Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:54, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании особенностей бюджетной политики России и разработке направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы формирования бюджетной политики;
определить особенности реализации бюджетной политики в России на современном этапе;
Провести анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ;
определить основные направления совершенствования бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы формирования и реализации бюджетной политики…………………………………………………………………………………6
1.1 Место и роль бюджетной политики в системе государственного регулирования экономики………………………………………………………….…..6
1.2 Процесс формирования и реализации бюджетной политики в России….10
1.3 Бюджетный механизм как инструмент бюджетной политики……………14
2. Роль бюджетной политики в решении государственных задач……………16
2.1 Анализ современной бюджетной политики в области доходов………….16
2.2 Оценка бюджетной политики России в области расходов ……………….19
2.3 Проблемы управления государственным долгом и регулирования межбюджетных отношений……………………………………………………………26
3 Основные проблемы и направления совершенствования бюджетной политики России………………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованной литературы…………………………………………...40
Приложение А……………………………………………………………………42
Приложение Б……………………………………………………………………44
Приложение В……………………………………………………………………45
При формировании долгосрочной
бюджетной политики необходимо учитывать,
что Россию в ближайшие 20 лет ждет
значительное сокращение численности
населения трудоспособного
Так, в 2010 году доля трудоспособного населения составит 62% от общей численности россиян, а доля населения пенсионного возраста – 22%. По прогнозу Минэкономразвития России, к 2030 году численность трудоспособного населения сократится до 52%, а доля населения пенсионного возраста возрастет до 27%. В связи с ухудшением демографической ситуации проблема финансирования пенсий еще больше обострится и потребует новых ресурсов – для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, который может быть обеспечен использованием средств Фонда национального благосостояния.
Если в 2008-2009 годах дефицит
бюджета Пенсионного фонда
В федеральном бюджете
запланированы ассигнования на выполнение
в полном объеме принятых обязательств
по выплате социальных пособий и
компенсаций, кроме того, предусмотрена
индексация зарплат работникам бюджетной
сферы и военнослужащим. Однако следует
отметить слабую направленность социальной
политики на поддержку нуждающихся
граждан. В этой связи и в соответствии
с Бюджетным посланием
Еще одним приоритетом бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.
Повышение страховых взносов на 2% принесет в систему обязательного медицинского страхования порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.
Я считаю, что важнейшим приоритетом бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики.
Объемы финансирования образования
позволят обеспечить переход к
образованию по стандартам нового поколения,
отвечающим требованиям современной
экономики; решение проблем, связанных
с оптимизацией сети образовательных
учреждений на всех уровнях; существенное
повышение роли вузов в развитии
науки; разработку стимулов для привлечения
частного сектора в отрасль и
увязку программ подготовки специалистов
с требованиями рынка труда. Структурные
изменения в образовании
Общий объем ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.
Это позволит обеспечить проведение
мероприятий по обеспечению сохранности
и доступности объектов культурного
наследия России; по поддержке театров
и отечественного кинематографа; по
развитию библиотек; проведение реставрации
и реконструкции объектов национального
достояния. В помощь творческой деятельности
предусматривается
Следует отдельное внимание уделить интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной поддержки участия России в мероприятиях мирового уровня.
Среди приоритетов бюджетной политики - обеспечение национальной обороны на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (данная программа будет утверждена в течение 2010 года).
Предусмотренные в федеральном бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное и региональное значение.
Реализация федеральных
целевых программ (ФЦП) и непрограммной
части федеральной адресной инвестиционной
программы (ФАИП) в среднесрочной
перспективе будет
Увеличатся ассигнования на дорожное строительство за счет целевого направления доходов от повышения акцизов на нефтепродукты (индексация ставок позволит дополнительно получить в федеральный бюджет в 2011 году 82,9 млрд. рублей, из которых 34 млрд. рублей пойдет на строительство и ремонт дорог в крупных городах. В 2012 году дополнительные доходы составят 174,6 млрд. рублей, из которых 87,3 млрд. рублей (50%) будет направлены субъектам Российской Федерации, а в 2013 году дополнительные доходы составят 279,4 млрд. рублей, из которых в бюджеты субъектов Российской Федерации будет направлено 139,7 млрд. рублей (50%)). В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.
Необходимо отметить, что с 2010 по 2013 годы доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации уменьшатся с 13,0% к ВВП до 11,3% к ВВП %, расходы – с 13,7% к ВВП до 11,4% к ВВП. В 2009 году дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составлял 0,8% к ВВП, в 2010 году – 0,7% к ВВП. Ожидается, что в ближайшие три года дефицит последовательно снизится до 0,6 % к ВВП в 2012 году и до 0,1 % к ВВП в 2013 году.
Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 973,4 млрд. рублей, на 1 января 2012 года – 806,5 млрд. рублей, на 1 января 2013 года – 482,1 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 480,1 млрд. рублей.
В среднесрочной перспективе
сохраняется необходимость
Заключение
По итогам исследования можно
сказать, что бюджетная политика
является центральным звеном развития
сектора государственного управления.
Представляя собой комплекс решений
и мероприятий по осуществлению
бюджетного процесса и исполнению государственных
функций, она оказывает определяющее
воздействие практически на все
области жизнедеятельности. Это
достигается посредством
В ходе исследования доходной
и расходной частей государственного
бюджета была проанализирована их структура,
динамика составляющих ее элементов. В
результате проведенного анализа, можно
отметить, что в период с 2000 по 2008
гг. доходы и расходы как расширенного
бюджета Правительства, так и
бюджетов отдельных уровней бюджетной
системы имели восходящую динамику.
В части формирования доходной базы
повышалась доля налоговой составляющей,
что связано в первую очередь
с переносом налоговой нагрузки
с обрабатывающего на сырьевой сектор.
При наличии среднего уровня общей
налоговой нагрузки ВВП России среди
развитых стран, в нашей стране сохраняется
довольно невысокий уровень
Стабильный период развития национального хозяйства с 2000 по 2008 гг., позволил увеличить и расходную часть консолидированного бюджета. В нем преобладают расходы на финансовое обеспечение публичных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства (около 34%), затем следуют социальная политика, включая трансферты внебюджетным фондам (около 20%), обеспечение обороны и безопасности (около 17%), поддержка национальной экономики, включая развитие инфраструктуры (около 16%), общегосударственные вопросы (около 9%). Однако сравнение данных показателей со странами ОЭСР показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.
В результате рассмотрения особенностей бюджетной политики в области управления государственным долгом в период с 2000 по 2008 гг., можно отметить существенное сокращение его величины с 61,3% ВВП до 6,8%. Внешний долг бывшего СССР, составляющий самую значительную долю в общей массе, был реструктуризирован, а долговая политика была направлена на развитие рыночных инструментов заимствования, замещение внешнего долга внутренним, увеличение его дюрации. Несмотря на положительные изменения уже в докризисные годы наметилась опасная тенденция к резкому наращиванию корпоративного долга, особенные опасения вызывает его трансформация в долг государственный.
За последние годы большие
сдвиги произошли в области
Тем не менее, несмотря на успешное развитие всех самых значимых сторон бюджетной сферы в докризисный период, в бюджетной политике России уже тогда сохранялись многие системные недостатки, которые с началом кризисного времени только усилились. Финансово-экономический кризис, разразившийся в конце 2008 года, дестабилизировал ситуацию на мировых рынках, что привело к падению доходов федерального бюджета более чем на 20% за 2009 год и образованию его дефицита в размере 5,9% ВВП. Масштабные денежные вливания, совершенные в рамках антикризисной программы, и рост цен на нефть во второй половине 2009 года, позволили несколько ослабить негативные последствия для экономики и социальной сферы. Тем не менее, в параметрах федерального бюджета на 2010 год и плановый период уже в значительной степени учтены пессимистичные прогнозы многих экспертов. Так по самым общим оценкам ожидается сохранение дефицита федерального бюджета в 2010 году, а вероятность продолжения этой тенденции остается высокой. На его покрытие в 2010-2012 гг. предусмотрены внешние заимствования в сумме 60 млрд. долл., а рост общего объема государственного долга к концу 2012 года по сравнению с 2009-ым ожидается более чем в 2 раза, что составит 15,4% ВВП.
Несмотря на то, что кризисное годы обнажили многие системные недостатки в функционировании сферы государственных финансов, только решение сегодняшних первоочередных проблем позволит нашей стране получить возможность впоследствии провести полноценную модернизацию в экономике и со временем встать на инновационный путь развития. В данном исследовании была сделана попытка особо выделить некоторые из этих проблем и обозначить пути их эффективного решения.
Список использованных источников
Информация о работе Роль бюджетной политики в решении государственных задач