Особенности финансирования бюджетного учреждения на примере бюджетной организации ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание

Коммунальное хозяйство – это самостоятельные организации и предприятия, ремонтно-строительные учреждения, эксплуатационные учреждения, дирекции; транспортные организации, - т.е. организации, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию жилищно-коммунального фонда.
Особенности организации финансов коммунального хозяйства:
отношения между эксплуатирующим жилищно-коммунальные фонды и собственником складываются, как правило, в виде аренды или найма;
коммунальное хозяйство осуществляет свою деятельность на основе самоокупаемости;
нет возможности за счет собственных источников осуществлять новое строительство, поэтому оно осуществляется за счет бюджетов соответствующих территориальных единиц;

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1 Структура ЖКХ и тарифы на оказываемые услуги
1.2 Анализ преобразований жилищной системы
1.3 Бюджетное финансирование ЖКХ
1.4 Реформирование ЖКХ
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсач по ФБУ.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

     В настоящее время существует две  формы социальной поддержки населения  по оплате жилищно-коммунальных услуг - льготы и субсидии.

     Льготы - социальная поддержка населения  по оплате жилищно-коммунальных услуг - установлены по категориальному и профессиональному признакам. До начала 90-х годов число льготополучателей достигало 26,8 млн. человек, а к 2001 г. - до 48,0 млн. человек.

     Различие  в численности льготников по данным Минтруда и Госстроя РФ обусловлено тем, что ряд граждан имеет несколько оснований на получение льгот ("Герой" и "ветеран", "член семьи" и "инвалид", и т. д.), в среднем на каждого льготника приходится по 2,1 льготы. Право получения льготы согласно закону реализуется по одному основанию. В 2002 г. льготы по оплате ЖКУ предоставлены на сумму около 40,0 млрд. руб.

     Субсидии - адресная система социальной поддержки  населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемая по имущественному признаку. Начала вводиться в 1994 г. и работает во всех регионах. В 2002 г. субсидии были предоставлены 10% российских семей на сумму 13,8 млрд. руб. На местах две формы социальной защиты населения накладываются друг на друга. Приоритетной формой социальной защиты населения является льгота. Льготополучатели неравномерно распределяются по доходным группам. Основная часть их приходится на население с доходами от 500 до 2000 руб. Это пенсионеры и ветераны.

     При наличии существующей системы льгот  по оплате жилья и коммунальных услуг 15-20% населения никогда не обращается за субсидиями. Расчетная часть населения, которая могла бы обратиться за субсидиями, не будь льгот, может достигать 42,6%.

     Таким образом, наличие двух форм социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг приводит к уменьшению оплаты ЖКУ населением на сумму около 55 млрд. руб. в год. Эти средства должны компенсироваться предприятиям ЖКХ из бюджета. В 2002 г. компенсация составила около 60% от потребности.

     Система финансирования работ (услуг) в ЖКХ  Предприятия ЖКХ предоставляют услуги (ремонтно-эксплуатационные, водо-, тепло-, электро-, газоснабжение и вывоз твердых бытовых отходов) следующим группам потребителей:

     - населению (50%);

     - бюджетно-зависимым потребителям (30%);

     - промышленным и другим потребителям (20%).

     Для каждой категории установлена своя цена: для населения - ниже себестоимости; для бюджетно-зависимых потребителей - по себестоимости; для промышленных потребителей - в несколько раз  выше себестоимости.

     1. Для населения разница между  установленным тарифом и себестоимостью должна дотироваться из бюджета. Кроме того, граждане, пользуются льготами и субсидиями по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые тоже должны покрываться производителю услуг из бюджета. На практике бюджетная составляющая покрывает 60-70% потребности в бюджетном финансировании, по данным статистической отчетности за 2002 г.

     2. По бюджетно-зависимым потребителям  оплата из бюджета за предоставленные  услуги финансируется на 60-70% от  потребности. 

     3. Промышленные предприятия также  имеют задолженность за потребляемые услуги.

     Затраты по экономически обоснованному тарифу оплачиваются по коммунальным предприятиям (за коммунальные услуги) на 81%, а по ремонтно-эксплуатационным предприятиям (в жилищной сфере) - на 90%. Причем речь идет только об оплате операционных (текущих) расходов предприятий ЖКХ.

     Поэтому сложившееся на сегодня положение  дел в ЖКХ обусловлено:

     - неэффективностью принятых в  свое время архитектурно-планировочных,  проектных, строительных и технических  решений в жилищной сфере;

     - огромными социальными обязательствами  государства перед населением  по оплате жилищно-коммунальных  услуг (48 млн. человек, пользующихся  льготами);

     - недофинансированием эксплуатационных  расходов и средств на модернизацию  объектов ЖКХ как в период  централизованной системы управления отраслью, так и в настоящее время из-за низкой платежеспособности населения и недостаточной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

     - сложившейся неэффективной системой  управления (тенденциями, имуществом  и финансами) в этом секторе экономики, которая не позволяет вывести ЖКХ из кризисного состояния.

     Сегодня мы имеем, а точнее, не имеем системы  управления и необходимых источников финансирования предприятий ЖКХ - основы для устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения городов и поселений.

     В то же время остро стоит вопрос о необходимости модернизации (реконструкции) большей части объектов жилья  и коммунальной инфраструктуры городов - примерно на сумму 4,5-5,0 трлн. руб. Таких  средств в ближайшей перспективе нет и не будет ни в бюджете, ни у населения. Изменить исторически сложившуюся ситуацию в этом секторе экономики без участия государства (законодательного, нормативно-технического и финансового) просто невозможно!

     Основными препятствиями для реализации намеченных мер по реформированию ЖКХ сегодня является то, что:

     - проблема реформирования ЖКХ  больше политическая, чем экономическая; 

     - документы по реформе ЖКХ для  органов исполнительной власти  субъектов РФ и органов местного  самоуправления носят не обязательный, а рекомендательный характер;

     - на отрасли, традиционно финансируемой  по остаточному принципу, отрицательно  сказывается неурегулированность  межбюджетных отношений; 

     - на муниципальном и субфедеральном  уровне отсутствует (за редким  исключением) понимание необходимости жесткого регулирования деятельности локальных монополий и создания эффективного управления городским хозяйством в целом. Как следствие, процветает произвол предприятий ЖКХ в части неэффективного использования средств, ценообразования, качества предоставления услуг и др.;

     - сохраняется психология иждивенчества  граждан как в организации  самоуправления в жилищной сфере,  так и в нежелании платить  вовремя, обращаться за субсидиями  и др.

     На  федеральном уровне законодательно трижды переносились сроки завершения намеченных преобразований: сначала был 1998 г., потом 2003 г., затем 2008 г. В результате законодатели на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления блокируют решения исполнительной ветви власти по реформированию отрасли, уповая на то, что, авось, с рук сойдет. Результат же ожидается губительный для большинства территорий России и ее граждан, если не будут приняты консолидированные политические решения и проблема не перейдет в разряд экономических. Для решения проблем обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания необходимо сформировать систему управления жилищно-коммунальным хозяйством, предусматривая разграничение полномочий и ответственности между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти со сроками реализации антикризисных мер, подкрепленных финансовыми ресурсами.

Информация о работе Особенности финансирования бюджетного учреждения на примере бюджетной организации ЖКХ