Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа
«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период. Бюджет — слово английского происхождения, означающее «мешок». Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства»1.
К налоговым поступлениям относятся предусмотренные Налоговым кодексом РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Налоговые доходы играют решающую роль в формировании доходной базы бюджета расширенного правительства РФ: на их долю в 2008 г. приходилось 70,3%, в 2009 г. - 69,5%, в 2010 г. - 71,6%23.
В
2010 г. в бюджетную систему Российской
Федерации поступило 15715,9 млрд. руб., что
на 2116,2 млрд. руб. (15,6%) больше предыдущего
года. Рост доходов обеспечен увеличением
поступлений по всем основным источникам.
Решающую роль сыграли налоговые доходы,
которые выросли на 1708,8 млрд. руб. (23,9%)
и составили 8868,0 млрд. руб. Доходы от внешнеэкономической
деятельности увеличились с 2683,3 млрд.
руб. в 2009 г. до 3227,7 млрд. руб. в 2010 г. (на
20,3%). Налоги и взносы на социальные нужды
возросли на 158,2 млрд. руб. (7,5%) и составили
2279,3 млрд. руб. По другим доходам, которые
в 2010 г. равнялись 1340,9 млрд. руб., отмечается
снижение поступлений на 295,2 млрд. руб.
(18,0%) (табл. 2)24.
Таблица 2
Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации
и бюджеты государственных внебюджетных фондов
отдельных
налогов, сборов и
платежей
Показатель | 2009 г., млрд. руб. |
2010 г., млрд. руб. |
Прирост, млрд. руб. |
Темп роста, % |
Доходы | 13 599,7 | 15 715,9 | 2 116,2 | 115,6 |
Из них: | ||||
налог на прибыль организаций | 1 264,6 | 1 774,6 | 510,0 | 140,3 |
налог на доходы физических лиц | 1 665,8 | 1 790,5 | 124,7 | 107,5 |
налоги
и взносы на социальные нужды |
2 121,1 | 2 279,3 | 158,2 | 107,5 |
налог на добавленную стоимость: | ||||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 176,9 | 1 329,1 | 152,2 | 112,9 |
на товары, ввозимые на территорию РФ | 873,4 | 1 169,5 | 296,1 | 133,9 |
акцизы по подакцизным товарам продукции): | ||||
производимым на территории РФ | 327,4 | 441,4 | 114,0 | 134,8 |
ввозимым на территорию РФ | 19,8 | 30,1 | 10,3 | 152,0 |
налоги на совокупный доход | 175,5 | 207,7 | 32,2 | 118,3 |
налоги на имущество | 569,7 | 628,2 | 58,5 | 110,3 |
налоги,
сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 080,9 | 1 440,8 | 359,9 | 133,3 |
в том числе НДПИ | 1 053,8 | 1 406,3 | 352,5 | 133,4 |
Существенный
объем поступлений в бюджетную
систему среди налоговых
Платежи по налогу на прибыль организаций в 2010 г. превысили поступления предыдущего года на 40,3%, но пока еще составляют менее 82% докризисного уровня 2007 г.
С увеличением оборота по ввозимым товарам (129,5%) связан рост НДС по импорту. По сравнению с предыдущим годом он вырос на 296,1 млрд. руб. (33,9%). Значительно более умеренное увеличение поступлений НДС отмечается по товарам, реализуемым на территории Российской Федерации – 12,9%.
По внутреннему НДС с 2008 г. наблюдается устойчивая тенденция хотя и к незначительному, но опережению темпов роста начисления НДС относительно его возмещения. Так, по сравнению с предыдущим годом начисленный НДС вырос в 2009 г. на 1,81% и в 2010 г. - на 13,91%, а налоговые вычеты - соответственно на 1,75 и 13,81%. С этого же периода просматривается тренд определенного снижения удельного веса налоговых вычетов по НДС в сумме НДС, начисленной к уплате (табл. 3)26.
Таблица 3
НДС на товары (работы, услуги),
реализуемые на территории Российской Федерации
|
Поступления по налогу на добычу полезных ископаемых увеличились с 1053,8 млрд. руб. в 2009 г. до 1406,3 млрд. руб. в 2010 г. (на 33,4%). Рост по сравнению с докризисным 2007 г. составляет 117,4%. Доля налога на добычу нефти в составе НДПИ выросла в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом на 1,4 процентного пункта и составила 90,1%.
