Расходы бюджетов на социальные цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:19, реферат

Описание

Цель этой работы – освещение вопросов, связанных с расходами бюджетов на социальные цели.
При выполнении данной работы я поставила себе цель рассмотреть следующие вопросы: общие понятия, экономическое содержание, структуру расходов бюджетов на социальные цели, а также их изменения за последние годы и основные проблемы, связанные с финансированием социальной сферы.

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

   Главная  задача  средних  специальных  учебных  заведений  —   подготовка квалифицированных  специалистов  со  средним  специальным  и  общим  средним образованием,  имеющих  необходимые  теоретические  знания  и   практические навыки   по   специальности,   для   различных    отраслей    экономики    и непроизводственной сферы страны.

    Основные показатели при расчете затрат на средние специальные заведения: среднегодовое число учащихся; количество групп, определяемое раздельно по дневному,  вечернему  и заочному обучению.

   Расходы на текущее содержание средних учебных заведений включают  затраты на  заработную   плату   с   начислениями,   выплату   стипендий,   учебные, хозяйственные и прочие расходы.

   Расходы  на  выплату  стипендий  и  производственную  практику   учащихся планируются так же, как и по  высшим  учебным  заведениям.  Учебные  расходы планируются  по  нормам,  которые  дифференцируются  по  формам  обучения  и  профилю  подготовки  специалистов.  Хозяйственные  и  канцелярские   расходы исчисляются методом прямого счета, а при сводном планировании  —  по  нормам затрат на одного учащегося.

 

Расходы на культуру, искусство, а также СМИ

   В Конституции  РФ  провозглашено,  что  «Российская  Федерация  - социальное государство, политика которого направлена  на  создание  условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[15],  в  том  числе его образовательного и культурного уровня.

   «Отрасль   хозяйства   «культура»,   представляет    собой    совокупность предприятий, учреждений и  организаций,  решающих  специфические  задачи  по развитию  и  самореализации  личности,  гуманизации  общества  и  сохранению самобытности народов»[16].

«Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура включает в себя результаты познания произведений искусства, нормы морали и права. Функции культуры в современных условиях состоят в обогащении человека духовными и научными ценностями».[17]

Правовая база сохранения и развития отечественной культуры - Закон РФ  «Основы  законодательства  Российской  Федерации  о культуре» от 09.10.92 г №3612-1.

С культурой тесно связано искусство и кинематография.

Искусство – художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, а также живопись.

«Кинематография – отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителям, один из массовых видов искусства, важное средство политической и научной пропаганды»[18].

«Средства массовой информации (СМИ) – систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы»[19].

Учреждения культуры и искусства не могут быть обеспечены только рынком, они поддерживаются обществом.

В Основах законодательства России о культуре указано,  что  на  культуру ежегодно  должно  направляться  не  менее  2%  федерального  бюджета  и   6% территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного  уточнения объемов  финансирования  для  возмещения   дополнительных   затрат   из-за инфляционных  процессов.    В   реальной   практике   ни   федеральные,   ни региональные власти этого требования не выполняют.

Принцип  финансирования  расходов  на  культуру  -  сочетание  бюджетного финансирования  с   элементами   коммерческой   деятельности,   что   вполне соответствует структуре современного рыночного  механизма.  Например,  музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала  для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных  экспонатов  на  аукционах. Театры, дворцы культуры  активно  предоставляют  платные  услуги,  используя полученные ресурсы на  удовлетворение  духовных,  эстетических  потребностей населения. Этим реализуются принципы  доступности  всех  слоев  населения  к культурным ценностям и благам.

   Проблемы  современного  состояния  российской  экономики,  приводящие   к дефицитности  бюджетов  и  инфляционным  процессам,  оказывают  влияние   на финансирование учреждений культуры.

   «Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим  статьям посредством постатейного принципа  выделения  бюджетных  средств  на  основе сметного расчета. По каждой  статье  применяется  отдельная  методика.  Так, например,   особенности  финансирования  музеев   зависят   от   численности хранителей  музейного  фонда,  структуры  музея,   состава   предметов,   их ценности,  состояния,  степени  доступности  экспонатов,  необходимости   их приобретения, наличия охранной сигнализации»[20].

   Из федерального бюджета финансируются учреждения и  организации  культуры по перечню, определенному Правительством РФ.  В  него  включены  библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную  значимость  для России, например,  Государственный  Эрмитаж,  Всероссийская  государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

   В каждом субъекте РФ имеются организации культуры,  имеющие  региональное значение. Источником финансирования их деятельности  выступают  региональные бюджеты.

   Из   муниципальных   бюджетов   финансируется   самая    массовая    сеть государственных учреждений культуры.

Бюджетные расходы РФ на культуру, искусство и кинематографию показаны в таблице 2.

Во вложения в СМИ на 2003 г. Включена поддержка телевидения и радиовещания в сумме 9,0 млрд руб., периодической печати и издательств – 0,5 млрд руб.

Расходы на здравоохранение и физическую культуру

  «Здравоохранение – система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека»[21].

Конституция РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». [22]

   С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством в нашей стране происходит внедрение механизма медицинского страхования.

   «Медицинское  страхование  является  формой  социальной  защиты  интересов населения  в  охране  здоровья  и  представляет  собой  совокупность   видов страхования,  предусматривающих  обязанности  страховщика  по  осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной  компенсации  дополнительных расходов застрахованного  за  медицинские  услуги,  включенные  в  программу медицинского  страхования  (гарантированный  перечень   медицинских   услуг, предоставленных всем категориям населения и финансируемых  за  счет  средств ОМС)»[23].

   Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового  случая  (заболевания)  получение  медицинской  помощи  за   счет накопленных средств и  финансировать профилактические мероприятия.

   Закон РФ « О медицинском страховании граждан в Российской  Федерации»  от 28.06.91   №1499-1,   предусматривает   введение   в   России   медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной.

   Обязательное  является  составной  частью  государственного   социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в  получении медицинской и лекарственной помощи, предоставленной за счет  средств  ОМС  в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

   Добровольное — расширяет перечень обязательных  программ  дополнительными медицинскими услугам, действуя на коммерческих началах.

        В  дополнение  к  обязательной  (государственной)  системе   медицинского страхования  действует  дополнительная  система  добровольного  медицинского страхования, организованная, как правило, на «смешанной», акционерной  форме собственности. Функционирует  она  на  коммерческих  принципах,  на  которых построены страховые тарифы.

   В соответствии с утвержденной  номенклатурой  учреждения  здравоохранения подразделяются на: лечебно-профилактические   учреждения   (больницы,    диспансеры,  поликлиники, санатории и т.д.), учреждения профилактической медицины, аптечные учреждения.

   Затраты на содержание лечебно-профилактических учреждений занимают наибольшую долю в расходах на здравоохранение.

   Медицинская  помощь  населению  может  осуществляться  в  стационарной  и амбулаторно-поликлинической формах. В основе расчета  расходов  на  содержание  стационара  лежит  показатель среднегодового количества коек. В  амбулаторно-поликлинических  учреждениях   основные   показатели   при планировании расходов: среднегодовое  число  врачебных  должностей  и  число врачебных посещений.

   «Основные статьи расходов медицинских учреждений:

1.       Заработная плата - составляет 60% затрат на  содержание  медицинского учреждения. В настоящее время она устанавливается  в  соответствии  с  Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы.

2.       Административно-хозяйственные  расходы  включают  широкий   перечень  затрат по обслуживанию лечебного процесса.

3.       В стационарах большое внимание уделяется расходам на питание больных,       определяемым  умножением  норм  затрат  на   количество   койко-дней, планируемых в каждом отделении.

4.       В  таком  же  порядке  осуществляется   планирование   расходов   на приобретение медикаментов и перевязочных средств. С целью контроля за стоимостью  медицинских  услуг  в  расчет  цен  принимаются  наиболее  дешевые медикаменты.

5.       Расходы  на  приобретение  медицинского  оборудования  и  расходы  на приобретение мягкого  инвентаря  планируются  в  пределах  выделенных ассигнований и по дифференцированным нормам в зависимости от  профиля  отделений.

6.       Затраты  на  капитальный  ремонт   зданий   медицинских   учреждений определяются  на  основе  финансово-сметных   расчетов   в   пределах  выделяемых бюджетных ассигнований».[24]

   К  бюджетным  ассигнованиям  медицинские  учреждения  вправе   привлекать средства, полученные в ходе оказания платных медицинских услуг, в том  числе по договорам добровольного медицинского страхования.

  Расходы на здравоохранение ежегодно  предусматриваются  в  бюджетах  всех трех уровней, но основную нагрузку по финансированию массовой сети  лечебно- профилактических   учреждений   и   проведению   мероприятий    в    области здравоохранения  несут  субъекты  РФ.   Местным   и   региональным   властям приходится  сталкиваться  с  огромным  количеством  проблем   и  решать  их.

   Формирование  расходов  бюджета  на  здравоохранение   каждым   субъектом Федерации осуществляется самостоятельно.

. Расходы бюджета РФ на здравоохранение и физическую культуру представлены в табл. 2.

 

 

Расходы на социальную политику

  «Социальная политика – сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства»[25].

В Конституции РФ провозглашено: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».[26]

Социальная  политика  направлена  на  выполнение  конкретных  социальных функций  государства.  Расходы  государства   на   ее   обеспечение   могут осуществляться за счет: средств федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов РФ, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.

Правовой основой социальной политики является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации гласит:

«1. К бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.

2. Социальное обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств.

Бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения».[27]

Информация о работе Расходы бюджетов на социальные цели