Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:17, курсовая работа
В последнее десятилетие XX в. Россия прошла достаточно мучительный путь от централизованной административно-плановой экономики к экономике с характерными рыночными чертами. В настоящее время около 75% общего объема ВВП производится в негосударственном секторе экономики. Доля продукции, цены и тарифы на которую регулируются на федеральном уровне, не превышает 18-20% объема ВВП. Активизировалось участие России в формировании конъюнктуры на мировых рынках товаров, капиталов и услуг. Критическая масса осуществленных изменений сделала результаты реформ необратимыми.
Введение
1.Основные характеристики периода докризисной экономики………………..4
1.1 Год 1999- первый посткризисный……………………………………………6
1.2 Реальный сектор экономики………………………………………………….8
1.3 Макроэкономические показатели………………………...………………...11
1.4 Активизация деловой активности………………………………………..…12
1.5 Результаты и перспективы………………………………………...………...13
2. Бюджетное послание президента РФ…………………………………..……20
2.1 Первая волна кризиса и временная стабилизация………………...……….26
2.2 Вторая волна кризиса …………………………………..………………..….26
3. Третья волна кризиса или восстановительный рост…………………..…....29
Заключение
Список используемой литературы
Академия маркетинга и социально-информационных технологий
Факультет
среднего профессионального образования
Курсовая работа
по дисциплине:
"Бюджетная система Российской
Федерации"
на тему: «Развитие бюджетного процесса в послекризисный период»
Выполнила
Студентка 3 курса группы 09-СПО-Ф
Специальности "Финансы по отраслям"
Мазнова Екатерина Андреевна
Руководитель
Александрова
Лариса Павловна
Работа защищена
С оценкой
___________ «___» ___________________2012 г
Руководитель ___________ ______________
Краснодар, 2012
Содержание
Введение
1.Основные
характеристики периода
1.1 Год
1999- первый посткризисный…………………………
1.2 Реальный сектор экономики………………………………………………….8
1.3 Макроэкономические
показатели………………………...………………..
1.4 Активизация деловой активности………………………………………..…12
1.5 Результаты
и перспективы………………………………………...…
2. Бюджетное послание президента РФ…………………………………..……20
2.1 Первая волна кризиса и временная стабилизация………………...……….26
2.2 Вторая волна кризиса …………………………………..………………..….26
3. Третья
волна кризиса или
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В
последнее десятилетие XX в. Россия прошла
достаточно мучительный путь от централизованной
административно-плановой экономики к
экономике с характерными рыночными чертами.
В настоящее время около 75% общего объема
ВВП производится в негосударственном
секторе экономики. Доля продукции, цены
и тарифы на которую регулируются на федеральном
уровне, не превышает 18-20% объема ВВП. Активизировалось
участие России в формировании конъюнктуры
на мировых рынках товаров, капиталов
и услуг. Критическая масса осуществленных
изменений сделала результаты реформ
необратимыми.
Россия вступила в 2000 г. в условиях заметного
оживления экономики, преодолев наиболее
острые последствия финансово-экономического
кризиса 1998 г.
Восемь лет рыночных преобразований в
России существенно изменили не только
экономический уклад страны, но и создали
уже значительный клаcс собственников
и менеджеров, заинтересованных в долговременном
подъеме экономики, готовых находить эффективные
решения даже в условиях относительно
неблагоприятной экономической ситуации.
Однако финансово-экономический кризис,
острая фаза которого пришлась на лето
- осень 1998 г., высветил фундаментальные
проблемы российской экономики, складывавшиеся
продолжительное время.
1.ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРИОДА
В
целом докризисный период российской
экономики может быть условно
поделен на два этапа:
На первом этапе (1992-1994 гг.) осуществились
основные реформы в соответствии с базовыми
принципами рыночной экономики: либерализация
цен, хозяйственной и внешнеэкономической
деятельности, приватизация, демонополизация.
Одновременно неустойчивая, непоследовательная
денежно-кредитная политика, при которой
периоды ужесточения (зима - весна 1992 г.,
осень 1993 г., осень 1994 г.) сменялись периодами
умеренно мягкой политики (лето - осень
1992 г., весна 1993 г., весна - лето 1994 г.), а также
социально-политические коллизии 1993-1994
гг. не способствовали макроэкономической
стабилизации, прекращению спада производства.
В 1994 г. объем промышленного производства
составил 56% от уровня 1991 г. и 51% от уровня
1990 г. Уровень потребительских цен возрос
за 3 года в 773 раза.
Переломным моментом можно считать валютно-финансовый
кризис осени 1994 г. и объявление Правительством
РФ в октябре того же года о начале нового
этапа финансовой стабилизации: правительство
отказывается от использования кредитов
Центрального банка для финансирования
дефицита бюджета и переходит с этой целью
к заимствованиям на внутреннем и внешнем
рынках.
Переход с 1995 г. к новой денежно-кредитной
политике Правительства РФ и Банка России
- второй этап докризисного периода - требовал
адекватных и комплексных действий во
всех сферах экономики и финансов.
Отказ Правительства РФ от кредитования
Центробанком и переход на использование
механизма внутренних и внешних заимствований
предполагали существенное сокращение
нагрузки на бюджеты всех уровней. Однако
все последующие годы постоянно откладывалось
реальное осуществление необходимых структурных
реформ и реформы бюджетной сферы.
Текущие проблемы, в том числе сокращение
задолженности бюджетов по заработной
плате, возросшей в несколько раз в первом
полугодии 1996 г., поддержка агропромышленного
комплекса и др., решались за счет нарастания
государственного долга, что резко сокращало
объемы собственных и заемных средств
для инвестиций и обновления технологий.
Все нарастающая система ГКО и ее обслуживание
нарушили баланс потоков между реальным
и финансовым секторами экономики. В 1998
г. уже более половины доходов федерального
бюджета, создаваемых в конечном счете
реальным сектором экономики, уходило
в финансовый сектор в виде обслуживания
государственного долга, что истощало
реальный сектор, подрывало базу для его
долгосрочного роста, хотя внутрипроизводственные
и институциональные основы для роста
были созданы уже к 1997 г.
Чрезмерное использование внешних заимствований
и энергосырьевая структура экспорта
обусловили высокую степень уязвимости
российской экономики по отношению к изменениям
на мировых товарных и финансовых рынках.
Резко усилилось структурное несоответствие
между конечным спросом и производством,
характеризующееся значительно более
глубоким спадом производства по сравнению
с потреблением: при сокращении в 1992-1998
гг. ВВП почти на 40% объем розничной торговли
снизился лишь на 4,5%. В условиях, когда
капитальные вложения и государственные
закупки сократились до критических размеров,
умеренная динамика потребления населения
поддерживалась за счет импорта, его масштабы
зависели от экспорта сырья и энергоносителей,
производство же для внутреннего рынка
сокращалось.
В условиях ухудшения торгового и платежного
балансов страны в 1997 г. и первой половине
1998 г. осуществлялась политика удержания
курса рубля в рамках объявленного коридора
в ущерб другим параметрам рынка.
Из-за нереально высокого курса рубля
снижалась конкурентоспособность российской
продукции на внешних и внутренних рынках,
углублялось противоречие между возможностями
производства и спросом на отечественную
продукцию.
Сокращающийся приток валюты в результате
ухудшения платежного баланса уже не обеспечивал
потребность даже в постоянном по масштабу
вывозе капитала. Дополнительный кредит
МВФ, полученный в июле 1998 г., уже не мог
смягчить эту проблему.
Правительство в условиях ослабления
воли государства уже не могло или не способно
было решить эти противоречия. Эти противоречия
должны были разрешиться кризисом, последствия
которого, прежде всего значительное падение
уровня жизни населения и дальнейшее ухудшение
инвестиционного климата, послужили платой
за их отложенное решение.
Вместе с тем Правительство РФ в целом
смогло правильно оценить сложившуюся
после кризиса ситуацию, которая кардинально
отличалась от докризисной. Экономическая
политика, проводимая после кризиса 1998
г., и ряд благоприятных внешнеэкономических
факторов, сложившихся в 1999 г., позволили
избежать варианта развития событий по
худшему сценарию и укрепить предпосылки
для последовательной нормализации экономической
ситуации в стране.
1.1
Год 1999- первый посткризисный
Итоги
1999 г. подтвердили сохранение тенденции
непрерывного улучшения экономической
и финансовой ситуации, сформировавшейся
в начале 1999г.
Рост промышленного производства составил
8,1%. При этом промышленный подъем сопровождался
качественными изменениями в области
финансов предприятий: значительным ростом
прибыли, сокращением количества убыточных
предприятий, увеличением оборотных активов
промышленных предприятий в денежной
форме.
После длительного периода спада в 1999
г. отмечен рост инвестиций в основной
капитал, прежде всего за счет собственных
средств предприятий. Наблюдается оживление
в жилищном строительстве.
Значительно улучшилась динамика поступлений
доходов в бюджет. Снизилась задолженность
по выплатам заработной платы, полностью
погашена задолженность по выплатам пенсий.
Сократилась численность безработных.
Достигнуты высокие объемы сальдо внешнеторгового
баланса. Это позволяло поддерживать относительную
стабильность на валютном рынке и производить
минимально необходимые платежи по обслуживанию
внешнего долга даже при отсутствии внешних
займов.
Позитивным изменениям в экономике (в
первую очередь улучшению торгового баланса
и промышленному росту) способствовали
изменение соотношения рубля и базовых
мировых валют в ходе девальвации рубля
и улучшение конъюнктуры внешних рынков.
