Экономическое содержание доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период. Бюджет — слово английского происхождения, означающее «мешок». Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства»1.

Работа состоит из  1 файл

Экономическое содержание доходов бюджета.doc

— 427.50 Кб (Скачать документ)

      В среднесрочном периоде в пенсионную систему необходимо привлечь иные финансовые ресурсы помимо страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование. В дополнение к средствам резервных фондов речь может идти о приватизации государственного имущества, в том числе путем передачи его в Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды в счет текущих взносов по накопительному элементу пенсионного обеспечения.

      Для поддержания долгосрочной сбалансированности пенсионной системы необходимо повысить пенсионный возраст. При всей политической сложности данного вопроса отметим, что это (в сочетании с другими  мерами) позволит решить проблему сбалансированности пенсионной системы в долгосрочном периоде, добиться увеличения коэффициента замещения. Для минимизации соответствующих политических издержек такое повышение должно быть постепенным и коснуться лишь людей, в настоящее время сравнительно молодых.

      В настоящее время Россия по демографическим  причинам уже вступила в длительный период сокращения трудовых ресурсов: как ожидается, численность занятого населения в ближайшие десять лет сократится на 4 млн. человек. В этих условиях спрос на трудовые ресурсы в стране неизбежно возрастет.

      Увеличение  пенсионного возраста приведет к  заметному снижению расходов на пенсионное обеспечение, так как эффект от снижения продолжительности пребывания на пенсии перекроет влияние роста пенсионного  капитала. В итоге удастся достичь как увеличения коэффициента замещения, так и снижения дефицита пенсионной системы.

      Экспортные  пошлины. Структурная перестройка  российской экономики в долгосрочном периоде тесно связана с отменой  экспортных пошлин, наличие которых означает субсидирование отечественных потребителей сырья и энергоносителей за счет ренты от использования природных ресурсов, принадлежащих государству. При существующей системе добывающие предприятия платят НДПИ, экспортную пошлину и несут потери в размере разницы между внутренней и мировой ценами при реализации продукции на внутреннем рынке.

      Отмена  экспортных пошлин, компенсированная увеличением НДПИ и акцизов на нефтепродукты, приведет к росту  внутренних цен на сырье и энергоносители до уровня мировых. В результате отечественные предприятия будут вынуждены повышать ресурсоэффективность производства до уровня стран - импортеров сырья и энергоносителей. Без осуществления подобной меры вряд ли можно обеспечить эффективное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

      Для российской нефтеперерабатывающей  промышленности, характеризующейся  низким уровнем технологического развития, негативный эффект отмены экспортных пошлин заключается в том, что  при повышении внутренней цены на нефть до мирового уровня не будет обеспечена приемлемая экономическая эффективность. Это неизбежно приведет к переориентации с экспорта нефтепродуктов на экспорт сырой нефти, то есть задача увеличения переработки нефти внутри страны и экспорта нефтепродуктов не будет решена. Для сохранения положительной рентабельности нефтепереработки в течение некоторого времени внутренняя цена на нефть должна быть ниже мировой.

      В связи с этим целесообразно поэтапно реформировать экспортные пошлины  на нефть и нефтепродукты. На первом этапе экспортную пошлину на нефть снизить до уровня, обеспечивающего приемлемую экономическую эффективность нефтепереработки, и отменить экспортную пошлину на нефтепродукты. На втором этапе, по завершении в основном модернизации российской нефтеперерабатывающей промышленности, отменить экспортную пошлину на нефть.

      Снижение  и отмену экспортных пошлин на нефть  и нефтепродукты целесообразно  компенсировать частично за счет повышения  ставки НДПИ, а частично за счет повышения  акцизов на нефтепродукты. Ставка НДПИ при добыче нефти должна быть повышена в размере, компенсирующем снижение экспортной пошлины на нефть, а ставка акцизов на нефтепродукты - в размере, компенсирующем отмену экспортной пошлины на них.

      Одновременно  следует снижать ставку НДПИ для  отдельных регионов и категорий месторождений с повышенными затратами на разработку. В дальнейшем на новых нефтяных месторождениях целесообразно вводить налог на дополнительный доход.

      Налог на добавленную стоимость. Здесь  можно предложить следующие меры:

      - упорядочить и упростить возмещение НДС в условиях нулевой ставки и других случаях. В частности, для подтверждения факта экспорта необходимо установить единственный признак - пересечение товаром таможенной границы России;

      - ввести единую ставку НДС на  уровне, обеспечивающем неизменность доходов бюджета (16 - 17%). Переход на единую ставку будет способствовать упрощению администрирования, но снизит прогрессивность распределения налога по доходным группам населения. Компенсация потерь таких групп должна быть обеспечена за счет соответствующих расходов бюджета;

      - сократить количество освобождений  от НДС, приблизив их перечень  к стандартным. Учитывая социальное  значение некоторых освобождений, их отмена должна сопровождаться  бюджетными субсидиями и другими  инструментами социальной политики.

      Прямые  налоги. Изменение налоговой структуры  предполагает постепенное сокращение доли отдельных прямых налогов в  пользу налогов на потребление. Для  этого целесообразно:

      - создать эффективную систему  контроля за трансфертным ценообразованием и ввести институт консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций;

      - увеличить необлагаемый минимум  по НДФЛ до уровня, сопоставимого  с МРОТ;

      - перейти от упрощенной системы  налогообложения к налогу на  реальные денежные потоки, а вмененный налог применять исключительно для микропредприятий (с 1-5 наемными работниками), оказывающих услуги населению.

 

Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации // 25 декабря 1993 года.
  2. Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике на 2011-2013 гг.» // www.kremlin.ru
  3. Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике на 2012-2014 гг.» // www.kremlin.ru
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 января 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3340; 2002. - № 22. - Ст. 2026; 2003. - № 23. - Ст. 2174; № 28. - Ст. 2886.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» // Российская газета. – 2010. – 17 декабря.
  7. Администрирование доходов бюджета // Финансовая газета. – 2010. - № 42. – С. 12.
  8. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник, 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2011. – 777 с.
  9. Борисоглебская Л. Н., Кирсанов С. А. Государственные и муниципальные финансы: финансирование социальных услуг. – СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2008. – 360 с.
  10. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - С. 9-10.
  11. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О. В. Врублеевской, М. В. Романовского. – М.: Юрайт, 2010. – С. 36-37.
  12. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, 4-е изд., доп.и перераб. - Спб.: Питер, 2008.
  13. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Дашков и К°, 2009. – 294 с.
  14. Власов С. Исследование устойчивости государственных финансов России // Вопросы экономики. – 2011. - № 7. – С. 93-99.
  15. Дробышевский С. , Синельников-Мурылев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы // Вопросы экономики. – 2011. - № 1. – С. 42-48.
  16. Дьякова Е. Б. Механизм распределения налоговых доходов бюджетов //Финансы. – 2011. - № 5. – С. 14-17.
  17. Ермасова Н.Б. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: Издательство Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 794 с.
  18. Иванова О. Б., Рукина С. Н., Денисова И. П. Государственные и муниципальные финансы. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. – 308 с.
  19. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. Н.И. Химичевой. - М.: Норма, 2010. – 376 с.
  20. Кудрин А.П. Бюджет модернизации экономики России // Финансы, 2011. - № 1.
  21. Лебединская Е. Повышение эффективности - основная задача бюджетной политики Экономист. – 2011. - № 2. – С. 78-83.
  22. Маллаева М. И., Ниналалова Ф. И. Совершенствование бюджетного финансирования социальной сферы как фактор повышения качества жизни населения // Финансы и кредит . – 2011. - № 39. – С. 51-53.
  23. Мау В. Экономическая политика 2010: в поисках инноваций // Вопросы экономики. - 2011. - № 2.
  24. Медведева О. В.  и др. Налоговая компонента доходов государственного бюджета в 2010 году // Все о налогах. – 2011. - № 5. – С. 9-13.
  25. О роли монетарной и финансовой политики в России в период кризиса и после него // Вопросы экономики . 2010. - № 12.
  26. Пауль А. Г. К вопросу о бюджетно-правовом понятии доходов бюджета // Финансовое право. -  2011 .- № 2. – С. 38-41.
  27. Попова Г. Финансово-экономический анализ: налоговые новации и доходы бюджетов // Финансы и кредит . - 2011. - № 35.
  28. Прокофьев Е. А. Институт доходов государственного бюджета СССР в 1950 - 1970-е гг. // Финансовое право. – 2011. - № 5.
  29. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политика налогов: Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 320 с.
  30. Свищева В. А. Федеральный бюджет как инструмент государственной политики // Финансы и кредит.  - 2011. - № 23. – С. 25-28.
  31. Сенчагов В. Способствует ли бюджет – 2010 модернизации российской экономики? // Вопросы экономики. - 2011. - № 2
  32. Совершенствование управления бюджетными ресурсами // Финансы и кредит. – 2011. - № 6.
  33. Уманец О. П. Структурная основа федерального бюджета Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2011. - № 30. – С. 56-62.
  34. Федеральный бюджет Российской Федерации: вопросы управления и проблема неопределенности // Финансы и кредит. - 2011. - № 13.
  35. Федосов В. А. Бюджетная политика Российской Федерации в посткризисных условиях // Финансы и кредит. – 2010. - № 44. – С. 48-51.
  36. Финансы рыночного хозяйства: научное издание. - М.: Издат. дом «Экономическая литература», 2002. – 412 с.
  37. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций // Вопросы экономики. – 2011. - № 2.
  38. Официальный сайт Счетной палаты РФ. URL: http://www.ach.gov.ru/ru/.
  39. Официальный сайт Счетной палаты РФ. URL: http://www.ach.gov.ru/ru/.
  40. URL: http://www.ach.gov.ru/ru/.

Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета