Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:54, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6
1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6
1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10
1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14
2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19
2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26
3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложение А……………………………………………………………………42
Приложение Б……………………………………………………………………44
Приложение В……………………………………………………………………45
Расходы на образование
Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных и муниципальных учреждениях. Образование финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В период с 2008 по 2010 года доля расходов федерального бюджета почти не изменилась и составила чуть более 4%.
Кроме того, с 2006 года часть
средств федерального бюджета в
рамках приоритетного национального
проекта «Образование»
Национальная оборона
является основным и самым весомым
составным элементом
Параметры расходов на национальную
оборону, заложенные в бюджеты последних
лет, отражают последовательно проводящуюся
в государстве политику укрепления
его обороноспособности. В целом,
бюджеты последних лет
Природные особенности и
сложившиеся экономические
Выравнивание уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все регионы. В 2007 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 3757,356 млрд. руб.
Основная часть финансовой помощи регионам предоставляется из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.
Основным по своему значению
и объемам предоставляемых
Таблица 7 – Темп роста расходов бюджета, %
Темпы роста |
2008 к 2007 |
2009 к 2008 |
2010 к 2009 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 |
2013 к 2012 |
Расходы бюджета - ИТОГО, млрд. руб. |
112,41 |
143,54 |
86,16 |
112,36 |
100,47 |
101,27 |
Общегосударственные вопросы |
95,27 |
109,77 |
86,22 |
105,72 |
159,39 |
104,87 |
Национальная оборона |
67,66 |
211,09 |
79,91 |
83,52 |
98,74 |
100,38 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
86,06 |
175,00 |
88,06 |
92,68 |
97,29 |
98,79 |
Национальная экономика |
146,40 |
162,80 |
50,80 |
202,99 |
100,58 |
93,57 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
40,98 |
125,45 |
120,73 |
107,32 |
40,32 |
78,24 |
Охрана окружающей среды |
124,06 |
128,19 |
83,81 |
153,94 |
103,50 |
95,75 |
Образование |
117,13 |
121,13 |
79,91 |
148,44 |
100,63 |
100,45 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
124,93 |
125,93 |
91,43 |
80,22 |
171,97 |
93,52 |
Здравоохранение и спорт |
136,76 |
131,11 |
68,23 |
188,75 |
109,74 |
90,21 |
Социальная политика |
137,18 |
110,16 |
88,82 |
1027,38 |
107,93 |
107,90 |
Межбюджетные трансферты |
140,76 |
134,35 |
104,56 |
1,13 |
1046,51 |
99,40 |
Диаграмма 2 – Расходы федерального бюджета, млрд. руб.
Формирование объема и
структуры расходов федерального бюджета
на 2011-2013 год осуществляется с учетом
положений Бюджетного послания Президента
Российской Федерации, определяющих приоритетные
направления расходов федерального
бюджета и необходимости
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:
- безусловное исполнение
законодательно установленных
- обеспечение
- индексация в 2011 году
денежного довольствия
- обеспечение обязательств
в сфере образования
- обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
- обеспечение содержания
и развития транспортной
- постепенное сокращение
антикризисных мер поддержки
экономики, концентрация
- подготовка особо значимых
международных мероприятий (
При этом при формировании объема бюджетных ассигнований реализованы следующие подходы:
1) концентрация ресурсов
на наиболее значимых
2) рассмотрение вопросов
4) определение бюджетных
5) сохранение в 2011-2013 годах действующих
в текущем году условий
6) неувеличения в 2011-2013 годах
по сравнению с 2010 годом расходов
на обеспечение выполнения
7) продления до 2014 года приостановки
действия нормативных правовых
актов об увеличении
Распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделам и подразделам действующей классификации расходов бюджетов представлено в приложении № 1.
В целях реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года в текущем году планируется одновременно с проектом федерального бюджета на 2011-2013 годы представить в Государственную Думу аналитическое распределение бюджетных ассигнований по государственным программам, перечень которых будет определен Правительством Российской Федерации.
Одновременно, при формировании проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы планируется внесение изменений в классификацию расходов бюджетов, предполагающее отнесение межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации по их функциональной направленности на соответствующие разделы классификации расходов бюджетов, обособление в отдельные разделы функциональной классификации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (из раздела «Общегосударственные вопросы»); физическую культуру и спорт (из раздела «Здравоохранение»), поддержку средств массовой информации (из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»), а также отнесение расходов на развитие туризма, имущественные взносы в государственные корпорации «Олимпстрой» и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная экономика».
Отражение таким образом соответствующих расходов по разделам функциональной классификации соответствует международным стандартам.
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным ростом расходов в указанной сфере в среднем на 7 процентов.
Увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.
Снижение объема расходов
на жилищно-коммунальное хозяйство
в 2012 и 2013 годах обусловлено сокращением
бюджетных ассигнований на реализацию
ФЦП и непрограммной части
ФАИП, в том числе на обеспечение
военнослужащих служебным и постоянным
жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3
млрд. рублей в 2013 году в связи с
завершением соответствующих
По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).
В целом объем бюджетных
ассигнований обеспечивает выполнение
социальных обязательств Российской Федерации,
обязательств по оплате труда работникам
федеральных бюджетных
По отдельным направлениям бюджетных ассигнований федерального бюджета отмечается следующее.
В 2011 – 2013 годах в целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году – 980,4 млрд. рублей, в 2013 году – 1 109,5млрд. рублей.
Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации составит в 2011 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2012 году – 2 541,7 млрд. рублей, в 2013 году – 2 784,3 млрд. рублей.
Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач