Роль бюджета в социальной политике государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ роли бюджета в финансовом обеспечении социальной сферы и осуществлении социальной политики Российского государства.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
– рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
– выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ
– раскрыть характер социальной политики в РФ;
– рассмотреть формирование государственного бюджета в перспективе на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.

Содержание

Введение
1. Бюджет и бюджетная система РФ
Социально-экономическая сущность бюджета и его функции
1.2 Бюджетная система РФ и принципы ее построения
2. Роль бюджета в социальной политике государства
2.1 Формы и направления социальной политики
2.2 Реализация социальной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

кр бюджет.docx

— 82.76 Кб (Скачать документ)

При формировании объема межбюджетных трансфертов учтена ежегодная с 1 апреля индексация ежемесячных  денежных выплат инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся радиационному  воздействию, другим категориям граждан  по уровню инфляции.

Ежемесячную денежную выплату получат около 17,1 млн. человек ежегодно,  ее средний  размер в 2012 году составит 2 198 рубля, к 2014 году он увеличится до 2440 рублей. 

В рамках проведения мероприятий по ликвидации бедности среди пенсионеров с  самым низким уровнем доходов, начиная  с 2010 года установлена федеральная  социальная доплата к пенсии и  региональная социальная доплата к  пенсии, в результате чего выполнена  задача по достижению общего уровня материального  обеспечения каждого пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

Предполагается, что федеральная социальная доплата  к пенсии в 2012 – 2014 годах будет  установлена более 2,5 млн. человек, а  региональная  социальная доплата  к пенсии – более 2,4 млн. человек.

В объеме межбюджетных трансфертов бюджету  Фонда социального страхования  Российской Федерации на исполнение полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики предусматриваются бюджетные ассигнований по следующим основным  направлениям:

на выплату  пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим обязательному  социальному страхованию (по прогнозным данным указанное пособие в 2012 – 2014 годах будет получать около 1,1 млн. человек);

на выплату  пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий (средний  размер указанного пособия в 2012 году составит 6 238 рублей, численность получателей указанного пособия превышает 17 тыс. человек);

на выплату  пособий при рождении ребенка  гражданам, не подлежащим обязательному  социальному страхованию (размер указанного пособия в 2012 году составит 12 405 рублей и будет увеличен к 2014 году на 10,7 %, численность получателей пособия в 2012 - 2014 годах прогнозируется на уровне 440 тыс. человек).

Кроме того, планируется существенно улучшить обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе  протезно-ортопедическими изделиями, что позволит обеспечить их выдачу инвалидам в соответствии с Федеральным  перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Одной из ключевых государственных задач  в сфере бюджетной политики является обеспечение сбалансированности пенсионной системы.

Система обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации призвана обеспечивать государственные гарантии по выплате пенсий, решать задачи повышения  уровня пенсионного обеспечения, размеров пенсий и своевременной их выплаты. Эти меры, прежде всего, должны обеспечиваться за счет страховых взносов, поступающих  в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Однако  следует признать, что система  обязательного пенсионного страхования  не может полностью обеспечить собственными ресурсами реализацию мероприятий  в области обязательного пенсионного  страхования.

В 2012-2014 годах трудовые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и социальные пособия будут увеличиваться  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Средний размер трудовой пенсии возрастет с 8,5 тыс. рублей в 2011 году до 9,3 тыс. рублей в 2012 году, 10,2 тыс. рублей в 2013 году и  11,1 тыс. рублей в 2014 году.

Средний размер социальных пенсий возрастет  с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году.

Учитывая, что наряду с системой обязательных платежей возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования  механизмов государственного стимулирования, в проектировках предусматриваются  ассигнования на софинансирование формирования пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния.

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный  закон о страховых взносах  в государственные внебюджетные фонды, с принятием которого упразднен  единый социальный налог и система обязательного социального страхования перешла к страховому принципу формирования доходов.

С 1 января 2011 года был установлен единый для  всех страхователей тариф страховых  взносов - 34%, из которого – 26% направляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.

Одновременно, для отдельных категорий страхователей  был введен льготный переходный период с установлением пониженного  тарифа страховых взносов, поэтому  в составе межбюджетных трансфертов  бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации предусматриваются средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженного тарифа страховых взносов для отдельных категорий страхователей.

Объем межбюджетных трансфертов, направляемых  бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2012-2014 годах на обеспечение мер социальной поддержки граждан, определяется с учетом  индексации  размеров пособий и социальных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации и численности граждан, получивших право на соответствующие пособия и социальные выплаты.

Основные  направления межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации, представлены в  таблице 3:  

                                                                                                                Таблица 3

Межбюджетные  трансферты бюджету  Фонда социального  страхования 

Российской  Федерации

млрд. рублей

  2011 год  (закон) 2012 год 2013 год 2014 год
проект в % к преды-дущему году проект в % к преды-дущему году проект в % к преды-дущему году
Всего 83,2 76,5 91,9 79,6 104,1 82,9 104,1
в том числе:              
Компенсация выпадающих доходов в связи с  установлением пониженных тарифов  страховых взносов для отдельных  категорий плательщиков 5,4 6,3 116,7 5,6 88,9 5,6 100,0
Покрытие  дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации 11,3 - - - - - -
Администрируемые  расходы: 66,5 70,2 105,6 74,0 105,4 77,3 104,5
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет  гражданам, не подлежащим обязательному  социальному страхованию 49,3 52,3 106,1 55,2 105,5 57,9 104,9
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации 9,0 9,0 100,0 9,0 100,0 9,0 100,0
Выплата пособий при рождении ребенка  гражданам, не подлежащим обязательному  социальному страхованию 5,7 6,0 105,3 6,3 105,0 6,6 104,8
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации 1,4 1,5 107,1 1,6 106,7 1,7 105,0
Оплата  четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми инвалидами 1,1 1,4 127,3 1,9 135,7 2,1 110,5
Кроме того, зарезервированные  бюджетные ассигнования на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации - 85,7 - 88,3 115,8 93,5 106,1

 

В составе  межбюджетных трансфертов бюджету  Фонда социального страхования  Российской Федерации предусматриваются  средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением  пониженного тарифа страховых взносов  для отдельных категорий страхователей.

В настоящее  время складывается сложная ситуация с обеспечением сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Значительное увеличение размеров пособий начиная с 2010 года, вызванное решениями, обусловленными Федеральным законом от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ, регулирующими порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком, привело к значительному росту расходов на их выплату и увеличению дефицита бюджета Фонда.

В связи  с этим, на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации зарезервированы средства федерального бюджета: 85,7 млрд. рублей в 2012 году, 88,3 млрд. рублей в 2013 году и 93, 5 млрд. рублей в 2014 году.

В дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию  механизма исчисления названных  пособий, направленного на оптимизацию  расходов на их выплату.

В 2011 году предусматривается проведение в  двух субъектах Российской Федерации  пилотного проекта, определяющего  особенности назначения и выплаты  застрахованным лицам страхового обеспечения  и иных выплат территориальными органами Фонда социального страхования  Российской Федерации. С 2014 года предполагается полностью отменить действующую  «зачетную» систему и перейти  на осуществление прямых выплат Фондом по страховым случаям застрахованным гражданам.

Основные  направления расходования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В составе  межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Федерального фонда обязательного  медицинского страхования в 2012 году, учитываются расходы на проведение диспансеризации находящихся в  стационарных учреждениях детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, и на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан. С 2013 года финансовое обеспечение дополнительной диспансеризации работающих граждан  и проведение дополнительной диспансеризации  детей-сирот будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

В составе  межбюджетных трансфертов бюджету  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования предусматриваются  средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением  пониженного тарифа страховых взносов  для отдельных категорий страхователей:  
18,4 млрд. рублей в 2012 году и 18,8 млрд. рублей в 2013 – 2014 годах ежегодно.

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере здравоохранения в 2012 - 2014 годах составит соответственно 498,8 млрд. рублей, 454,0 млрд. рублей, 445,0 млрд. рублей.

В рамках продолжения реформы в системе  здравоохранения с 2012  года предусматривается  изменение источников финансирования отдельных мероприятий в указанной  сфере,  ранее осуществляемых за счет бюджетных ассигнований. 

Так, в 2012 году в  целях повышения доступности  медицинской помощи предусматривается  продолжение реализации программ модернизации здравоохранения, реализуемых с 2011 года.

Финансовое  обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения осуществляется за счет доходов, поступающих в бюджет Федерального фонда медицинского страхования  в связи с увеличением страховых  взносов на обязательное медицинское  страхование в размере 2%, средств  бюджетов субъектов Российской Федерации  и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

За период 2011- 2012 годов на эти цели предусматривается  направить средства обязательного  медицинского страхования в общей  сумме 460,0 млрд. рублей.

Объем субсидий, направляемых  из бюджета  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования  на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов  Российской Федерации в 2012 году составит 194,9 млрд. рублей.

Основная  цель модернизации здравоохранения  – создание оптимальных систем организации  здравоохранения, ориентированных  не на расширение сети медицинских  организаций, а на повышение эффективности  их деятельности, работающих в соответствии со стандартами по оказанию медицинской  помощи гражданам Российской Федерации, расширение профилактической направленности здравоохранения, способной предотвратить  ухудшение состояния здоровья населения  страны.

В этой связи модернизация здравоохранения  должна найти отражение, главным  образом, в укреплении поликлинического звена, функционирование которого направлено на раннее выявление заболеваний, рационализации использования (сокращения) коечного фонда, решении вопросов обеспеченности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения, внедрении информационных систем в  здравоохранении и стандартов оказания медицинской помощи.

Информация о работе Роль бюджета в социальной политике государства