Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:27, курсовая работа
Целью работы является анализ роли бюджета в финансовом обеспечении социальной сферы и осуществлении социальной политики Российского государства.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
– рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
– выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ
– раскрыть характер социальной политики в РФ;
– рассмотреть формирование государственного бюджета в перспективе на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.
Введение
1. Бюджет и бюджетная система РФ
Социально-экономическая сущность бюджета и его функции
1.2 Бюджетная система РФ и принципы ее построения
2. Роль бюджета в социальной политике государства
2.1 Формы и направления социальной политики
2.2 Реализация социальной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Бюджет и бюджетная система РФ
1.2 Бюджетная система РФ и принципы ее построения
2. Роль бюджета в социальной политике государства
2.1 Формы и направления социальной политики
2.2 Реализация социальной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Заключение
Список
литературы
Введение
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система, представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Федеральный
бюджет, будучи экономической категорией,
выражает экономические отношения
в обществе – отношения между
социальными слоями и группами и
государством. В этой связи важно,
чтобы налоговые и неналоговые
поступления, зачисляемые в федеральный
бюджет, были не слишком обременительны
для населения и хозяйствующих
субъектов и наряду с этим обеспечивали
государство оптимальным
По материальному
содержанию бюджет – это сам централизованный
фонд денежных средств государства.
В юридическом аспекте
Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том, как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет
бюджет как «форму образования и
расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
Актуальность
данной темы не вызывает никаких сомнений,
поскольку без принятия данного
документа не будут выделены основные
направления использования
Целью
работы является анализ роли бюджета
в финансовом обеспечении социальной
сферы и осуществлении
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
– рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
– выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ
– раскрыть характер социальной политики в РФ;
– рассмотреть формирование государственного бюджета в перспективе на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.
Объект исследования – бюджет государства.
Предмет
исследование – динамика структуры
доходов и расходов государственного
бюджета и ее влияние на социальную
политику.
1. Бюджет и бюджетная
система РФ
Существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.
Под бюджетом
традиционно понимается централизованный
денежный фонд, формируемый на том
или ином уровне для обеспечения
функций и задач
С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего – бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних.
С сущностных
позиций как экономическая
В ряде
исследований под термином «бюджет»
понимается совокупность доходов и
расходов, приведенная в определенную
систему и приуроченная к определенному
периоду времени. Так, известный
финансист дореволюционной
Таким
образом, бюджет – это объективно
обусловленное звено финансовой
системы, особый сегмент денежных отношений,
связанный с формированием, распределением
и использованием централизованного
фонда денежных средств, предназначенного
для обеспечения функций и
задач государства и его
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.
Содержание распределительной функции (или функции экономического регулирования) бюджета реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета.
Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.
Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.п. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места, «болевые точки» в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.
Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, то есть тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.
С другой
стороны, фискальная функция бюджета
не ограничивается только предоставлением
государственных услуг. Для того
чтобы повышать эффективность государственных
услуг, недостойно только наращивать их
объемы. В равной степени необходимо
создание условий для эффективного
размещения и использования всех
имеющихся в государстве
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:
– формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
– составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.
Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:
1) Бюджетным кодексом РФ (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г., введен в действие с 1 января 2000 г.); это базовый законодательный акт;
2) соответствующими
специальными законами
3) указами Президента РФ;
4) нормативными
правовыми актами
5) соответствующими
актами федеральных органов
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов. Всего в РФ 83 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 6 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
– местные бюджеты.
Федеральный
(государственный) бюджет есть форма
образования и расходования денежных
средств, предназначенная для
Информация о работе Роль бюджета в социальной политике государства