Роль бюджетной политики в решении государственных задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6
1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6
1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10
1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14
2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19
2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26
3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложение А……………………………………………………………………42
Приложение Б……………………………………………………………………44
Приложение В……………………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

глава1.docx

— 882.29 Кб (Скачать документ)
text-align:justify">В 2010 году расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 102,110 млрд. руб., что  на 9,57 % меньше чем в 2009 году.

Расходы на образование

Статья 43 Конституции РФ закрепляет право каждого гражданина на образование в государственных  и муниципальных учреждениях. Образование  финансируется из бюджетов всех уровней  бюджетной системы.

Из федерального бюджета  в основном финансируются высшее профессиональное образование и  научные исследования в образовательной  сфере. В период с 2008 по 2010 года доля расходов федерального бюджета почти  не изменилась и составила чуть более 4%.

Кроме того, с 2006 года часть  средств федерального бюджета в  рамках приоритетного национального  проекта «Образование» дополнительно  направляется на трансферты в региональные бюджеты, в основном на поддержку  школьного образования.

Национальная оборона  является основным и самым весомым  составным элементом безопасности государства (наряду с правоохранительной деятельностью и предупреждением  и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). На протяжении последних лет около 15 % расходов бюджета страны (2,6-2,8 % ВВП) составляет доля расходов на национальную оборону, что свидетельствует об их стабильности.

Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних  лет, отражают последовательно проводящуюся в государстве политику укрепления его обороноспособности. В целом, бюджеты последних лет позволили  стабилизировать ситуацию по финансированию Вооруженных сил и перейти  от поддержания жизнеспособности армии  на минимальном уровне к модели развития.

Природные особенности и  сложившиеся экономические реалии обуславливают неравномерное размещение производственного и ресурсного потенциала по территории страны, что  ведет к огромному разрыву  в уровнях бюджетной обеспеченности регионов.

Выравнивание уровней  бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий или субвенций направляются во все регионы. В 2007 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета  составили 3757,356 млрд. руб.

Основная часть финансовой помощи регионам предоставляется из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда  софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда  реформирования региональных и муниципальных  финансов, Фонда компенсаций.

Основным по своему значению и объемам предоставляемых средств  является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной  обеспеченности и создание равных условий  для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных  налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.

 

Таблица 7 – Темп роста  расходов бюджета, %

Темпы роста

2008 к 2007

2009 к 2008

2010 к 2009

2011 к 2010

2012 к 2011

2013 к 2012

Расходы бюджета - ИТОГО, млрд. руб.

112,41

143,54

86,16

112,36

100,47

101,27

Общегосударственные вопросы

95,27

109,77

86,22

105,72

159,39

104,87

Национальная оборона

67,66

211,09

79,91

83,52

98,74

100,38

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

86,06

175,00

88,06

92,68

97,29

98,79

Национальная экономика

146,40

162,80

50,80

202,99

100,58

93,57

Жилищно-коммунальное хозяйство

40,98

125,45

120,73

107,32

40,32

78,24

Охрана окружающей среды

124,06

128,19

83,81

153,94

103,50

95,75

Образование

117,13

121,13

79,91

148,44

100,63

100,45

Культура, кинематография и  средства массовой информации

124,93

125,93

91,43

80,22

171,97

93,52

Здравоохранение и спорт

136,76

131,11

68,23

188,75

109,74

90,21

Социальная политика

137,18

110,16

88,82

1027,38

107,93

107,90

Межбюджетные трансферты

140,76

134,35

104,56

1,13

1046,51

99,40


Диаграмма 2 – Расходы  федерального бюджета, млрд. руб.

Формирование объема и  структуры расходов федерального бюджета  на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости исполнения «длящихся» расходных обязательств.

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011-2013 годах  определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:

- безусловное исполнение  законодательно установленных обязательств  по выплате социальных пособий  и компенсаций в сфере социальной  защиты населения, включая пенсионное  обеспечение военнослужащих;

- обеспечение сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации для дальнейшего развития  пенсионной системы;

- индексация в 2011 году  денежного довольствия военнослужащих  и приравненных к ним лиц,  фондов оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной  платы) судей и прокурорских  работников;

- обеспечение обязательств  в сфере образования здравоохранения  и социального обслуживания населения  с повышением адресности предоставления  социальной помощи;

- обеспечение закупки  новых видов вооружения, совершенствования  боевой подготовки, реализации социальных  гарантий для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;

- обеспечение содержания  и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных  дорог;

- постепенное сокращение  антикризисных мер поддержки  экономики, концентрация ресурсов  на мероприятиях, направленных на  модернизацию и технологическое  развитие экономики, повышение  ее энергетической эффективности,  в том числе инновационных  проектах и важнейших научных  разработках.

- подготовка особо значимых  международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и  XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной  летней универсиады 2013 года в  г. Казани, саммита АТЭС в г.  Владивосток в 2012 году).

При этом при формировании объема бюджетных ассигнований реализованы  следующие подходы:

1) концентрация ресурсов  на наиболее значимых мероприятиях  и объектах с уточнением объемов  бюджетных ассигнований на исполнение  отдельных расходных обязательств, пересмотром сроков решения поставленных  задач, оптимизацией расходов  на обеспечение деятельности  органов государственной власти  и федеральных бюджетных учреждений  с учетом отраслевых особенностей;

2) рассмотрение вопросов финансового  обеспечения реализации Указа  Президента Российской Федерации  от 24 декабря 2009 г. № 1468 ( в части передачи на федеральный бюджет милиции общественной безопасности), в том числе за счет обмена полномочиями между уровнями государственного управления, и вопросов реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, при подготовке проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы;

4) определение бюджетных ассигнований, необходимых для индексации в  2011 году на 6.5% денежного довольствия  военнослужащих и приравненных  к ним лиц с 1 апреля 2011 года, фондов оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников с 1 июня 2011 года, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2011 года;

5) сохранение в 2011-2013 годах действующих  в текущем году условий денежного  содержания федеральных государственных  гражданских служащих с сокращением  численности федеральных государственных  служащих в течение 2011-2013 годов  на 20% и сохранением 50% расчетной  экономии по фонду оплаты труда  в распоряжении соответствующих  федеральных органов государственной  власти;

6) неувеличения в 2011-2013 годах  по сравнению с 2010 годом расходов  на обеспечение выполнения функций  (содержание) федеральных государственных  органов;

7) продления до 2014 года приостановки  действия нормативных правовых  актов об увеличении численности  работников федеральных государственных  органов, ранее приостановленных  на текущий год, в том числе  Генеральной прокуратуры Российской  Федерации, Следственного комитета  при прокуратуре Российской Федерации,  Федеральной службы судебных  приставов, Федеральной миграционной  службы, МЧС России.

Распределение бюджетных  ассигнований федерального бюджета  по разделам и подразделам действующей  классификации расходов бюджетов представлено в приложении № 1.

В целях реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов до 2012 года в текущем году планируется одновременно с проектом федерального бюджета на 2011-2013 годы представить в Государственную Думу аналитическое распределение бюджетных ассигнований по государственным программам, перечень которых будет определен Правительством Российской Федерации.

Одновременно, при формировании проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы планируется внесение изменений в классификацию расходов бюджетов, предполагающее отнесение межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации по их функциональной направленности на соответствующие разделы классификации расходов бюджетов, обособление в отдельные разделы функциональной классификации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (из раздела «Общегосударственные вопросы»); физическую культуру и спорт (из раздела «Здравоохранение»), поддержку средств массовой информации (из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»), а также отнесение расходов на развитие туризма, имущественные взносы в государственные корпорации «Олимпстрой» и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная экономика».

Отражение таким образом  соответствующих расходов по разделам функциональной классификации соответствует  международным стандартам.

С учетом межбюджетных трансфертов  наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета  является социальная политика с ежегодным ростом расходов в указанной сфере в среднем на 7 процентов.

Увеличится объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство  в 2012 и 2013 годах обусловлено сокращением  бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной части  ФАИП, в том числе на обеспечение  военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с  завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены  бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства  в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного  в собственность Российской Федерации  в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета  основным фактором, влияющим  на изменение  объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые  на реализацию ФЦП и непрограммной  части ФАИП, которые имеют измеримый  и законченный срок реализации (исполнения).

В целом объем бюджетных  ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых  для реализации политики в соответствующих  сферах.

По отдельным направлениям бюджетных ассигнований федерального бюджета отмечается следующее.

В 2011 – 2013 годах в целях  обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2011 году в размере 890,9 млрд. рублей, в 2012 году – 980,4 млрд. рублей, в 2013 году – 1 109,5млрд. рублей.

Общий объем трансфертов  из федерального бюджета бюджету  Пенсионного фонда Российской Федерации  составит в 2011 году 2 324,4 млрд. рублей, в 2012 году – 2 541,7 млрд. рублей, в 2013 году – 2 784,3 млрд. рублей.

Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач