Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:49, курсовая работа
В целях совершенствования управления системой образования Республики Татарстан, координации процессов развития образования и науки в Республике Татарстан, в соответствии со статьей 94 Конституции Республики Татарстан, статьями 17, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" было создано Министерство образования и науки Республики Татарстан путем преобразования ранее действующего Министерства образования Республики Татарстан.
Основными задачами Департамента являются:
1. Обеспечение соблюдения законодательства
в сфере образования;
2. Выявление недостатков и нарушений
в сфере образования, анализ причин, способствующих
их возникновению, контроль за их устранением
К полномочиям Департамента в соответствии
с пунктом 1 статьи 28.1 Закона Российской
Федерации «Об образовании» относятся:
- осуществление контроля качества
образования, в том числе качества подготовки
обучающихся и выпускников, в соответствии
с федеральными государственными образовательными
стандартами или федеральными государственными
требованиями в образовательных учреждениях,
расположенных на территории Республики
Татарстан, по всем реализуемым ими образовательным
программам, за исключением указанных
в подпункте 23 статьи 28 Закона Российской
Федерации «Об образовании» полномочий
федеральных органов государственной
власти по осуществлению контроля качества
образования;
- лицензирование и
- надзор и контроль за соблюдением законодательства
Российской Федерации в области образования
расположенными на территории Республики
Татарстан образовательными учреждениями,
а также органами местного самоуправления,
осуществляющими управление в сфере образования;
принятие мер по устранению нарушений
законодательства Российской Федерации
в области образования, в том числе путем
направления обязательных для исполнения
предписаний соответствующим образовательным
учреждениям и органам местного самоуправления,
осуществляющим управление в сфере образования;
контроль за исполнением предписаний.
Для осуществления переданных органам государственной власти Республики Татарстан полномочий Российской Федерации Департаменту контроля и надзора в сфере образования перечисляются субвенции и составляется финансовый план, в итоге реализации которого составляется отчет о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета [Приложение 2 и 3]. Также следует отметить, что для Департамента составляется отдельная смета доходов и расходов [Приложение 4].
3. Управление Министерством
Министерство возглавляет
Министр:
- организует работу
Министерства на основе
- представляет Министерство
в отношениях с органами
- утверждает в пределах
установленной численности,
- в пределах своей компетенции в установленном порядке издает и отменяет приказы, утверждает правила, инструкции, положения (в случае необходимости - совместно с другими исполнительными органами государственной власти), дает указания об их исполнении и организует контроль;
- в установленном порядке
назначает на должность и
- представляет в установленном
порядке особо отличившихся
Министр образования и науки Республики Татарстан имеет пять заместителей министра, в том числе одного первого.
4. Министерство образования и науки Республики Татарстан как главный распорядитель бюджетных средств в области образования.
4.1 Система образовательных учреждений подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан
Образовательные программы реализуются системой образовательных учреждений и организаций, т.е. инструментами социальной сферы. Образовательные учреждения и организации могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций или объединений). Однако следует отметить, что термин «учреждение может использоваться в отношении только тех юридических лиц учредителями которых являются:
- учреждения начального
профессионального, среднего
- учреждения дополнительного образования взрослых;
- специальные (коррекционные)
для обучающихся,
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- учреждения дополнительного образования детей;
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
На сегодняшний день в Республике Татарстан функционируют огромное количество образовательных учреждений и организаций. Большая часть бюджетных и автономных образовательных учреждений подведомственны МОиН РТ.
В настоящее время, как
свидетельствуют данные таблицы 1, в
РТ в области дошкольного
Таблица 1
Количество дошкольных образовательных учреждений и организаций, функционирующих на территории Республики Татарстан в период 2009-2011 годов
Типы образовательных учреждений |
2007-2008 учебный год |
2008-2009 учебный год |
2010-2011 учебный год | ||||
Число учреж -дений |
Числ. Обуча -ющихся и воспитан -ников |
Число учреж -дений |
Числ. Обуча -ющихся и воспитан -ников |
Число учреж -дений |
Числ. Обуча -ющихся и воспитан -ников | ||
Всего: |
1949 |
159321 |
1928 |
160334 |
1903 |
162224 | |
В том числе:
|
Государственные |
2 |
126 |
2 |
152 |
2 |
182 |
Муниципальные |
1942 |
158527 |
1920 |
159172 |
1895 |
160642 | |
Частные |
5 |
668 |
6 |
1010 |
6 |
1400 | |
|
Таблица 2
Количество образовательных школ действующих на территории Республики Татарстан в период 2009-2011 годов
Наименование показателя |
2008-2009 учебный год |
2009-2010 учебный год |
2010-2011 учебный год | ||||
Коли-чество учреж-дений (в ед.) |
Численность обучающихся (воспитан-иков) |
Коли-чество учреж-дений (в ед.) |
Численность обучающихся (воспитан-ников) |
Коли-чество учреж-дений (в ед.) |
Численность обучающихся (воспитан-ников) | ||
Количество |
2352 |
400224 |
2298 |
393658 |
2164 |
383355 |
|
начальные |
769 |
7487 |
735 |
6932 |
633 |
6209 | |
основные |
232 |
11477 |
221 |
10216 |
236 |
10302 | |
средние |
1259 |
366872 |
1249 |
362372 |
1207 |
354270 |
Согласно данным, представленным в таблице 2, в 2010-2011 учебном году республике функционирую 2164 общеобразовательные школы.
В 2010-2011 учебном году в структуре общеобразовательных школ доля начальных школ составляет 29,3 % (633 школ), в них обучается 1,6% (6209 человек) от общего числа обучающихся. Из общего числа начальных школ 98,1% (621 школа) приходится на сельскую местность.
Удельный вес основных школ составляет 11,1% (236 школ) от общего числа всех школ, в них обучается 2,7% (10302 чел.) от общей численности учащихся.
Доля средних школ составляет 56,6% (1207 школ), из них 61,9% (747 школ) приходится на сельские школы. В средних школах республики обучается 93,9% (354270 чел.) от общей численности учащихся, из них в городской местности обучалось 97,3% (270073 чел), в сельской – 85,6% (84197 чел.) от общей численности школьников в городской и сельской местности соответственно.
Структура сети образовательных школ Республики Татарстан в 2010-2011 учебном году представлена в Приложении 5.
Демографический спад оказывает серьезное влияние на ухудшение ситуации в образовании на всех его уровнях. В наибольшей степени он затронул общеобразовательную школу. Численность учащихся за период с 2006 по 2010 гг. сократилась на 37,9 тыс. человек (9,1%) и составляла в 2006 году – 415,1 тысяч человек, а в 2010 году – 377,2 тысяч человек. Контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях уменьшился к 2010-2011 учебному году на 8448 человек по сравнению с 2009-2010 учебным годом.
Кроме того, на территории Татарстана на сегодняшний день функционирует 24 вечерних школ и 9 негосударственных школ, где обучается 5043 и 1069 человек соответственно.
Следует также отметить,
что в числе
Таблица 3
Количество образовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов в период 2009-2011 годов
Наименование показателя
|
2008-2009 учебный год |
2009-2010 учебный год |
2010-2011 учебный год | |||
Коли-чество учреж-дений (в ед.) |
Численность обучающихся (воспитан-иков) |
Коли-чество учреж-дений (в ед.) |
Численность обучающихся (воспитан-ников) |
Коли-чество учреж-дений (в ед.) |
Численность обучающихся (воспитан-ников)
| |
Из числа обще- образовательных школ: | ||||||
школы с углубленным различных предметов |
103 |
32662 |
103 |
32488 |
103 |
30736 |
гимназии |
95 |
45361 |
98 |
54928 |
98 |
55905 |
лицеи |
43 |
16879 |
42 |
24312 |
41 |
24574 |
кадетские учреждения |
15 |
5530 |
17 |
6396 |
17 |
7532 |
По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что количество общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов не изменилось. Необходимо отметить, что численность учащихся увеличилось в среднем на 7 процентов.
Таблица 4
Количество учреждений для детей сирот и для детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан в 2009-2011 годах
Наименование показателя |
2008-2009 учебный год |
2009-2010 учебный год |
2010-2011 учебный год | |||
Коли-чество учреж-дений (в ед.) |
Численность обучающихся (воспитан-иков) |
Коли-чество учреж-дений (в ед.) |
Численность обучающихся (воспитан-ников) |
Коли-чество учреж-дений (в ед.) |
Численность обучающихся (воспитан-ников) | |
учреждения для детей с ограничен-ными физическими возмож-ностями |
52 |
5653 |
51 |
5796 |
51 |
6083 |
санаторные школы-интернаты (до 2009-2010 уч.года учитывались в составе основных школ) |
- |
- |
3 |
302 |
3 |
300 |
учреждения для детей с девиантным поведением |
1 |
49 |
1 |
73 |
1 |
79 |
Детские дома |
11 |
475 |
12 |
585 |
12 |
540 |
Всего специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов
из них для детей с: |
53 |
5671 |
52 |
5151 |
51 |
5434 |
умственными отклонениями |
38 |
3859 |
37 |
3789 |
36 |
3986 |
нарушением зрения |
5 |
546 |
5 |
552 |
4 |
525 |
для глухих и слабослышащих |
5 |
443 |
5 |
415 |
5 |
423 |
послед-ствиями полиомиелита и ДЦП |
3 |
296 |
3 |
275 |
4 |
375 |
тяжелыми нарушениями речи |
1 |
132 |
2 |
120 |
2 |
125 |
Информация о работе Организация деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан