Развитие бюджетного процесса в послекризисный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание

В последнее десятилетие XX в. Россия прошла достаточно мучительный путь от централизованной административно-плановой экономики к экономике с характерными рыночными чертами. В настоящее время около 75% общего объема ВВП производится в негосударственном секторе экономики. Доля продукции, цены и тарифы на которую регулируются на федеральном уровне, не превышает 18-20% объема ВВП. Активизировалось участие России в формировании конъюнктуры на мировых рынках товаров, капиталов и услуг. Критическая масса осуществленных изменений сделала результаты реформ необратимыми.

Содержание

Введение
1.Основные характеристики периода докризисной экономики………………..4
1.1 Год 1999- первый посткризисный……………………………………………6
1.2 Реальный сектор экономики………………………………………………….8
1.3 Макроэкономические показатели………………………...………………...11
1.4 Активизация деловой активности………………………………………..…12
1.5 Результаты и перспективы………………………………………...………...13
2. Бюджетное послание президента РФ…………………………………..……20
2.1 Первая волна кризиса и временная стабилизация………………...……….26
2.2 Вторая волна кризиса …………………………………..………………..….26
3. Третья волна кризиса или восстановительный рост…………………..…....29
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Катя.docx

— 61.96 Кб (Скачать документ)

     1.5 Активизация деловой активности 

     Ценой разрешения валютного вопроса стало  значительное падение уровня жизни  основных категорий населения. 
    Реальные располагаемые денежные доходы населения в целом за 1999 г. составили к уровню предыдущего года около 84,3%, а к 1997 г. - 70,5%, в том числе реальная заработная плата - 77,2 и 67% соответственно. Еще более значительным оказалось снижение пенсий, их размер в реальном выражении составил в 1999 г. 61% от уровня предыдущего года. 
    Вместе с тем в течение года происходило постепенное восстановление реальных доходов населения, резко снизившихся в период обострения кризиса. Это было связано с повышением зарплат работникам бюджетной сферы, с индексацией пенсий и компенсационными выплатами пенсионерам, с улучшением финансового положения предприятий и организаций (что увеличило их возможности по повышению выплат своим работникам), а также со значительным сокращением с начала года задолженности по заработной плате. 
    Восстановление доходов наименее обеспеченных групп населения происходило более медленными темпами, чем групп с высокими доходами, так как относительный рост реальных доходов в значительной степени был обеспечен предпринимательскими доходами.  
    В результате продолжился рост социально-экономической дифференциации в обществе. Коэффициент дифференциации доходов по сравнению с предыдущим годом заметно возрос. 
    Высокой долей (около 80%) характеризовались доходы, используемые на покупку товаров и оплату услуг при перераспределении потребительских расходов в пользу продуктов питания. Существенно снизилась по сравнению с 1998 г. доля доходов, использованная на покупку валюты. Продолжался постепенный рост остатков вкладов населения на рублевых счетах в Сбербанке России, наметившийся с октября 1998 г., и в коммерческих банках (с апреля 1999 г.). Вместе с тем не достигнут докризисный уровень этого показателя по остаткам вкладов в Сбербанке в реальном выражении (с учетом индекса инфляции), а в коммерческих банках даже в номинальном выражении. 
    Оборот розничной торговли в 1999 г. составил 92,3% от уровня предыдущего года. В течение года, и особенно в последние месяцы, происходило восстановление динамики этого показателя. Качественно изменилась структура оборота розничной торговли, в которой повысилась доля относительно более дешевых товаров, в том числе за счет роста доли товаров отечественного производства (доля отечественной продукции в товарных ресурсах розничной торговли возросла в ценах I кв. 1998 г. с 52-53% в I и II кв. 1998 г. до 71% в III кв. 1999 г.). 
    Активизация деловой активности в реальном секторе экономики сопровождалась развитием позитивных процессов на рынке труда. Начиная с февраля наблюдалась устойчивая тенденция роста числа занятых и сокращения общей численности безработных, а также числа граждан, зарегистрированных в службе занятости. При этом рост численности занятых (в целом за 1999 г. на 1,8 млн чел.) произошел впервые за все время с начала реформ. 
    Общая численность безработных сократилась за 1999 г. с 9,73 до 9,1 млн чел. (с 13,3 до 12,3% экономически активного населения). В результате показатели общей безработицы вернулись на уровень докризисных значений. 
    Вместе с тем при определенных позитивных сдвигах на рынке труда ситуация на нем оставалась достаточно нестабильной, что выражалось в существовании застойной безработицы, широком распространении вынужденной неполной занятости и тесно связанной с ней проблемой избыточной занятости. 
    Эти проблемы оставались нерешенными главным образом из-за медленного хода структурных реформ в реальном секторе экономики, которые не сопровождались необходимыми масштабами банкротства убыточных предприятий. 
    Внешнеторговый оборот России (на основе статистических данных Госкомстата, оперативной информации ГТК и оценок Минэкономики, с учетом официально не регистрируемой торговли) в 1999 г. уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 13,4%, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 10,6%. 
    Положительное сальдо торгового баланса составило 33,3 млрд долл. (в 1998 г. - 15,1 млрд долл.), в том числе со странами дальнего зарубежья - 31,2 млрд долл. (в 1998 г. - 13,4 млрд долл.). 
    При стабилизации общего объема экспорта из России экспорт в страны дальнего зарубежья увеличился по сравнению с 1998 г. на 5,7%. 
    Проявившаяся в 1998 г. и в начале 1999 г. тенденция снижения мировых цен на сырьевые товары сменилась с конца марта их устойчивым ростом, особенно на нефть. Росту цен способствовали такие факторы, как быстрое расходование складских запасов сырой нефти во всем мире, увеличение темпов мирового экономического роста, заявление стран - членов ОПЕК о намерении продлить действие ограничений на добычу нефти до 1 апреля 2000 г., приостановка экспорта нефти Ираком. Цена на российскую нефть к концу 1999 г. превысила 25 долл. за баррель, что является самым высоким значением с января 1997 г. 
    Со второй половины 1999 г. отмечен рост цен на газ. 
    Вместе с тем рост общего объема экспорта обеспечивался главным образом на основе увеличения физических объемов топливно-энергетических и сырьевых товаров за счет переброски ресурсов с внутреннего рынка. 
    К настоящему времени такие возможности находятся на пределе: вывоз нефти и нефтепродуктов достиг двух третей нефтедобычи, минеральных удобрений, целлюлозы, алюминия - свыше 70%, стального проката - более 50% производства. 
    Импорт в Россию в 1999 г. снизился против предыдущего года на 30,5%, в том числе из стран дальнего зарубежья - на 31,6%. 
    На формирование российского импорта в 1999 г. прежде всего оказывали влияние такие факторы, как девальвация рубля, низкий уровень платежеспособного спроса со стороны населения, недостаточная инвестиционная активность, а также меры по защите интересов отечественных товаропроизводителей и развитию импортозамещения. 
    Вместе с тем анализ помесячной динамики за 1999 г. показывает устойчивую тенденцию к стабилизации импорта.
 

     1.6 Результаты и перспективы    

     Таким образом, результаты социально-экономического развития за 1999 г. по ряду важнейших  макроэкономических показателей оказались  выше в сравнении с первоначальным прогнозом. 
    Это относится прежде всего к динамике промышленного производства и ВВП: темпы их роста составили 108,1% к 1998 г. и 103,2% соответственно против 97-100% по первоначальному прогнозу. Сказалось более интенсивное, чем ожидалось, использование благоприятных условий наращивания экспорта сырьевых товаров и развития процессов импортозамещения. 
    Снижение импорта в целом за 1999 г. по сравнению с 1998 г. составило, по оценке, почти 32% против 7% по прогнозу. Помимо влияния на рост производства, это обусловило существенно более высокое положительное сальдо внешнеторгового оборота: 33,3 млрд долл. против 21,5 млрд долл. по прогнозу. 
    Рост потребительских цен превысил ценовой уровень в 30%, однако инфляция была значительной лишь в первые два месяца 1999 г. в силу сохранения с конца 1998 г. инфляционных ожиданий, подогретых неосторожными высказываниями ряда экономистов и политиков, а также отсутствием положительных итогов в переговорах с МВФ о предоставлении кредита российскому правительству. Без учета двух месяцев темп инфляции в годовом исчислении составил около 27%. 
    В условиях общего экономического оживления несколько ниже прогнозируемых оказались размеры безработицы (по официально зарегистрированной безработице - около 1,6 млн человек в среднем за год против 2,4 млн человек). 
    Если сформулировать кратко, то основными причинами более высоких, чем ожидалось, показателей развития экономики являются:

  • своевременно принятые Правительством РФ меры по стабилизации и активизации социально-экономического развития;
  • более жесткие, чем объявлялось, бюджетная политика, политика платежно-расчетных отношений, сдерживание цен на продукцию естественных монополий;
  • более высокие мировые цены на нефть;
  • форсированное использование российскими производителями возможностей импортозамещения и наращивания экспорта;
  • достаточно гибкая валютная политика Банка России. 
        Только часть этих факторов продолжит свое действие в 2000 г. и последующие годы. Вместе с тем для российской экономики в целом складываются благоприятные условия в ближайшие годы. 
        Задача состоит в том, чтобы разумно ими распорядиться, в первую очередь прилагая усилия в направлении создания благоприятного климата для инвестиций и осуществления намеченных структурных реформ.

     Экономика России продолжает восстанавливаться  после международного финансового  кризиса. В 2011 году существенно вырос объем бюджетных доходов, замедлилась инфляция. Вместе с тем нельзя игнорировать все более пессимистические оценки перспектив мировой экономики. Опыт последних лет показал, что в современных условиях ухудшение экономической ситуации в группе ведущих стран влечет за собой дестабилизацию глобальных финансовых и сырьевых рынков, мировой торговли и в конечном счете сказывается на положении во всех странах.

     Начиная с 2010 года приоритетной задачей экономической политики во всем мире стало восстановление макроэкономической безопасности и оздоровление бюджетных показателей. Для этого правительствами большинства стран был взят курс на переход от политики стимулирования к политике консолидации бюджетных ресурсов. Были приняты решения о расширении налоговых баз (Германия), замораживании зарплат в бюджетном секторе (Италия), пенсионной реформе (Франция, Испания), сокращении расходов и повышении ставок НДС (Испания, Великобритания). В некоторых странах источником дополнительных доходов стали налоги на доходы в финансовой сфере. Ужесточились требования к финансовым организациям, ряд стран (Великобритания, Франция, Италия) ввел повышенные налоги (до 50 %) на бонусы сотрудников банковского и финансового сектора.

     Россия  в этот же период начала постепенно возвращаться от чрезвычайных расходов кризисного периода к нормальной бюджетной политике, обеспечивающей долгосрочную устойчивость. Следующий шаг был сделан в 2011 году, когда восстановление макроэкономической сбалансированности вышло на 1-ый план.При бюджетном планировании использовались консервативные предположения по цене на нефть (75 долл./баррель). Вопреки опасениям аналитиков, предсказывавших значительное увеличение государственных расходов в предвыборный период, правительство приняло рациональную политику использования дополнительных доходов. Было решено, что дополнительные нефтегазовые доходы будут сохраняться, тогда как остальные доходы могут частично тратиться. В результате принятия поправок к закону о федеральном бюджете предусмотрено расходование лишь 1/5 дополнительных доходов. Фактически по итогам 2011 года бюджет исполнен с профицитом 0,8 % ВВП (вместо дефицита в 3,6 % ВВП — согласно исходным параметрам). Кроме того, после перерыва вновь начал увеличиваться Резервный фонд, который впоследствии может послужить важной «подушкой безопасности».

     2. БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ   

     Бюджетная политика страны в следующие три  года должна быть направлена на формирование модели экономического роста, основанного  на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе  предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Необходимые для этого меры вошли  в Бюджетное послание главы государства  на 2012-2014 годы.

     Вчера президент Дмитрий Медведев подписал и направил в правительство свое Бюджетное послание на 2012-2014 годы. Но по сложившейся в последние несколько  лет традиции лично озвучил основные тезисы документа членам кабинета министров  и руководству обеих палат  парламента.

     В предыдущие годы, отметил глава государства, бюджетная система справилась с  задачей поддержания восстановления экономики после мирового финансового  кризиса. В прошлом году ВВП вырос  на 4 процента, столько же правительство  ждет и в этом. Удалось существенно  сократить дефицит бюджета и  выполнить все социальные обязательства. Теперь же пора переключать бюджетную  политику на новые задачи послекризисного роста, который структурно должен отличаться от тех моделей, что были в экономике до этого.

     - В ближайшие годы в России  должна быть сформирована принципиально  новая модель экономического  роста, - заявил Дмитрий Медведев. - Она должна быть основана  на росте частной инициативы, на массовых инновациях, на эффективной  системе публичных услуг, на  качественной финансовой и производственной  инфраструктуре.

     Все это основы модернизационной политики главы государства, планомерно реализуемой им в последние несколько лет. И в этом смысле очередное Бюджетное послание больших откровений не несет.

     "Все,  что здесь сказано, все в  работе, - подчеркнул помощник президента  Аркадий Дворкович. - Здесь нет абсолютно новых идей". Строго говоря, бюджетная политика, которая и годом раньше переводилась на модернизационные рельсы, получила уточнения, соответствующие этому видению экономического развития страны на ближайшую перспективу.

     Это касается текущих вопросов. А вот  в плане стратегического планирования - не позднее следующего года должны увидеть свет ряд    новых  долгосрочных документов. "Первое. Следует  интегрировать бюджетное планирование в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны", - заявил Медведев членам кабинета министров. Так, не позднее 2012 года правительство  должно утвердить долгосрочный экономический  прогноз, стратегию долгосрочного  развития России и увязанную с  ней бюджетную стратегию.

     Первый  документ, о котором Дмитрий Медведев коротко упомянул, выступая на Петербургском  международном экономическом форуме, должен содержать расчеты вплоть до 2030 года, отметил Аркадий Дворкович. Два других пока не объявлены в качестве базовых, но должны быть приняты в те же сроки и рассчитаны не менее чем на 10 лет. То есть на 2013-2023 годы.

     - Надо начать полномасштабное  внедрение с 2012 года программно-целевого  принципа организации деятельности  органов исполнительной власти  и, соответственно, программных бюджетов  на всех уровнях управления, в  том числе утвердить основные  государственные программы, - также  заметил Медведев.

     "Второе. Начиная с 2015 года, следует ввести  правила использования нефтегазовых  доходов и ограничения на размер  дефицита федерального бюджета", - указал глава государства. При  этом в оставшиеся до этого  срока годы необходимо создать  соответствующие предпосылки для  введения новых правил. Проблема  по-прежнему - в зависимости от  конъюнктуры на внешних рынках.

     В этом году, например, дефицит российского  бюджета ожидается ниже 1,5 процента. Все благодаря неожиданно высоким  ценам на ресурсы. "В трехлетнем бюджете речь, скорее всего, пойдет о стабилизации, а не о снижении дефицита", - отметил Дворкович. Ниже 1,5 процента дефицит вряд ли упадет, но и выше трех не ожидается.

     Третий  тезис касается уже известного снижения ставок страховых взносов с 2012 года. Как известно, общий уровень будет  сокращен с 34 до 30 процентов, а для  малого бизнеса и некоммерческих организаций, занимающихся социальным обслуживанием граждан и благотворительностью, - до 20 процентов. При этом выпадающие доходы из внебюджетных фондов, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей  Кудрин, составят 400 миллиардов рублей.

     "У  нас есть источники для компенсации", - заверил президент. В первую  очередь, за счет изменений  внутри самой шкалы сбора страховых  взносов, что, по оценкам Кудрина,  может погасить 160 миллиардов рублей. Кроме того, возможно использование  нефтегазовых доходов. Однако  самая значительная ставка, по-видимому, делается на расширенную приватизацию  активов, находящихся в госсобственности. Во всяком случае, Аркадий Дворкович заявил, что приватизация может компенсировать около половины выпадающих доходов. Правда, он тут же оговорился, что конкретные источники не будут закреплены за потребностями внебюджетных фондов. "Мы в целом найдем компенсации в бюджете", - сообщил он.

Информация о работе Развитие бюджетного процесса в послекризисный период