Рост цен на нефть явился основным фактором, определившим увеличение поступлений в бюджет от добычи нефти. В 2010 г. цена нефти сорта "Юралс", стартовав с отметки 75,70 долл. США за 1 баррель в январе в мае резко пошла на понижение и составила 73,04 долл/барр. Однако уже начиная с июня наметился устойчивый рост цены нефти, который в декабре привел к ее наибольшему за год значению - 89,50 долл/барр.
Валютный курс (учитываемый при расчете ставки налога на добычу нефти) в первом полугодии 2009 г. был более высоким по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. Но если данные второй половины 2009 г. отражают снижение курса с 31,52 руб. за 1 долл. США в июле до 29,94 руб. в декабре, то в аналогичном периоде 2010 г. курс стабильно балансировал в интервале от 30,32 до 30,97 руб/долл., что также способствовало росту поступлений НДПИ в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом.
Доля региональных бюджетов в налоговых поступлениях, администрируемых ФНС России, снизилась с 60,2% в 2009 г. до 58,3% в 2010 г.
Поступления налоговых платежей, администрируемых ФНС России, в федеральный бюджет в 2010 г. составили 3207,2 млрд. руб., что на 704,6 млрд. руб. (28%) больше предыдущего года. Преимущественно увеличение доходов обеспечили налоговые доходы от добычи нефти (прирост 379,2 млрд. руб.) и НДС (176,7 млрд. руб.). Налог на прибыль организаций вырос на 59,6 млрд. руб.
Уровень докризисного 2007 г. не достигнут (почти 96%) не только потому, что экономика России продолжает выходить из кризиса. Это связано также с тем, что налоговая нагрузка на налогоплательщиков в кризисный период была преимущественно снижена за счет сокращения отчислений в федеральный бюджет. Ставка налога на прибыль организаций в части отчислений в федеральный бюджет сокращена с 6,5 до 2%. Изменен также порядок зачисления акцизов на нефтепродукты: с 2009 г. они полностью поступают в консолидированные бюджеты субъектов Федерации.
Изменилась структура доходов федерального бюджета: доля НДПИ за три последние года (2008 - 2010 гг.) возросла с 34 до 43%, а налога на прибыль организаций снизилась с 19 до 8%. Роль акцизов и НДС в доходах федерального бюджета практически не изменилась: как и прежде, НДПИ и НДС являются главными источниками федерального бюджета, на которые приходится 84% его налоговых поступлений.
В
консолидированные бюджеты
Увеличение
общей суммы задолженности
При продолжающемся росте общей суммы задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации прослеживается устойчивая на протяжении трех последних лет тенденция к снижению задолженности в таких видах деятельности, как добыча полезных ископаемых, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. По состоянию на 01.01.2011 задолженность в названных отраслях снизилась относительно 01.01.2010 на 23,3 млрд. руб.
По
сравнению с началом
В
таких отраслях, как строительство,
транспорт и связь, оптовая и
розничная торговля, ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного
В
общей сумме задолженности
Подавляющая часть задолженности перед бюджетом по налоговым платежам приходится на федеральные налоги и сборы (более 83%). Задолженность по налоговым платежам других уровней бюджетной системы составляет: 10% - по региональным налогам, менее 5% - по местным налогам и более 2% - по налогам при использовании специальных налоговых режимов. Рост задолженности наблюдается по всем видам налогов.
В структуре задолженности по федеральным налогам и сборам основная доля приходится на НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации (более 53%), и налог на прибыль организаций (более 30%).
Таблица 4
Общая характеристика задолженности по налоговым платежам
отдельных видов экономической деятельности, %
|
Высокая доля НДС в задолженности бюджету связана не только с его ролью как важного источника доходов бюджета, но и с проблемами его администрирования. Об этом говорят следующие цифры: при доле НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории Российской Федерации, в доходах консолидированного бюджета немногим более 17%, удельный вес его в общей задолженности бюджету превышает 44%, тогда как на налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, которые составляют около 19% доходов консолидированного бюджета, приходится менее 2% задолженности.
Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета