Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:19, реферат
Цель этой работы – освещение вопросов, связанных с расходами бюджетов на социальные цели.
При выполнении данной работы я поставила себе цель рассмотреть следующие вопросы: общие понятия, экономическое содержание, структуру расходов бюджетов на социальные цели, а также их изменения за последние годы и основные проблемы, связанные с финансированием социальной сферы.
В-третьих, масштабная политика перераспределения порождает сильные иждивенческие настроения: слаборазвитые регионы нередко опережают по душевым показателям бюджетных расходов регионы средней группы, т.е. слабым быть выгодно.
Помимо вышеперечисленных, есть и более фундаментальная проблема. Российским властям, как и властям любой страны, приходится учитывать противоречие "равенство-эффективность" в его пространственной форме. Суть его хорошо известна: опережающее развитие наиболее сильных регионов и городов способствует росту эффективности всей экономики страны, но увеличивает территориальные диспропорции, а значительное выравнивание путем перераспределения ресурсов от сильных к слабым замедляет рост и снижает эффективность экономики. Поиск оптимальных пропорций выравнивания – сложная задача, они меняются в зависимости от конкретных условий развития. Продиктовать правильный ответ сверху, из Кремля или Минфина, невозможно, его нужно искать только во взаимодействии с регионами, чтобы обеспечить четкое разделение полномочий и финансовых ресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти.
Функционирование бюджетных учреждений в современных кризисных условиях происходит путем неполного и нестабильного финансирования.
Бюджетное финансирование учреждений социально-культурной сферы осуществляется исходя из имеющихся финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, без учета норм и нормативов, установленных законами и другими нормативными актами.
Для изменения ситуации в положительную сторону необходимо на государственном уровне переоценить роль вложений в социально-культурную сферу, рассматривая их как выгодные вложения. Во всех случаях при формировании и использовании бюджетных ресурсов социально-культурной сферы необходима увязка с фактором увеличения производительной силы человека и процессом воспроизводства. Сейчас такой увязки нет.
Для исправления ситуации следует разработать и использовать систему стандартов, финансовых нормативов, регуляторов, учитывающих взаимосвязь «человеческого фактора» и производительности труда. Наибольший объем услуг социально-культурного характера оказывают бюджетные учреждения. Поэтому проблемы формирования и использования финансового механизма бюджетных учреждений, работающих в новых, рыночных условиях, как никогда актуальны.
Развитие в России рыночных отношений изменило порядок финансирования бюджетных учреждений в экономике. Теперь они могут оказывать услуги не только на бесплатной, но и на платной основе и оставаться бюджетными учреждениями при условии направлении дополнительно полученных доходов только на расходные статьи, предусмотренные сметой, за исключением расходов на заработную плату.
Финансовая деятельность государства в отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое бюджетное учреждение, получив от главного распорядителя бюджетных ассигнований причитающуюся ему сумму, действует самостоятельно.
Самостоятельность бюджетных учреждений проявляется и в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап экономического развития страны характеризуется централизацией государственных финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета Федерального казначейства. С 1 января 2000 года все средства бюджетных учреждений, в том числе и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства. Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права «свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно заработанные бюджетными учреждениями их собственными средствами, которыми они могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.
Централизация государственных финансовых ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация внебюджетных источников лишает бюджетные учреждения инициативы в развитии и предоставлении населению необходимых объемов социальных услуг и заинтересованности в повышении качества обслуживания.
3.2 Необходимость финансирования социальной сферы
Конституция РФ закрепила за Россией статус социального государства. От провозглашения до реального практического перехода к социальному государству необходима долгосрочная социальная политика государства, ориентированная на осуществление прав общества и человека на развитие.
К началу 90-х годов 20 века Россия обладала довольно развитой сетью объектов социально-культурного назначения, финансируемых государством.
Однако общий уровень их материально-технической базы, оснащенность современным оборудованием были очень низкими в сравнении со странами с развитой рыночной экономикой. Причина в недостаточности финансовых вложений в социально-культурную сферу.
Сегодняшнее состояние социально-культурной сферы страны характеризуется как кризисное. Статус национальной угрозы приобрели состояние здоровья населения, образовательный и интеллектуальный уровень российской науки, падение культурного уровня граждан.
Негативным моментом является снижение численности населения страны.
Вложения в отрасль «Образование» не пропадают бесцельно. Они дают эффективность как в производственной сфере, так и в непроизводственной сфере.
При определении эффективности вложений в отрасль «Образование» учитывается повышение производительности труда благодаря вовлечению в производство более квалифицированных рабочих и управленческих кадров. В производственной сфере повышается качество услуг благодаря вовлечению в отрасль обучаемых, образованных кадров.
С развитием образования повышается культурный уровень общества, коренной переворот в духовном развитии страны.
Эффективность вложения средств в здравоохранение в обществе определяется тем, что здравоохранение увеличивает фонд фактически отработанного времени в смежных отраслях экономики вследствие снижения заболеваемости и продления работоспособности человека.
Основным фактором роста социально-экономических результатов от здравоохранения являются строительство новых и расширение действующих учреждений здравоохранения и улучшение медицинского обслуживания.
С помощью расходов на здравоохранение и образование обеспечиваются государственные социальные гарантии населению.
Понятно, что без значительного увеличения объемов финансирования в социально-культурную сферу невозможно решение фундаментальных проблем образования, здравоохранения, культуры и искусства. А без этого невозможно и решение фундаментальных проблем экономического развития России.
Переход бюджетных учреждений в рынок сделал возможным задействовать новые финансовые инструменты и методы, которые ранее не использовались. Изменился и механизм действия ранее используемых инструментов.
Такими новыми инструментами финансового механизма являются государственные минимальные социальные стандарты, лизинг, кредитование, налогообложение и пр. Зарождающиеся рыночные отношения в бюджетной сфере позволяют также использовать финансовый маркетинг, факторинг, франчайзинг и др. Особенно перспективным видится использование лизинговых отношений, которые пока в социально-культурной сфере отсутствуют.
Таким образом, бюджетные учреждения, функционируя в условиях рынка, имеют множество проблем. Однако теоретического осмысления требует вопрос о возможности использования рыночных финансовых методов и инструментов в этой сфере, которые взаимодействуя между собой могут дать возможность эффективно функционировать финансовому механизму бюджетных учреждений, способствовать их интеграции в современный рынок.
Заключение
В последние годы государство уменьшило свою роль в управлении отраслями, усилило значение самоуправления предприятиями, акционерными обществами. Несмотря на уменьшения роли государства во многих сферах рыночной экономики, оно объективно вынуждено расходовать значительные средства на социальную сферу, науку и культуру.
В результате перераспределяемая часть средств через государственный бюджет доля ВВП увеличивается быстрее на обеспечение социальной сферы, науки и культуры, чем на отрасли производства. Так происходит не только в России, но и во многих зарубежных странах с развитой экономикой.
Быстрое развитие науки, культуры, образования, медицинского обслуживания, искусства (в российской статистике их объединяют под названием «социально-культурная сфера») вызвано самим характером современного общества, которое нуждается в удовлетворении социально-культурных потребностей. Потребность в быстром росте научных исследований, образования, культуры и искусства, жилищного обеспечения не может быть обеспечена только рынком. Государство должно повышать роль в поддержке социально-культурных мероприятий выделением средств из государственного бюджета, сбалансированностью государственного бюджета.
В данной работе я рассмотрела расходы бюджетной системы России на социальные цели, остановилась на некоторых проблемах, связанных с этим вопросом и доказала необходимость серьезнее относиться к этой отрасли экономики.
Хочется еще раз отметить необходимость приоритетного финансирования социальной сферы. От этого зависит будущее нашего государства, качество жизни, уровень рождаемости и смертности, квалификация и количество трудовых ресурсов.
Провозгласить государство социальным – и сделать его таковым – две совершенно различные вещи. Однако необходимо стремиться к подтверждению этого определения нашего государства, зафиксированного в Конституции РФ.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ.
3. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ.
4. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год».
5. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. №194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».
6. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений».
7. Федеральный закон РФ от 9 октября 2009 г. №1499-12 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
8. Закон РФ от 28 июня 1991 г. №3612-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
9. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник, 2-е изд., издатель – М.: Издательско-торговая копорация «Дашков и Ко» 2007
10. Вахрин П.И., Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 3 изд., испр. И доп. – М.: Издательско-торговая копорация «Дашков и Ко», 2005.
11. Вахрин П.И., Нешитой А. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: Издательско-торговая копорация «Дашков и Ко», 2004.
12. Вахрин П.И., Нешитой А. С. Финансы: Учебник. – М.: Маркетинг, 2004.
13. Владимирова М.П., Козлов А.И. Деньги, кредит, банки - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006.
14. Годин А. М., Максимова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.
15. Дадашев А. З., Черник А. Г. Финансовая система Российской Федерации: Учеб. Пособие. – М.:Инфра-М, 2005
16. Ковалёва Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учебное пособие / Т.М. Ковалёва, С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2005.
17. Колпакова Г. М. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Финансы и статистика, 2006.
18. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций – М.: ИНФРА-М, 2004.
19. Орлова М.Е. Администраторы доходов бюджетов, их место в бюджетном контроле. Материалы 1-й Международной научной конференции 28-29 января 2008г.: Сборник докладов – Под ред. В.Е.Леонтьева. Н.П.Радковской СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
20. Бюджетная система России: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,2004
21. Бюджетная система РФ: Учебник/Под ред. Романовского М.В., Врублевской О. В. – М.: Юрайт, 2003.
22. Курс экономической теории: Для системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих/ под общ ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной, А.Ю.Юданова.-2-е изд.,перераб. и доп. -М.:Финансы и статистика, 2008.
23. Основы экономической теории: Учебник/Под ред. Иванова С. И. – 9 изд., с изм. – М.: Вита-Пресс, 2006
24. Финансы: Учебник/Под ред. проф. С.И.Лушина, проф. В.А.Слепова – М.: Изд-во Российской экономической академии, 2003.
25. Финансово-кредитный энциклопедический словарь/Колл. авторов; Под общ. Ред. засл. деятеля науки РФ, д. э. н. проф. А. Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002.
26. Афанасьев А.М. «О бюджете на здравоохранение» - Фармацевтический вестник, - №31(270), 22 октября 2002 г.
27. Бюджет и бюджетная политика - Издательский дом "БЮДЖЕТ" - № 11 ноябрь 2009