С августа 1999 г. стоимостной объем экспорта
начал превышать уровень соответствующего
месяца предыдущего года.
Существенное значение имели меры по стабилизации
социально-экономической ситуации, принятые
Правительством РФ и Банком России в посткризисный
период:
1.2
Реальный сектор экономики
Объем
промышленного производства увеличился
в 1999 г. к предыдущему году на 8,1% (рис.
1).
Вместе с тем рост промышленного производства
в значительной степени компенсировал
его спад, допущенный в 1998 г. (на 5,2% относительно
1997 г.). По сравнению с 1997 г. объем промышленного
производства в 1999 г. увеличился на 2,5%.
Предпосылки оживления промышленного
производства сложились после резкой
девальвации рубля, создавшей благоприятные
возможности для роста экспорта и снижения
конкурентоспособности импортных товаров
на российском рынке.
На рост промышленного производства оказали
воздействие следующие основные факторы:
1.3
Макроэкономические показатели
Начиная
с марта 1999 г. сохранялись умеренные
темпы инфляции: в пределах 2-3% в
месяц, а с августа - 1,2-1,5%.
Это было обусловлено достаточно взвешенной
финансовой и денежно-кредитной политикой,
а также ограничениями со стороны платежеспособного
спроса населения. В целом за 1999 г. прирост
цен на потребительском рынке составил
36,5%.
Цены производителей промышленной продукции
выросли за 1999 г. на 67,3%.
На более высокой динамике цен в промышленности
сказывались расширение спроса на отечественную
продукцию вследствие активного импортозамещения,
рост поставок на экспорт, повышение цен
мировых рынков на нефть и нефтепродукты,
цветные металлы и ряд других видов товаров
российского экспорта.
Вместе с тем с августа 1998 г. по декабрь
1999 г. темп инфляции в промышленности был
все еще заметно ниже, чем на потребительском
рынке (примерно 2,07 раза против 2,42 раза)
(рис. 2).
Итоги исполнения федерального бюджета
показывают существенные позитивные сдвиги
в этой сфере в 1999 г. Впервые за последние
годы бюджет исполнен с перевыполнением:
по оценкам Минфина, доходы федерального
бюджета составили 13,7% от ВВП, что примерно
на 1,5 процентных пункта выше, чем в 1998
г., и на 29,1% выше годового планового задания
по доходам; первичный профицит бюджета
составил 2,4% от ВВП и превысил на 0,4% от
ВВП целевой показатель, предусмотренный
Заявлением Правительства РФ и Банка России
об экономической политике в 1999 г.
Мобилизации значительных средств в бюджет
способствовали улучшение финансового
состояния предприятий, увеличение доходов
экспортеров, дополнительное налогообложение
экспорта, увеличение ставок косвенных
налогов, улучшение налогового администрирования,
а также перераспределение части налогов
между федеральным и региональными бюджетами.
В 1999 г. Банк России проводил умеренно
жесткую денежно-кредитную политику. В
условиях роста спроса на национальную
валюту объем денежной массы (агрегат
М2, национальное определение) возрос на
57% (в реальном выражении - на 15%) (рис. 3).
При этом произошли позитивные сдвиги
в структуре денежной массы: при сокращении
удельного веса наличных денег в обращении
увеличилась доля банковских депозитов
- менее ликвидного компонента денежной
массы.
Опережающий
рост средств на счетах предприятий
и организаций был обеспечен
позитивными тенденциями в
В условиях стагнации альтернативных
секторов финансового рынка существенно
возросший уровень ликвидности банковской
системы оказывал давление на курсовую
динамику. Официальный курс доллара к
российскому рублю в номинальном выражении
повысился за год на 30,8%. Индекс реального
курса доллара к рублю, рассчитываемый
с учетом инфляции, снизился на 1,5%.
Впервые за годы реформ в целом за 1999 г.
достигнут рост инвестиций в основной
капитал, объем которых составил к предыдущему
году 104,5%. Это обусловлено увеличением
капитальных вложений за счет собственных
средств предприятий и иностранных инвестиций
в российскую экономику.
Вместе с тем долгосрочные инвестиции
продолжают сдерживаться высокими рисками
и неприемлемой для большинства предприятий
реального сектора стоимостью кредитных
ресурсов. Несмотря на происходящий рост
реального предложения денег в экономике,
период активного инвестирования их в
производство банками еще не наступил.
В реальном выражении (с учетом инфляции)
докризисный уровень кредитования банками
производства не восстановлен.
Сложившаяся динамика инвестиций не обеспечивает
простого воспроизводства основного капитала.
Прогрессирует процесс старения основных
фондов.
Информация о работе Развитие бюджетного процесса в послекризисный период