Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:19, реферат
Цель этой работы – освещение вопросов, связанных с расходами бюджетов на социальные цели.
При выполнении данной работы я поставила себе цель рассмотреть следующие вопросы: общие понятия, экономическое содержание, структуру расходов бюджетов на социальные цели, а также их изменения за последние годы и основные проблемы, связанные с финансированием социальной сферы.
Деятельность учреждений образования не может быть обеспечена только рынком, потребности общества в образовании, их удовлетворение должны быть осуществлены поддержкой государства путем бюджетного финансирования, т. е. практически за счет налогоплательщиков, внесших часть своих доходов в бюджет.
Основные принципы государственной политики в области образования сформулированы в Законе РФ «Об образовании» (в нов. Ред. Федерального закона) от 13 января 1996 г. №12-ФЗ и в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
«В расходы на образование в 2002 г. Включены расходы на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, переподготовку и повышение квалификации, высшее профессиональное образование, прочие расходы в области образования».[12]
Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран.
Прежде всего, следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование».
Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.
Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.
Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.
Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.
Образовательное учреждение – то, которое осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово- хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем финансирования следующего года.
«Основные задачи в области финансирования учреждений образования: увеличить размеры бюджетных средств на финансирование образования, сделав его приоритетным; усовершенствовать структуру расходов внутри отрасли «Образование», увеличив долю расходов на школьное и высшее образование по опыту зарубежных промышленно-развитых стран».[13]
Изменения расходов бюджетов на образование за 2000-2003 г.г. представлены в табл.1.
Как видно из таблицы, доля валового внутреннего продукта, ассигнуемая на образование, составляет всего лишь 4 %, что значительно ниже многих зарубежных стран.
Рассмотрим некоторые целевые направления расходов на образование:
1) Расходы на общеобразовательные школы
Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование.
«Расходы на общеобразовательные школы включают затраты на текущее содержание, приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт, строительство новых зданий».[14]
Расходы на текущее содержание — это заработная плата педагогического, учебно-вспомогательного и административно-
Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей: числа учащихся и количества классов. Основной статьей расходов является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет около 45% всех расходов на текущее содержание школ.
Фонд заработной платы по школе включает: заработную плату учителей за уроки, оплату проверки тетрадей, заработную плату административно-обслуживающего
Фонд заработной платы учителей определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на один класс и средней ставки учителя в месяц. Ставки и оклады устанавливаются в соответствии с разрядами единой тарифной сетки и аттестацией педагогического персонала. При расчетах необходимо учесть дополнительные часы, которые увеличивают число педагогических ставок. В фонд заработной платы педагогического персонала включается дополнительная оплата за проверку письменных работ.
Фонд заработной платы административно-
В фонд заработной платы включаются также следующие доплаты: за классное руководство — до 20% оклада; за заведование кабинетом — 20% оклада; за руководство школьным кружком — 80%; за ведение внеклассной работы — до одной ставки; учителю химии за вредные условия до 12% оклада; выплаты ежемесячной денежной компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими печатными изданиями — 10% от оклада.
Следующей значительной статьей являются учебные расходы, которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных, канцелярских принадлежностей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обновление и использование библиотечных фондов учебников.
Планирование учебных расходов производится по установленным нормам на один класс по группам классов.
В сметах школ предусматриваются также расходы на приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зданий. Потребность школы в инвентаре и оборудовании на новый год определяется исходя из обеспеченности школы на начало года и необходимости его обновления в плановом периоде с учетом установленных норм на одну школу или на одно ученическое место.
Строительство новых школ осуществляется за счет средств, выделяемых в бюджетах соответствующих административно-
Расходы на хозяйственное обслуживание при составлении индивидуальных смет планируются по действующим материальным нормам. В эту группу включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нужды, а по школам, расположенным в сельской местности, — также ассигнования на бесплатное предоставление квартир работникам с отоплением и освещением. При сводном планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодового количества классов.
На основе расчетов по статьям расходов составляется смета расходов общеобразовательной школы, а на основе этих смет составляется сводная смета расходов на содержание общеобразовательных школ к проекту местного бюджета, бюджета субъекта федерации.
2) Расходы на школы-интернаты
В школы-интернаты принимаются дети, не имеющие необходимых условий для воспитания в семье или оставшиеся без родителей.
Основными показателями для расчетов расходов на школы-интернаты служат число воспитанников, количество классов и педагогических ставок.
Все затраты на содержание детей в школах-интернатах финансируются из бюджета. Родители в зависимости от их заработков вносят плату, поступающую в бюджет, из которого школа-интернат финансируется. Многие родители полностью освобождаются от платы за содержание их детей в школе-интернате.
При сводном планировании в отличие от общеобразовательных школ (где расходы исчисляются на один класс) затраты на школы-интернаты определяются по среднему расходу на одного воспитанника.
3) Расходы на детские дошкольные учреждения
Детские дошкольные учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими осуществляют органы образования. Наиболее распространены детские сады с 9-, 11-часовым пребыванием детей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым пребыванием в них детей.
Расходы на содержание детских садов зависят от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении, основной показатель при планировании — число детей в детских садах.
Научно-технический прогресс, задачи по повышению эффективности производства и вхождению страны в рыночные отношения требуют постоянного роста знаний и общей культуры кадров. Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения.
Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.
4) Финансирование расходов на высшие учебные заведения
В стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигнования направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специальностям, необходимым для развития экономики и непроизводственной сферы страны.
Обучение осуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.
Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей. Основным финансовым документом вуза служит смета, определяющая общий объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований.
В смете приводятся общие сведения об учебном вузе, учебно-материальной базе. При сводном планировании расходы исчисляются на основе расчетных норм на одного студента.
В расходах на вузы значительный удельный вес имеет заработная плата. В фонд заработной платы вузов включается заработная плата штатного профессорско-
Фонд заработной платы профессорско-
Количество должностей определяется по расчетным коэффициентам с учетом числа студентов и аспирантов на одного преподавателя. Эти коэффициенты установлены для дневных, вечерних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.
Ставки заработной платы профессорско-
Второе место по величине в расходах вузов занимают затраты на выплату стипендий, которые определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, и установленных размеров стипендий. Кроме того планируются затраты на производственную практику студентов, учебные расходы, расходы на научно-исследовательскую работу, на инвентарь и оборудование, капительный ремонт и т.д.
5) Расходы на средние специальные учебные заведения