличилась на 18,3 млрд. руб. задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, и на 11 млрд. руб. - задолженность, взыскиваемая судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства.

      При продолжающемся росте общей суммы  задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации прослеживается устойчивая на протяжении трех последних лет тенденция к снижению задолженности в таких видах деятельности, как добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. По состоянию на 01.01.2011 задолженность в названных отраслях снизилась относительно 01.01.2010 на 23,3 млрд. руб.

      По  сравнению с началом предыдущего  года сократилась задолженность  по налогам и сборам в целом  по обрабатывающим производствам на 21,0 млрд. руб. (14,3%), но в производстве пищевых продуктов отмечается ее рост на 9,8 млрд. руб. (27,1%).

      В таких отраслях, как строительство, транспорт и связь, оптовая и  розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования, задолженность продолжает неуклонно возрастать: за 2010 г. она увеличилась на 15,8 млрд. руб.

      В общей сумме задолженности бюджетной  системе по налоговым платежам основная доля приходится на следующие виды экономической деятельности: оптовая  и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (169,0 млрд. руб.), обрабатывающие производства (125,4 млрд. руб.), строительство (73,4 млрд. руб.), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (53,0 млрд. руб.), финансовая деятельность (52,1 млрд. руб.). Причем доля названных видов экономической деятельности (за исключением обрабатывающего производства) в общей сумме задолженности существенно превышает их долю в налоговых поступлениях (табл. 4)27.

      Подавляющая часть задолженности перед бюджетом по налоговым платежам приходится на федеральные налоги и сборы (более 83%). Задолженность по налоговым платежам других уровней бюджетной системы составляет: 10% - по региональным налогам, менее 5% - по местным налогам и более 2% - по налогам при использовании специальных налоговых режимов. Рост задолженности наблюдается по всем видам налогов.

      В структуре задолженности по федеральным  налогам и сборам основная доля приходится на НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации (более 53%), и налог на прибыль организаций (более 30%).

      Таблица 4

      Общая характеристика задолженности  по налоговым платежам

      отдельных видов экономической  деятельности, %

Вид экономической  
деятельности
Доля  в общей сумме Доля  задолженности 
в сумме налоговых 
поступлений по  
данному виду  
деятельности в  
2010 г.
задолженности 
на 01.01.2011
поступивших 
в 2010 г.  
налоговых  
платежей
Оптовая и розничная  
торговля, ремонт  
автотранспортных средств,  
мотоциклов, бытовых изделий  
и предметов личного  
пользования
24,0 10,2 21,5
Обрабатывающие  производства 17,8 17,5 9,3
Строительство 10,4 5,4 17,8
Операции  с недвижимым  
имуществом, аренда и  
предоставление услуг
7,5 1,1 6,1
Финансовая  деятельность 7,4 4,7 14,4
 

      Высокая доля НДС в задолженности бюджету  связана не только с его ролью  как важного источника доходов  бюджета, но и с проблемами его  администрирования. Об этом говорят  следующие цифры: при доле НДС  по товарам (работам, услугам), реализуемым  на территории Российской Федерации, в доходах консолидированного бюджета немногим более 17%, удельный вес его в общей задолженности бюджету превышает 44%, тогда как на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, которые составляют около 19% доходов консолидированного бюджета, приходится менее 2% задолженности.

Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета