Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:34, контрольная работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью изучение современными экономистами норм бюджетного права, понимания механизма действий, вопросов полномочий, контроля и др.
Объектом настоящей работы выступает бюджетная система РФ. Предметом исследования являются этапы становления и развития бюджетной системы РФ.

Содержание

Введение ……………………………….…………………………………......2
1.Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы…...3
2. Становление бюджетной системы в XV – начале XX вв….………….…6
3. Возникновение советской бюджетной системы………………….……..9
4. Бюджетные отношения в России в 2000-х гг………………………..….13
5.Современная бюджетная система РФ………………………………..…..16
6. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 годы…....20
Заключение ……………………………………………………………...….24
Практическое задание…………………………………………………….….30
Список использованной литературы…………………………..……

Работа состоит из  1 файл

БЮДЖ СИС КОНТР МОЯ.docx

— 183.22 Кб (Скачать документ)
 

Введение  ……………………………….…………………………………......2

1.Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы…...3

2. Становление бюджетной системы в XV – начале XX вв….………….…6

3. Возникновение советской бюджетной системы………………….……..9

4. Бюджетные отношения в России в 2000-х гг………………………..….13

5.Современная бюджетная система РФ………………………………..…..16

6. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 годы…....20

 Заключение  ……………………………………………………………...….24

Практическое  задание…………………………………………………….….30

Список использованной литературы…………………………..……………51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

  Бюджетная  система страны является основной  финансовой базой деятельности  государственных органов власти  и органов местного самоуправления  в сфере экономического и социального развития.

     Исторический  опыт и практика формирования бюджетных  систем в различных странах, в  том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют  о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве.

     В организации бюджетных отношений  России за последнее десятилетие  произошли существенные изменения: выделены три уровня в составе  бюджетной системы РФ; сама она  строится на совершенно иных, чем в  советское время, принципах построения; проведена первая системная реформа  межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных  полномочий между органами власти разного  уровня; и т.д. Однако, осуществленных преобразований недостаточно для приведения бюджетной системы России в соответствие с принципами бюджетного федерализма. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между  бюджетами; состав и структура доходов  территориальных бюджетов и др.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена острой необходимостью изучение современными экономистами норм бюджетного права, понимания  механизма действий, вопросов полномочий, контроля и др.

     Объектом  настоящей работы выступает бюджетная  система РФ. Предметом исследования являются этапы становления и  развития бюджетной системы РФ. 

     Сущность  бюджета, бюджетного устройства и бюджетной  системы 

     Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в  бюджетную систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.

     Во  всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются  валовой внутренний продукт и  национальный доход. Произведенный  в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно  стадии распределения и перераспределения  и дальнейшем использовании национального  дохода играет бюджет. В процессе перераспределения  национального дохода страны часть  его в денежной форме поступает  в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

     Бюджет выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятием и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

     Основными финансовыми методами перераспределения  национального дохода являются: образование  и использование денежных накоплений (прибыли, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды); организация налогов; финансирование отраслей народного хозяйства; формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных  фондов.

     Во  всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета  государственные и территориальные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

     В то же время бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Государство использует бюджет в качестве одного и основных инструментов обеспечения непосредственно  своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической  и социальной политики.

     Бюджет  выполняет следующие задачи: перераспределение  национального дохода; государственное  регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение  социальной сферы и осуществление  социальной политики государства; контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

     Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях  с государственными, акционерными и  иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

     Бюджет  является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

     Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства. Взаимосвязь  между ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством.

     Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной  системы страны, взаимоотношения  между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств и др. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. В федеративных государствах бюджетная система трехзвенная и состоит из государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов. В конфедеративных (союзных) государствах бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Становление бюджетной системы в XV – начале XX вв.

     Годом рождения бюджетной системы России можно признать 1327 год, когда Иван Калита, великий князь московский впервыел ввел право собирать дань с русских княжеств.

     Первым  источником поступлений в княжескую  казну на Руси была дань, которую  собирал князь с подвластных  земель. Дань имела натуральную форму  и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия.

     В XV в. с образованием Русского централизованного  государства посошная подать стала собираться в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.

     В XV в. в России начинает складываться двухзвенная бюджетная система  унитарного государства, состоящая  из великокняжеской казны (бюджета  государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались  за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов. Местных, для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы).

     В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил «Уставную земскую грамоту». В стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Вместо них на местах стали земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги.

     В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы – чети. Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство  и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти).

     Первый  в России бюджет – смета государственных  доходов и расходов – был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ.

     В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

     После проведения переписи населения в  1722 г. подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.

     Реформы 60-х годов XIX в. внесли некоторые изменения  в налоговую систему. В 1863 г. подушная подать с мещан заменяется налогом с недвижимого имущества. В 1865 г. вводится промысловый налог, т. е. сбор с документов на право заниматься торговлей и промыслами. В 1861 г. вместо винных откупов вводится акциз на производство спиртных напитков. В 1875 г. вместо подушной подати с крестьян введен поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Основную сумму (свыше 75%) этого налога вносили крестьяне. Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые в основном от акциза и винной монополии, введенной в 1894 г.

     Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел, Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения.

     В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления – земства. Представительным органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств.

     Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.

     Финансовыми средствами для выполнения возложенных  на земства функций были земские  бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских  повинностей (независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц) и сборов (более 60% доходов земских бюджетов).

     Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.

     Земские бюджеты включали обязательные и  необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались  для финансирования содержания органов  местного управления, тюрем, мировых  судей, дорожного хозяйства и  др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.

     В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся  за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и  сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи  в аренду мирских земель и др.

     Городские бюджеты формировались за счет доходов  от городских предприятий (бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных  участков, сборов с имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей и др.

     Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, в  России до революции действовала  двухзвенная бюджетная система  унитарного государства. 

Информация о работе Основные цели и задачи бюджетной политики на 2012-2014 годы