Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 10:26, реферат
Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.
С целью упорядочения процесса управления федеральными целевыми программами Правительством Российской Федерации одобрены и приняты к реализации приоритеты и критерии формирования федеральных целевых программ (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000г. № 31). Это позволило придать всей совокупности программ большую целевую направленность, обеспечить жесткие условия их формирования.
Правительство Российской Федерации (протокол заседания от 26 июня 2003г. № 23) одобрило приоритетные направления государственного инвестирования и принципы формирования и реализации федеральных целевых программ на 2004 год и на период до 2006 года.
Согласно одобренным
Правительством Российской Федерации
приоритетам и критериям отбора
программ, предлагаемых к финансированию
из федерального бюджета, реализация утвержденных
в установленном порядке
Ограничение количества федеральных целевых программ и их проектов позволило приблизить потребности в финансировании программ к реальным возможностям федерального бюджета, на деле начать осуществлять принцип полного финансирования программ в установленные сроки.
В результате проделанной за этот период работы оптимизирована структура федеральных целевых программ и подпрограмм, исключены программы, не отвечающие приоритетам, одобренным Правительством Российской Федерации, что позволило сконцентрировать выделяемые средства на решение приоритетных задач.
В проекте федерального
закона “О федеральном бюджете на
2004 год” предусмотрены к финансированию
из федерального бюджета 52 утвержденные
в установленном порядке
При этом обеспечен троекратный рост объемов финансирования федеральных целевых программ из федерального бюджета в абсолютном выражении (в 2000 году — 60,7 млрд. рублей, в 2004 году (проект) - 179 млрд. рублей). В том числе почти в 3,7 раза возросли объемы государственных капитальных вложений (в 2000 году - 9,47 млрд. рублей, в 2004 году - 37,2 млрд. рублей), направляемых на реализацию инвестиционных проектов этих программ.
С целью усиления
ответственности и контроля за реализацией
программных мероприятий
С 2002 года федеральным целевым программам присвоены коды Бюджетной классификации (целевые статьи расходов). Это решение позволило обеспечить открытость и прозрачность процедур выделения средств федерального бюджета конкретным бюджетополучателям на реализацию программных мероприятий и возможность осуществления адресного контроля за выделяемыми средствами.
В целях оптимизации
структуры управления федеральными
целевыми программами введена
Также указанным выше постановлением определен порядок и механизм финансирования дирекций федеральных целевых программ, что позволило регламентировать и упорядочить текущее управление реализацией программ посредством дирекций, создаваемых в установленном порядке государственным заказчиком в форме государственного учреждения.
Уточнены функции государственного заказчика-координатора в части его ответственности за подготовку и реализацию федеральных целевых программ, их финансирование, координацию деятельности государственных заказчиков, представление отчетности о ходе реализации программ (постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 263 и от 20 марта 2003 г. № 165).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2003 года № 165 внесены изменения в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, предоставляющие право Минэкономразвития России, Минфину России и Минпромнауки России вносить в Правительство Российской Федерации предложения о корректировке целей программы и сроков их реализации, о целесообразности дальнейшей реализации программы, а также о сокращении доли финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета, если государственный заказчик не принял мер по обеспечению полного и своевременного финансирования мероприятий программы в соответствии с показателями, установленными Правительством Российской Федерации при утверждении программы за счет средств внебюджетных источников и бюджетов субъектов Российской Федерации. Основой для подготовки таких предложений должны стать ежегодные отчеты о ходе реализации федеральных целевых программ и экспертные проверки хода их реализации.
В соответствии
с поручением Правительства Российской
Федерации Минэкономразвития
Экспертные проверки,
являющиеся важным инструментом текущего
контроля за ходом выполнения федеральных
целевых программ, сроками их реализации,
целевым и эффективным
Федеральная адресная инвестиционная программа - основные результаты
В соответствии с действующим законодательством инвестиционные проекты федеральных целевых программ являются составной частью Федеральной адресной инвестиционной программы.
По мере реформирования порядка разработки и реализации федеральных целевых программ менялись и подходы к формированию Федеральной адресной инвестиционной программы.
Так, на протяжении целого ряда лет до 2000 года весьма ограниченные капитальные вложения направлялись в основном для поддержания “на плаву” отдельных долгостроев и наиболее важных федеральных целевых программ и проектов (Северо-Муйский тоннель, Ледокол “50 лет Победы”, Бурейская ГЭС, Большой театр, ликвидация последствий Чернобыльской катастрофы, обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных в запас и другие проекты).
С целью совершенствования методики формирования инвестиционной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 утверждено Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета.
Указанным Положением установлено, что Минэкономразвития России на основе предложений, представляемых государственными заказчиками,, принимает решение о включении строек в “Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд” (далее именуется - Перечень), который формируется Министерством ежегодно для каждого государственного заказчика раздельно и представляется в Правительство Российской Федерации на утверждение.
При этом объемы средств, предусматриваемые для финансирования строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы, соответствуют приложениям к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год, отражающим распределение ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов ведомственной и функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также по федеральным целевым программам.
Таким образом, установлена четкая система формирования и финансирования Перечня строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы, определена ответственность за реализацию этой программы федеральных органов государственной власти - главных распорядителей средств федерального бюджета, а также Минэкономразвития России - как главного разработчика и координатора процесса формирования Перечня.
Исходя из указанного порядка, в 2002 году впервые Правительство Российской Федерации по представлению Минэкономразвития России утвердило Перечень, который стал основой для финансирования строек и объектов.
Наметились позитивные изменения в порядке реализации Федеральной адресной инвестиционной программы, обеспечивающие ее большую нацеленность на эффективное использование государственных средств:
С целью усиления внутренней координации капитальных расходов на федеральном уровне и исключения возможности финансирования из разных разделов бюджета одних и тех же объектов, то есть получения “двойного финансирования”, проектом федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” предусматривается, что финансирование одной стройки или объекта за счет нескольких разделов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации не допускается, более того, не допускается направление средств Фонда регионального развития па финансирование строек и объектов федеральной собственности, акционерных обществ, а также объектов, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2004 год.
В настоящее
время Минэкономразвития
функции главного
распорядителя средств
Государственными заказчиками по стройкам и объектам Федеральной адресной инвестиционной программы являются:
Заказчиками-застройщиками по стройкам и объектам Федеральной адресной инвестиционной программы являются: