Экономическое содержание доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание

«История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах и в России собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает для этого средства, а когда оно в свою финансовую деятельность вводит плановое начало — составляет смету доходов и расходов на определенный период. Бюджет — слово английского происхождения, означающее «мешок». Когда палата общин в Англии в 16-17 вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и документ, содержащий утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства»1.

Работа состоит из  1 файл

Экономическое содержание доходов бюджета.doc

— 427.50 Кб (Скачать документ)

      В учебнике «Бюджетная система России»  под ред. проф. Г.Б. Поляка отмечается, что «основной функцией бюджета является распределительная. Она проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств — расходы бюджета. Одновременно с распределительной действует контрольная функция бюджета, которая предполагает возможность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств»10. По сути, описывая содержательную характеристику распределительной функции бюджета, авторы учебника рассматривают две ее подфункции - мобилизация доходов в бюджет и использование бюджетных расходов.

      По  мнению П. И. Вахрина, государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции: распределительная (перераспределительная) и контрольная11.

      В учебнике «Бюджетная система Российской Федерации» под ред. проф. О.В. Врублевской и проф. М.В. Романовского раскрывается содержание трех функций бюджета, которые присущи ему как финансовой категории:

      - образования бюджетного фонда (бюджетные доходы);

      - использования бюджетного фонда (бюджетные расходы);

      - контроля12.

      Первую  функцию выполняют бюджетные доходы, которые призваны обеспечить органы власти и местного самоуправления устойчивой финансовой базой. Бюджетный фонд формируется за счет поступлений от юридических и физических лиц, полученных в результате первичного распределения стоимости ВВП: оплаты труда работников реального сектора экономики, доходов индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, других категорий самозанятых граждан, прибыли коммерческих организаций, прибыли от предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Используя различные виды доходов — налоговые и неналоговые, государство регулирует социально-экономические процессы, влияя на совокупное потребление, на структуру накоплений субъектов хозяйствования, на инвестиционно-инновационную деятельность. Через налоги достигается относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, а также обеспечивается рациональное использование природных богатств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также на стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики. Увеличение налоговой нагрузки способствует повышению бюджетных доходов в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития, что ведет к снижению поступлений в бюджет. И, наоборот, снижение налоговой нагрузки уменьшает фискальный эффект налогов на первых порах, но стимулирует развитие экономики. В долгосрочном периоде за счет роста деловой активности доходы государства возрастают.

      Вторую  функцию бюджета — использование  бюджетного фонда — осуществляют бюджетные расходы, основное назначение которых заключается в обеспечении выполнения субъектами публичной власти возложенных на них функций13. Расходы бюджета активно воздействуют на общественное воспроизводство через финансирование инвестиций и инноваций, размещение государственных и муниципальных заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд, бюджетное субсидирование и бюджетное кредитование организаций, финансирование производства общественных благ. Расходы бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами, что проявляется в их взаимном влиянии друг на друга, а также в количественном соответствии.

     В настоящее время в Российской Федерации основная проблема формирования федерального бюджета связана с  вопросом о степени его соответствия потребностям развития российской экономики и общества. Может ли современный федеральный бюджет с его сложившейся структурой доходной и расходной частей и действующая система бюджетного перераспределения способствовать достижению основных стратегических целей государственной политики, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.? Этими целями являются:

     - достижение уровня экономического  и социального развития, соответствующего  статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан;

     - переход российской экономики  от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития;

     - поддержание макроэкономической  стабильности и предсказуемости  изменения основных макроэкономических  параметров, последовательное снижение  уровня инфляции;

     - развитие человеческого потенциала;

     - достижение социального согласия, содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижение социального неравенства;

     - снижение регионального неравенства14.

      В данной концепции Правительство  РФ отмечает, что в долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета как инструмента решения важнейших стратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы. Однако проблема соответствия бюджетного перераспределения заявленным целям остается актуальной.

      Осознавая невозможность в дальнейшем ежегодно наращивать государственные расходы  в условиях посткризисного развития и стремясь обеспечить финансовую устойчивость бюджетной системы в среднесрочном периоде, правительство РФ еще при планировании федерального бюджета на 2010-2012 гг. провозгласило курс на сокращение расходных обязательств как доли ВВП при одновременном повышении их эффективности. Выполнение государством ранее взятых на себя обязательств в полном объеме привело бы к сохранению размера дефицита на уровне 6-7% ВВП в ближайшие два-три года. Сокращение бюджетного дефицита не требовало частичного отказа от уже принятых решений и обязательств. В Бюджетном послании 2010 г. в качестве главной названа задача обеспечить макроэкономическую и финансовую стабильность, для чего нужно сокращать бюджетный дефицит, ограничивая государственные расходы.

      Отметим также, что в Законе о федеральном  бюджете на 2011 - 2013 гг.15 сохраняется тенденция к снижению уровня доходов. Основное их сокращение приходится на 2010 г. и связано с заменой ЕСН страховыми взносами (-1,3%) и уменьшением поступлений от уплаты таможенных пошлин (-0,3%).

      Заметим, что, согласно прогнозу Минфина России, в 2013 г. при сопоставимом объеме реального ВВП доходы федерального бюджета будут на 5,6 п. п. ВВП ниже, чем в 2008 г.16

      Основными источниками доходов федерального бюджета в ближайшие три года останутся налоговые поступления, обеспечивающие порядка 55% всех доходов  бюджета. При этом ожидается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов в пользу ненефтегазовых вследствие более низких темпов роста цен на нефть марки «Urals» и налогооблагаемых объемов экспорта по сравнению с динамикой ВВП и укреплением рубля.

      Кроме того, прогнозируется рост доходов за счет установления задания по дивидендам на акции акционерных обществ, находящиеся в федеральной собственности, и части прибыли ФГУП (49,3 млрд. в 2011 г. и 53,3 млрд. руб. в 2013 г.). Для покрытия дефицита бюджета планируется активно использовать доходы от приватизации (298 млрд. в 2011 г. и 309 млрд. руб. в 2013 г.). Средства Резервного фонда будут использовать на финансирование дефицита только в 2011 г. в размере 284,3 млрд. руб., в результате он будет полностью исчерпан к 2012 г. Средства Фонда национального благосостояния планируется использовать в объеме, равном софинансированию пенсионных накоплений граждан (в 2011-2013 гг. в сумме 5-7,5 - 10 млрд. руб. соответственно), что позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда для обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы17.

      Для бюджета характерным является то, что виды доходов, как правило, не закреплены за конкретными видами бюджетных расходов, что позволяет маневрировать финансовыми ресурсами, сосредоточивая их на приоритетных направлениях. Изложенные выше теоретические вопросы содержания бюджета позволили определить его место в системе финансов страны (рис. 1)18. 

     

     Рис. 1. Бюджет в системе  финансов 

      Итак, государство, используя финансовые отношения, осуществляет перераспределение ВВП и НД и формирует фонды денежных средств, которые являются доходами бюджетов.

 

2. Дискуссионные вопросы  сущности и функций доходов бюджета

      Термин  «доходы бюджета» используется в  нескольких значениях.

      1. В первую очередь доходы бюджета рассматриваются как денежные (бюджетные) средства, т.е. как материальная категория. На это прямо указывается в легальном понятии доходов. В соответствии со ст. 6 БК РФ доходы бюджета - это денежные средства.

      Этот  аспект доходов бюджета имеет  в виду законодатель в большинстве  норм материально-правовой части БК РФ. Например, доходы бюджета рассматриваются как денежные средства в тех случаях, когда говорится об их зачислении на счета органов Федерального казначейства (ст. 40 БК РФ).

      Доходы  бюджета - это не просто бюджетные  средства, а бюджетные средства, которые имеют определенную направленность, вектор движения. В какой-то мере это обстоятельство учитывает легальное определение доходов бюджета (ст. 6 БК РФ), согласно которому доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства.

      Однако  характеристика доходов бюджета  как денежных средств, поступающих  в бюджет, требует определенного  уточнения. Дело в том, что в процессе формирования доходов бюджета имеет  место и обратный поток. Речь идет о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных доходов, а также средств, ошибочно зачисленных в доходы бюджета. Внешне возврат доходов имеет сходство с расходованием бюджетных средств. Но включение данных сумм в состав расходов бюджета не соответствовало бы их предназначению, искажало бы бюджетные показатели. В связи с этим денежные средства, возвращаемые из бюджета их плательщикам, также включаются в понятие доходов19.

      В результате под доходами бюджета  следует понимать денежные средства, поступающие в бюджет, а также денежные средства, возвращаемые из бюджета их плательщикам. Данная особенность понимания доходов бюджета свидетельствует о том, что понятие доходов бюджета используется для характеристики объектов всех отношений, связанных с взаимодействием бюджетного права и раздела государственных и муниципальных доходов.

      Следует отметить, что помимо доходов бюджета  существует еще одна группа денежных средств, являющихся источником пополнения бюджета. Речь идет о государственных и муниципальных заимствованиях.

      2. Можно выделить понимание доходов  бюджета в экономическом смысле. В данном случае они представляют  собой экономические отношения,  связанные с формированием финансовых  ресурсов соответствующего бюджета  на безвозвратной основе.

      В литературе имеется понятие доходов  бюджетов, в соответствии с которыми они понимаются как «часть финансовых ресурсов государства в виде строго определенных нормами бюджетного права экономических отношений по поводу поступления денежных средств в бюджет государства (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей»20.

      Из  указанного определения видно, что  доходы рассматриваются как финансовые ресурсы, при этом одновременно делается акцент на их экономическом содержании.

      3. В учебнике «Бюджетная система России» под ред. Г. Б. Поляка дается следующее определение: «Доходы бюджета — это экономические (денежные) отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств, поступающих в распоряжение органов власти разного уровня и местного самоуправления»21.

      Доходы  федерального бюджета представляют собой денежные средства, поступающие  в распоряжение федерального центра в безвозмездном и безвозвратном порядке. В соответствии с общепринятым правилом, доходы подразделяют на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления, а структурно - на группы, подгруппы, статьи, подстатьи и элементы доходов, предусмотренные бюджетной классификацией22.

      Налоговые доходы администрируются Федеральной  налоговой службой (ФНС России) и  зачисляются в федеральный бюджет по установленным ставкам от федеральных  налогов и сборов. Некоторые из них за счет изменения нормативов отчислений и перераспределения доходов могут выступать в качестве регулирующих. При этом определенная часть сумм из налоговых поступлений направляется в нижестоящие бюджеты.

Информация о работе Экономическое содержание доходов бюджета