Расходы бюджетов на социальные цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 23:19, реферат

Описание

Цель этой работы – освещение вопросов, связанных с расходами бюджетов на социальные цели.
При выполнении данной работы я поставила себе цель рассмотреть следующие вопросы: общие понятия, экономическое содержание, структуру расходов бюджетов на социальные цели, а также их изменения за последние годы и основные проблемы, связанные с финансированием социальной сферы.

Работа состоит из  1 файл

готовый реферат.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Деятельность учреждений образования не может быть обеспечена только рынком, потребности общества в образовании, их удовлетворение должны быть осуществлены поддержкой государства путем бюджетного финансирования, т. е. практически за счет налогоплательщиков, внесших часть своих доходов в бюджет.

Основные принципы государственной политики в области образования сформулированы в Законе РФ «Об образовании» (в нов. Ред. Федерального закона) от 13 января 1996 г. №12-ФЗ и в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

«В расходы на образование в 2002 г. Включены расходы на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, переподготовку и повышение квалификации, высшее профессиональное образование, прочие расходы в области образования».[12]

   Средства  бюджета  служат  основным  источником  финансового  обеспечения расходов  на  образование  во   многих   странах   мира,   включая   Россию. Необходимость бюджетного финансирования   сферы  образования  обусловлена  в первую очередь свойствами образовательных услуг  как  общественного  товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран.

   Прежде всего,  следует  отметить,  что  существующую  в  настоящее  время структуру  финансовых   потоков   на   содержание   учреждений   образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя  три направления  выделения  средств:  на  содержание   учреждений   федерального ведения;   на   реализацию   федеральных   образовательных   программ;    на образовательные субвенции  в  рамках  трансфертов  регионам,  нуждающимся  в финансовой  поддержке.  Региональный  и  муниципальный   уровни   аналогичны федеральному  и  предусматривают  ассигнования  на   содержание   учреждений местного ведения и реализацию собственных программ.  В  тех  случаях,  когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов  разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование».

   Финансирование   учреждений   образования   осуществляется   на    основе государственных и местных нормативов финансирования  в   расчете  на  одного обучающегося,  воспитанника  по  каждому  типу   и   виду   образовательного учреждения.

Федеральные  нормативы  финансирования   должны   утверждаться   ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном  бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.

   Региональные  и  местные  нормативы   финансирования   должны   учитывать специфику образовательного  учреждения  и  быть  достаточными  для  покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных  с  образовательным процессом  и  эксплуатацией  зданий,  сооружений  и  штатного   оборудования образовательного учреждения.

   Схема финансирования государственного  и  муниципального  образовательных учреждений  определяется   типовым   положением   о   соответствующем   виде образовательного учреждения.

   Образовательное учреждение –  то,  которое  осуществляет  образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и  (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

   Образовательное   учреждение   самостоятельно   осуществляет   финансово- хозяйственную деятельность. Оно имеет  самостоятельный  баланс  и  расчетный счет. Неиспользованные в текущем году  финансовые  средства  не  могут  быть изъяты у образовательного учреждения  или  зачтены  в  объем  финансирования следующего года.

«Основные задачи в области финансирования учреждений образования: увеличить размеры бюджетных средств на финансирование образования, сделав его приоритетным; усовершенствовать структуру расходов внутри отрасли «Образование», увеличив долю расходов на школьное и высшее образование по опыту зарубежных промышленно-развитых стран».[13]

Изменения расходов бюджетов на образование за 2000-2003 г.г. представлены в табл.1.

Как видно из таблицы, доля валового внутреннего продукта, ассигнуемая на образование, составляет всего лишь 4 %, что значительно ниже многих зарубежных стран.

Рассмотрим некоторые целевые направления расходов на образование:

1)      Расходы на общеобразовательные школы

   Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование.

