Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:27, курсовая работа
Целью работы является анализ роли бюджета в финансовом обеспечении социальной сферы и осуществлении социальной политики Российского государства.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных задач:
– рассмотреть теоретические основы бюджетной системы РФ и принципы ее построения;
– выделить федеральный бюджет как главный элемент бюджетной системы РФ
– раскрыть характер социальной политики в РФ;
– рассмотреть формирование государственного бюджета в перспективе на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 гг.
Введение
1. Бюджет и бюджетная система РФ
Социально-экономическая сущность бюджета и его функции
1.2 Бюджетная система РФ и принципы ее построения
2. Роль бюджета в социальной политике государства
2.1 Формы и направления социальной политики
2.2 Реализация социальной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Заключение
Список литературы
При формировании объема межбюджетных трансфертов учтена ежегодная с 1 апреля индексация ежемесячных денежных выплат инвалидам, ветеранам, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, другим категориям граждан по уровню инфляции.
Ежемесячную денежную выплату получат около 17,1 млн. человек ежегодно, ее средний размер в 2012 году составит 2 198 рубля, к 2014 году он увеличится до 2440 рублей.
В рамках проведения мероприятий по ликвидации бедности среди пенсионеров с самым низким уровнем доходов, начиная с 2010 года установлена федеральная социальная доплата к пенсии и региональная социальная доплата к пенсии, в результате чего выполнена задача по достижению общего уровня материального обеспечения каждого пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.
Предполагается, что федеральная социальная доплата к пенсии в 2012 – 2014 годах будет установлена более 2,5 млн. человек, а региональная социальная доплата к пенсии – более 2,4 млн. человек.
В объеме межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на исполнение полномочий Российской Федерации в сфере социальной политики предусматриваются бюджетные ассигнований по следующим основным направлениям:
на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (по прогнозным данным указанное пособие в 2012 – 2014 годах будет получать около 1,1 млн. человек);
на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий (средний размер указанного пособия в 2012 году составит 6 238 рублей, численность получателей указанного пособия превышает 17 тыс. человек);
на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (размер указанного пособия в 2012 году составит 12 405 рублей и будет увеличен к 2014 году на 10,7 %, численность получателей пособия в 2012 - 2014 годах прогнозируется на уровне 440 тыс. человек).
Кроме
того, планируется существенно
Одной из ключевых государственных задач в сфере бюджетной политики является обеспечение сбалансированности пенсионной системы.
Система
обязательного пенсионного
Однако
следует признать, что система
обязательного пенсионного
В 2012-2014
годах трудовые пенсии, пенсии по государственному
пенсионному обеспечению и
Средний размер трудовой пенсии возрастет с 8,5 тыс. рублей в 2011 году до 9,3 тыс. рублей в 2012 году, 10,2 тыс. рублей в 2013 году и 11,1 тыс. рублей в 2014 году.
Средний размер социальных пенсий возрастет с 5,1 тыс. рублей в 2011 году до 5,7 тыс. рублей в 2012 году, 6,2 тыс. рублей в 2013 году и 6,9 тыс. рублей в 2014 году.
Учитывая,
что наряду с системой обязательных
платежей возрастающую роль должно играть
добровольное пенсионное страхование,
в том числе за счет использования
механизмов государственного стимулирования,
в проектировках
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды, с принятием которого упразднен единый социальный налог и система обязательного социального страхования перешла к страховому принципу формирования доходов.
С 1 января 2011 года был установлен единый для всех страхователей тариф страховых взносов - 34%, из которого – 26% направляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование.
Одновременно,
для отдельных категорий
Объем межбюджетных трансфертов, направляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2012-2014 годах на обеспечение мер социальной поддержки граждан, определяется с учетом индексации размеров пособий и социальных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации и численности граждан, получивших право на соответствующие пособия и социальные выплаты.
Основные
направления межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета, передаваемых
бюджету Фонда социального
Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования
Российской Федерации
млрд. рублей
2011 год (закон) | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
проект | в % к преды-дущему году | проект | в % к преды-дущему году | проект | в % к преды-дущему году | ||
Всего | 83,2 | 76,5 | 91,9 | 79,6 | 104,1 | 82,9 | 104,1 |
в том числе: | |||||||
Компенсация
выпадающих доходов в связи с
установлением пониженных тарифов
страховых взносов для |
5,4 | 6,3 | 116,7 | 5,6 | 88,9 | 5,6 | 100,0 |
Покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации | 11,3 | - | - | - | - | - | - |
Администрируемые расходы: | 66,5 | 70,2 | 105,6 | 74,0 | 105,4 | 77,3 | 104,5 |
Выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию | 49,3 | 52,3 | 106,1 | 55,2 | 105,5 | 57,9 | 104,9 |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации | 9,0 | 9,0 | 100,0 | 9,0 | 100,0 | 9,0 | 100,0 |
Выплата пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию | 5,7 | 6,0 | 105,3 | 6,3 | 105,0 | 6,6 | 104,8 |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации | 1,4 | 1,5 | 107,1 | 1,6 | 106,7 | 1,7 | 105,0 |
Оплата четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми инвалидами | 1,1 | 1,4 | 127,3 | 1,9 | 135,7 | 2,1 | 110,5 |
Кроме того, зарезервированные бюджетные ассигнования на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации | - | 85,7 | - | 88,3 | 115,8 | 93,5 | 106,1 |
В составе
межбюджетных трансфертов бюджету
Фонда социального страхования
Российской Федерации предусматриваются
средства на компенсацию выпадающих
доходов в связи с
В настоящее время складывается сложная ситуация с обеспечением сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Значительное увеличение размеров пособий начиная с 2010 года, вызванное решениями, обусловленными Федеральным законом от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ, регулирующими порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком, привело к значительному росту расходов на их выплату и увеличению дефицита бюджета Фонда.
В связи с этим, на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации зарезервированы средства федерального бюджета: 85,7 млрд. рублей в 2012 году, 88,3 млрд. рублей в 2013 году и 93, 5 млрд. рублей в 2014 году.
В дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию механизма исчисления названных пособий, направленного на оптимизацию расходов на их выплату.
В 2011 году
предусматривается проведение в
двух субъектах Российской Федерации
пилотного проекта, определяющего
особенности назначения и выплаты
застрахованным лицам страхового обеспечения
и иных выплат территориальными органами
Фонда социального страхования
Российской Федерации. С 2014 года предполагается
полностью отменить действующую
«зачетную» систему и перейти
на осуществление прямых выплат Фондом
по страховым случаям
Основные направления расходования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В составе
межбюджетных трансфертов, направляемых
бюджету Федерального фонда обязательного
медицинского страхования в 2012 году,
учитываются расходы на проведение
диспансеризации находящихся в
стационарных учреждениях детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, и на проведение дополнительной
диспансеризации работающих граждан.
С 2013 года финансовое обеспечение дополнительной
диспансеризации работающих граждан
и проведение дополнительной диспансеризации
детей-сирот будет
В составе
межбюджетных трансфертов бюджету
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования предусматриваются
средства на компенсацию выпадающих
доходов в связи с
18,4 млрд. рублей в 2012 году и 18,8 млрд. рублей
в 2013 – 2014 годах ежегодно.
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере здравоохранения в 2012 - 2014 годах составит соответственно 498,8 млрд. рублей, 454,0 млрд. рублей, 445,0 млрд. рублей.
В рамках
продолжения реформы в системе
здравоохранения с 2012 года предусматривается
изменение источников финансирования
отдельных мероприятий в
Так, в 2012 году в целях повышения доступности медицинской помощи предусматривается продолжение реализации программ модернизации здравоохранения, реализуемых с 2011 года.
Финансовое
обеспечение региональных программ
модернизации здравоохранения осуществляется
за счет доходов, поступающих в бюджет
Федерального фонда медицинского страхования
в связи с увеличением
За период 2011- 2012 годов на эти цели предусматривается направить средства обязательного медицинского страхования в общей сумме 460,0 млрд. рублей.
Объем субсидий, направляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в 2012 году составит 194,9 млрд. рублей.
Основная цель модернизации здравоохранения – создание оптимальных систем организации здравоохранения, ориентированных не на расширение сети медицинских организаций, а на повышение эффективности их деятельности, работающих в соответствии со стандартами по оказанию медицинской помощи гражданам Российской Федерации, расширение профилактической направленности здравоохранения, способной предотвратить ухудшение состояния здоровья населения страны.
В этой связи модернизация здравоохранения должна найти отражение, главным образом, в укреплении поликлинического звена, функционирование которого направлено на раннее выявление заболеваний, рационализации использования (сокращения) коечного фонда, решении вопросов обеспеченности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения, внедрении информационных систем в здравоохранении и стандартов оказания медицинской помощи.
Информация о работе Роль бюджета в социальной политике государства