Роль бюджета в социальной политике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ роли бюджета в финансовом обеспечении социальной сферы и осуществлении социальной политики Российского государства.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
– рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
– выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ
– раскрыть характер социальной политики в РФ;
– рассмотреть формирование государственного бюджета в перспективе на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.

Содержание

Введение
1. Бюджет и бюджетная система РФ
Социально-экономическая сущность бюджета и его функции
1.2 Бюджетная система РФ и принципы ее построения
2. Роль бюджета в социальной политике государства
2.1 Формы и направления социальной политики
2.2 Реализация социальной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

кр бюджет.docx

— 82.76 Кб (Скачать документ)

Эти обе  подсистемы действуют на основе принципа солидарности, суть которого заключается  в перераспределении доходов  одних социально» демографических  групп другим. Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного  производства, изымаемые по каналам  налогообложения (подоходный налог, налоги предприятий и т.п.) и целевых  взносов (взносы предприятий и самих  застрахованных). Эти налоги и взносы образуют общественные фонды – финансовую основу социальных пособий.

Деятельность  государства не ограничивается только перераспределением денежных доходов. Она включает в себя также формирование общественных фондов и финансирование отраслей социальных услуг, удовлетворяющих  потребности населения

– в получении общего и профессионального образования,

– поддержании здоровья,

– в  жилье,

– в здоровой окружающей среде,

– транспорте.

Социальная  политика отвечает за доступность минимума (на данном этапе развития общества) услуг всем слоям населения.

Регулирование занятости в рамках социальной политики осуществляется посредством политики занятости путем поддержания  уровня и структуры занятости, создания условий труда на производстве и  рамок его эксплуатации, совершенствования  параметров рабочей силы. Политика занятости способствует трудоустройству  всех, кто готов приступить к работе и ищет ее, достижению максимальной продуктивности, обеспечению каждому  потенциальному работнику свободы  выбора занятости, возможности получить специальную подготовку, использовать свои навыки и способности для выполнения того вида труда, к которому он пригоден в наибольшей степени.

Политика  занятости имеет краткосрочные  и долгосрочные задачи. К краткосрочным относится смягчение или нейтрализация негативных последствий экономических спадов, реформ. К долгосрочным – установление благоприятного для общественного развития соотношения категорий трудящихся по отраслям, профессиям и квалификации; поддержание уровня использования трудового потенциала; приведение в соответствие с такими потребностями величины и состава рабочей силы; позитивная адаптация занятых к экономическим преобразованиям; опережающее технический прогресс повышение качества рабочей силы.

Социальная  политика тесно связана с экономической  политикой. Их трудно разделить в  комплексе общественного регулирования, хотя они и различаются по конкретным целям, задачам, объектам, методам, средствам, институтам. Экономическая политика нацелена на регулирование материально-производственных отношений общественного развития, решение хозяйственных задач. Ее результаты оказывают активное влияние  на состояние политической, культурно-духовной и социальной сфер жизнедеятельности  общества. Социальная политика регулирует социальные процессы, решает задачи повышения  благосостояния человека, обеспечения  должного уровня и качества жизни. Ее результаты также сказываются на всех сторонах жизни. Они обе представляют собой самостоятельные, равноценные  направления общественного регулирования. Но их самостоятельность относительна, т. к. они находятся в сложных взаимозависимых отношениях. Любая социальная программа требует экономического обоснования, и величина социальных расходов зависит от экономического состояния общества. 

2.2 Реализация социальной  политики на 2012 год  и на плановый  период 2013 и 2014 годов

Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется  следующими данными (таблица1):

Таблица 1

Структура и динамика расходов федерального бюджета  по разделам классификации  расходов

млрд. рублей

  2011 год 2012 год 2013 год 2014 год
(закон) %% к предыдущему  году проект %% к предыдущему  году проект %% к предыдущему  году проект %% к предыдущему  году
ВСЕГО 11 022,5 108,9 12 198,3 110,7 13 431,9 110,1 14 293,9 106,4
Условно утвержденные         335,8   714,7  
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) 11 022,5 108,9 12 198,3 110,7 13 096,1 107,4 13 579,2 103,7
в том  числе:                
Общегосударственные вопросы  870,6 123,9 794,6 91,3 802,0 100,9 784,6 97,8
Национальная  оборона 1 532,8 119,9 1 847,4 120,5 2 334,3 126,4 2 750,8 117,8
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 229,9 110,9 1 687,2 137,2 1 903,3 112,8 1 994,6 104,8
Национальная  экономика  1 834,4 118,7 1 762,2 96,1 1 681,4 95,4 1 653,9 98,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 232,5 90,4 99,7 42,9 86,3 86,6 62,2 72,1
Охрана  окружающей среды 17,5 126,5 19,6 111,7 19,9 101,7 21,4 107,1
Образование 552,4 120,7 559,9 101,4 521,5 93,2 467,6 89,7
Культура,  кинематография 87,6 118,0 80,9 92,4 78,5 96,9 76,4 97,4
Здравоохранение 466,8 107,0 498,8 106,9 454,0 91,0 445,0 98,0
Социальная  политика 3 153,2 93,9 3 796,9 120,4 4 102,3 108,0 4 134,2 100,8
Физическая  культура и спорт 42,4 125,8 38,7 91,3 30,7 79,3 24,4 79,5
Средства  массовой информации 61,4 111,4 62,6 102,0 56,4 90,1 50,3 89,1
Обслуживание  государственного и муниципального долга 350,7 179,8 438,9 125,1 538,0 122,6 640,5 119,0
Межбюджетные  трансферты общего характера 590,2 98,6 510,8 86,5 487,3 95,4 473,6 97,2

 

Расходы в области социальной политики планируются  со значительным ростом в 2012 и 2013 годах, в основном, за счет мер по обеспечению  сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Так, в связи с поставленной задачей на 4% снизить ставку в 2012-2013 годах, на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи со снижением тарифов страховых взносов в 2012-2013 годах резервируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году на сумму 236,4 млрд. рублей и в 2013 году – на 275,6 млрд. рублей.

Уменьшение  бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 году по сравнению с 2012 годом  и в 2014 году по сравнению с 2013 годом  обусловлено  завершением в 2013 году реализации мероприятий  по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей  с 1 января 2012 года в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о разграничении полномочий между  различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счет средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

Уменьшение  расходов федерального бюджета  на здравоохранение в 2013 и 2014 годах  вызвано, в основном, тем, что в  рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами в муниципальных учреждениях, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам, по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан, диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,   планируется осуществлять за счет средств обязательного медицинского страхования.

По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим  на изменение объема, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые  на реализацию ФЦП и непрограммной  части ФАИП, которые имеют измеримый  и законченный срок реализации (исполнения).

При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального  обеспечения в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов финансово  обеспечено исполнение в полном объеме законодательно установленных публично-нормативных и иных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций (таблица 2):

Таблица 2

Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных

и иных социально-значимых обязательств

млрд. рублей

  2011 год  (закон) 2012 год  2013 год 2014 год
проект в %% к предыдущему году проект в %% к предыдущему году проект в %% к предыдущему году
Всего 454,1 646,5 142,4 670,1 103,7 699,7 104,4
Публичные нормативные обязательства - всего 296,6 510,1 172,0 532,8 104,5 561,9 105,5
в том  числе:              
Пенсии  военнослужащим 263,8 472,0 179,0 493,2 104,5 520,8 105,6
Меры  социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний 9,2 9,7 106,3 10,3 105,5 10,8 105,0
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий 2,6 3,2 122,5 3,4 105,5 3,6 105,7
Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий 11,8 13,0 109,8 13,7 105,4 14,4 105,0
Стипендия Президента Российской Федерации членам спортивных сборных команд Российской Федерации и их тренерам 1,2 1,2 100,0 1,2 100,0 1,2 100,0
Дополнительное  ежемесячное материальное обеспечение  некоторых категорий граждан  Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов 0,8 0,7 93,2 0,7 93,4 0,7 100,0
Иные  публичные нормативные обязательства 7,3 10,3 141,1 10,3 100,0 10,4 101,0
Иные  социально-значимые обязательства: 157,5 136,4 86,6 137,3 100,7 137,8 100,4
Осуществление полномочий Российской Федерации в  области содействия занятости населения 77,2 46,5 60,2 46,3 99,6 46,3 100,0
Пособия и компенсации военнослужащим, приравненным к ним лицам, а также уволенным  из их числа 7,3 9,5 130,0 9,6 101,1 9,6 100,0
Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих 28,7 37,0 128,9 37,0 100,0 37,0 100,0
Оплата  военнослужащим стоимости путевок  для их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации  отдыха и оздоровления детей 5,8 5,0 86,9 5,0 100,0 5,0 100,0
Выплаты социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионерам  субъектов Российской Федерации 6,9 7,3 105,8 7,7 105,5 7,7 100,0
Социальная  поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 6,8 5,9 86,8 6,2 105,1 6,5 104,8
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под  опекой (попечительством), не имеющих  закрепленного жилого помещения 6,2 6,2 100,0 6,2 100,0 6,2 100,0
Гранты  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации  в области культуры, искусства  и средств массовой информации 3,0 3,0 100,0 3,0 100,0 3,0 100,0
Иные  выплаты, пособия и компенсации 15,6 16,0 102,5 16,3 101,9 16,5 101,4

 

 

   В области социальной защиты инвалидов в составе расходов федерального бюджета   предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, связанных с исполнением обязательств Российской Федерации по осуществлению ежемесячных денежных выплат инвалидам; бюджетные ассигнования на  предоставление технических средств для  реабилитации инвалидов, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.  В 2012 -2014 годах на указанные цели предполагается направить 15,6 млрд. рублей (на уровне 2011 года).

С 2011 года вопросы  обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам  и услугам, а  также интеграции инвалидов с обществом будут  решаться в рамках реализации государственной  программы Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы,  на реализацию которой в 2012 году предусмотрено 2,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2,3 млрд. рублей,  в 2014 году - 10,0 млрд. рублей.

В области поддержки  семей с детьми предусматриваются:

- увеличение  размеров пособий в 2012 году  на 6%, в 2013 году – на 5,5%, в 2014 году – на 5%;

- бюджетные  ассигнования на выплату пособий  гражданам, имеющим детей, в  сумме 67,8 млрд. рублей, что на 8,7 % превышает соответствующий показатель 2011 года (в связи с индексацией  размеров пособий и увеличением  численности получателей).

На предоставление в 2012 году материнского (семейного) капитала предусмотрено 132,7 млрд. рублей, что  на 9,9% превышает соответствующий  показатель 2011 года (в связи с  индексацией размера и увеличением  численности получателей). В 2012-2014 годах  предусматривается увеличение размера  материнского (семейного) капитала, который  к 2014 году составит 429,4 тыс. рублей против 365,7 тыс. рублей в 2011 году.

В связи  со стабилизацией положения на рынке труда в 2012 году прогнозируется снижение численности безработных граждан, официально зарегистрированных в органах службы занятости, что позволит сократить расходы на предоставление социальных выплат безработным гражданам на 7,5 млрд. рублей в 2012 году, на 4,8 млрд. рублей в 2013 году и на 3,8 млрд. рублей в 2014 году.

В 2011 году планируется завершить софинансирование Российской Федерацией региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В 2012-2014 годах планируются межбюджетные трансферты Пенсионному фонду Российской Федерации  на исполнение полномочий Российской Федерации в сфере  социальной политики.

Информация о работе Роль бюджета в социальной политике государства