    «Расходы на общеобразовательные школы включают затраты на текущее содержание, приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт, строительство новых зданий».[14]

   Расходы на текущее содержание —  это  заработная  плата  педагогического, учебно-вспомогательного    и    административно-обслуживающего    персонала, учебные, канцелярские и  хозяйственные  расходы,  расходы  на  командировки, служебные разъезды и др.

   Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя  из  двух  основных показателей: числа учащихся и количества классов. Основной статьей расходов является заработная плата,  которая  вместе  с начислениями составляет около 45% всех расходов на текущее содержание школ.

   Фонд заработной платы по школе включает: заработную плату учителей за уроки, оплату проверки тетрадей, заработную   плату   административно-обслуживающего   и    учебно-вспомогательного персонала, дополнительные виды оплаты учителей.

    Фонд заработной платы учителей  определяется  на  основе  среднегодового  количества педагогических ставок на один класс и средней ставки  учителя  в  месяц. Ставки и оклады устанавливаются в соответствии  с  разрядами  единой  тарифной  сетки    и   аттестацией   педагогического  персонала. При расчетах  необходимо  учесть  дополнительные  часы,  которые  увеличивают  число  педагогических  ставок.   В   фонд   заработной   платы  педагогического персонала  включается  дополнительная  оплата  за  проверку  письменных работ.

   Фонд   заработной   платы   административно-обслуживающего   и    учебно - вспомогательного  персонала  общеобразовательных   школ   определяется   по утвержденным  типовым  штатам  и  должностным  окладам   (директор   школы,  заместитель директора, библиотекарь, уборщица и т. д.).

В фонд заработной платы включаются также следующие доплаты: за классное руководство — до 20% оклада; за заведование кабинетом — 20% оклада; за руководство школьным кружком — 80%; за ведение внеклассной работы — до одной ставки; учителю химии за вредные условия до 12% оклада; выплаты   ежемесячной   денежной   компенсации   для    обеспечения        книгоиздательской продукцией и периодическими печатными  изданиями  —  10% от оклада.

   Следующей значительной статьей являются учебные расходы, которые включают приобретение  материалов  для  учебной  работы,  для  работы  в   кабинетах, письменных, канцелярских принадлежностей, мелкого физкультурного  инвентаря, проведение экскурсий в  учебных  целях  и  др.  Выделяются  ассигнования  на создание, обновление и использование библиотечных фондов учебников.

   Планирование учебных расходов производится  по  установленным  нормам  на один класс по группам классов.

   В  сметах  школ   предусматриваются   также   расходы   на   приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зданий. Потребность школы  в инвентаре и оборудовании на новый год определяется исходя из  обеспеченности школы на начало года и необходимости его обновления  в  плановом  периоде  с учетом установленных норм на одну школу или на одно ученическое место.

    Строительство новых школ осуществляется за счет  средств,  выделяемых  в бюджетах соответствующих административно-территориальных единиц.

Расходы на хозяйственное обслуживание при составлении индивидуальных смет планируются по действующим материальным  нормам.  В  эту  группу  включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие  хозяйственные нужды,  а  по  школам,  расположенным  в   сельской   местности,   —   также ассигнования на бесплатное предоставление квартир работникам с отоплением  и освещением.  При  сводном  планировании  хозяйственные  расходы  исчисляются исходя из среднегодового количества классов.

   На основе  расчетов  по  статьям  расходов  составляется  смета  расходов общеобразовательной школы, а на основе этих смет составляется сводная  смета расходов на содержание общеобразовательных школ к проекту местного  бюджета, бюджета субъекта федерации.

2)      Расходы на школы-интернаты

   В школы-интернаты принимаются дети, не имеющие  необходимых  условий  для воспитания в семье или оставшиеся без родителей.

   Основными показателями для расчетов расходов  на  школы-интернаты  служат число воспитанников, количество классов и педагогических ставок.

   Все затраты  на содержание детей  в  школах-интернатах  финансируются  из бюджета. Родители в зависимости от их заработков вносят  плату,  поступающую в  бюджет,  из   которого  школа-интернат   финансируется.  Многие  родители полностью освобождаются от платы за содержание их детей в школе-интернате.

    При сводном планировании в отличие  от  общеобразовательных   школ  (где расходы исчисляются на один класс) затраты на  школы-интернаты  определяются по среднему расходу на одного воспитанника.

3)      Расходы на детские дошкольные учреждения

   Детские  дошкольные   учреждения   организуются   органами   образования, предприятиями, хозяйственными организациями и  учреждениями.  Независимо  от того,  в  чьем  ведении  они   находятся,   методическое   руководство   ими осуществляют органы образования. Наиболее распространены детские сады с  9-, 11-часовым пребыванием детей, но  есть  детские  сады  с  12-  и  24-часовым пребыванием в них детей.

   Расходы на содержание  детских  садов  зависят  от  среднегодового  числа детей,  количества  групп  и  часов  пребывания  одного  ребенка  в  детском учреждении, основной показатель при  планировании — число  детей  в  детских садах.

Научно-технический   прогресс,   задачи   по   повышению    эффективности производства и вхождению страны в рыночные  отношения  требуют  постоянного роста знаний и общей культуры кадров. Подготовку  кадров   осуществляют   профессионально-технические   лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения.

   Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.

4)      Финансирование расходов на высшие учебные заведения

   В стране сформировалась  система  государственного  и  негосударственного высшего  образования.  Бюджетные  ассигнования   направляются   в   основном государственным   учебным   заведениям.   Они   готовят   кадры   по    всем специальностям, необходимым  для  развития  экономики  и  непроизводственной сферы страны.

   Обучение осуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.

   Расходы на  вузы  определяются  отдельно  по  каждому  из  них  с  учетом специфических условий их функционирования  исходя  из  среднегодового  числа студентов,  норм  их  материального  обеспечения,  ставок  заработной  платы преподавателей и других показателей.    Основным финансовым документом  вуза  служит  смета,  определяющая  общий объем,  целевое  направление   и   поквартальное   распределение   бюджетных ассигнований.

   В смете приводятся общие сведения об  учебном  вузе,  учебно-материальной базе. При сводном планировании расходы исчисляются на основе расчетных  норм на одного студента.

   В расходах на вузы значительный удельный вес имеет  заработная  плата.  В фонд  заработной  платы   вузов   включается   заработная   плата   штатного профессорско-преподавательского    персонала    (включая     преподавателей - совместителей)  дневных,  вечерних  и  заочных   учебных   заведений,   лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а  также административно-технического, учебно-вспомогательного и прочего персонала.

      Фонд   заработной   платы   профессорско-преподавательского    состава рассчитывается исходя из двух показателей: количества должностей  и  средней ставки заработной платы.

   Количество должностей определяется по расчетным  коэффициентам  с  учетом числа студентов и  аспирантов  на  одного  преподавателя.  Эти  коэффициенты установлены для дневных, вечерних и заочных отделений  по  группам  вузов  и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.

   Ставки   заработной   платы    профессорско-преподавательского    состава дифференцированы в зависимости от разряда  единой  тарифной  сетки,  ученого звания и ученой степени. Заработная  плата  привлекаемым  к  учебной  работе специалистам, не состоящим  в  штате,  выплачивается  из  почасового  фонда, который планируется в процентах к годовому фонду заработной  платы  штатного персонала.

Второе место по величине в расходах вузов  занимают  затраты  на  выплату стипендий, которые определяются исходя из  среднегодового  числа  студентов, получающих стипендии, и установленных размеров стипендий. Кроме того планируются затраты на  производственную  практику  студентов, учебные расходы, расходы на научно-исследовательскую работу, на инвентарь и оборудование, капительный ремонт и т.д.

 

5)      Расходы на средние специальные учебные заведения

Информация о работе Расходы бюджетов на социальные цели