Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:30, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
выявить особенности реализации бюджетной политики в условиях финансово-экономического кризиса и основные ее проблемы;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ
1.2 Принципы бюджетного устройства в Российской Федерации
1.3 Становление и развитие бюджетной системы РФ
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ
2.1 Характеристика современных межбюджетных отношений в Российской Федерации
2.2 Анализ управления доходами бюджетов различных уровней бюджетной системы
2.3 Анализ управления расходами бюджетов различных уровней бюджетной системы
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ПОСЛЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
3.1 Проблемы современной бюджетной политики в России
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обстоятельства мирового финансового
кризиса привели к усилению финансовой
зависимости местных
В течение 2009 г. и в ходе подготовки проекта Закона о федеральном бюджете 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. был принят ряд решений, имеющих значимые последствия в среднесрочной перспективе.
Во-первых, речь идет о проведении в 2010 г. валоризации пенсионных прав граждан, заработавших свой стаж в советское время, которая в совокупности с индексацией, проведенной с 1 декабря 2009 г., увеличит в 2010 г. средний размер трудовой пенсии на 46% в номинальном выражении. При этом бюджетные проектировки, так же как и положенные в их основу параметры прогноза социально-экономического развития, предполагают минимальные темпы повышения среднего размера пенсии в 2011–2012 гг.
Данное решение имеет два практически неизбежных следствия:
Во-вторых, бюджет принял на себя ряд политически значимых обязательств: проведение Олимпиады-2014 в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке; заметное повышение расходов на оборону и правоохранительную деятельность.
Рост социальной и политической составляющих в расходах федерального бюджета в 2010 г. при сохранении общей величины расходов был обеспечен за счет сокращения расходов на национальную экономику – прежде всего, расходов антикризисного пакета. Не останавливаясь на вопросах эффективности конкретных мер, направленных на поддержку экономики в стадии острого кризиса, следует отметить, что резкое сокращение масштабов бюджетных вливаний в экономику в 2010 г. в любом случае негативно скажется на динамике совокупного спроса. Рост социальной составляющей в расходах бюджета также ограничивает возможности для финансирования расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру.
Переход к устойчиво дефицитному бюджету в условиях сохраняющейся высокой неопределенности относительно траектории выхода мировой экономики из кризиса и расходования к началу 2010 г. значительной части накопленных бюджетных резервов (сокращение Резервного фонда с 10 до 5% ВВП и инвестирование части средств ФНБ) повышает общую уязвимость бюджетной системы. Для покрытия дефицита Правительство в проекте бюджета на 2010 год уже включило необходимость внешних заимствований в объеме 17 млрд. долларов.
Принимая во внимание сложность задач среднесрочного планирования в текущей ситуации, существует необходимость учета самых последних изменений внешнеэкономической конъюнктуры и социально-экономических условий в стране в целом.
Несмотря на негативные эффекты самого кризиса, сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем:
использования ими финансовых ресурсов;
3.2 Направления совершенствования бюджетной политики
Оставаясь в рамках основных направлений бюджетной политики на 2010-2012 гг., установленных Президентом РФ наиболее важными задачами и мерами в бюджетной политике на среднесрочную перспективу являются:
Конечной целью реформы
Для достижения конечной цели реформирования
необходима реструктуризация всей бюджетной
сети. Очевидно, что сейчас перевод
государственных учреждений в автономные
организации стимулируется
В качестве основного механизма
оптимизации федеральной
В комплексе с реализацией данных оптимизационных процедур следует по возможности осуществить:
При осуществлении оптимизационных процедур необходимо учитывать отраслевую специфику сети ФБУ, а также должна быть создана система мониторинга результативности деятельности реструктуризированных учреждений.
В целях формирования единого интегрированного цикла планирования, размещения госзаказа и исполнения государственных контрактов, который обеспечивает безусловное выполнение публичных обязательств государства, адекватное потребностям государства качество поставляемых товаров, работ и услуг, эффективное использование ресурсов, надежное управление рисками технологического, экономического и коррупционного характера, представляется оправданным выполнение следующих мер:
В настоящих условиях особую актуальность
приобретает задача организации
учета потенциального воздействия,
как на регулируемый субъект, так
и на экономику, общество в целом
регулирующего акта еще на стадии
его подготовки. Поэтому в целях
повышения обоснованности принимаемых
управленческих решений представляется
оправданным обязательное осуществление
ведомствами – разработчиками нормативных
документов комплексной оценки последствий
предполагаемых и проводимых мероприятий
социально-экономической
В рамках повышения эффективности системы внутриведомственного планирования представляется целесообразным предпринять следующие меры:
Информация о работе Развитие бюджетной системы российской федерации