Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 13:35, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов, формирующих бюджет в Российской Федерации.
Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1 История возникновения и развития НДС в мире.
1.2 История возникновения и развития НДС В России.
1.3 Экономическое содержание НДС.
1.4 Принципы построения налога на добавленную стоимость.
2. Практическая часть.
2.1 Федеральный бюджет. Общая характеристика доходной части федерального бюджета.
2.2 Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение А - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г. (в млрд. рублях)
Приложение Б – Доля поступлений налогов в общем доходе федерального бюджета за 2008 год (в процентах)
При отсутствии на рынке достаточной товарной массы в условиях, когда не развита конкуренция производителей и расстроено финансовое хозяйство, налог усиливал инфляционные процессы, приводя к дополнительному повышению оптовых и розничных цен. Ставка налога, установленная первоначально, была чрезмерно высокой вообще, но недопустимо высокой в год либерализации цен. К тому же Закон "О налоге на добавленную стоимость" в тот момент почти не содержал налоговых льгот. Отсутствие льгот по бюджетной сфере, а тогда еще практически вся огромная социальная сфера была бюджетной, привело к тому, что государство при введении НДС получило не только огромные доходы, но и значительные дополнительные расходы. Плательщиками налога стали государственные учреждения здравоохранения, народного образования, просвещения, культуры, спорта и т. д. Поэтому пришлось быстро вносить изменения и дополнения в Закон, вводить льготы, касающиеся социальной сферы, снижать налоговую ставку.
В
сфере материального
Во втором квартале 1992 г. возник экономический парадокс, при котором не предприятие платит налог государству, а государство — предприятию. Фактически бюджетными средствами кредитовались складские запасы. А поступление налога в бюджет стало замедляться. Именно это обстоятельство и заставило изменить порядок возмещения и установить, что возмещению по НДС подлежат сырье и материалы, лишь фактически затраченные на производство объема реализованной продукции.
Это
положение продержалось до апреля 1995
г., когда ход экономической
Итак, экономическая ситуация в Российской Федерации изменилась. Накапливать на складах товары стадо невыгодно. Это означает омертвлять капитал и снижать оборачиваемость ресурсов, не говоря уже о дополнительных расходах на хранение. Изменился еще раз и механизм взимания НДС.
Последовательно осуществляя поддержку малого бизнеса, государство освободило от уплаты НДС граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Ставка налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. претерпевала изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен, начало которой совпало по времени с введением данного налога, и развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве стран, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют пониженные льготные ставки.
В связи с этим ставка была снижена до 20%, а по продовольственным товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Так было до июля 1995 г. Дифференциация ставки налога на продовольственные и непродовольственные изделия соответствует мировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции, Японии, а также в некоторых других странах.
Однако снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18 пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы ничем не компенсировались.
Изменение ставки НДС в России повлекло осложнения в торговых отношениях с другими странами СНГ. Ведь ранее ставка налога (28%) была единой и вдруг возникла возможность пользоваться разницей ставок, и российские предприниматели могли оказаться в невыгодных условиях. Поэтому прошло еще одно изменение закона об НДС, регулирующее торговлю со странами СНГ. При взаимных расчетах обоюдно применяется налоговая ставка той страны, где она выше.
С этого периода перечень льготируемых товаров был резко сокращен. Теперь 10%-ный налог взимается только с товаров, вошедших в список, утвержденный Правительством РФ. Это самые необходимые продовольственные товары. Введением этого списка были компенсированы доходы, выпадающие из бюджета в связи с отменой специального налога.
В настоящее время основная ставка НДС
снизилась до 18%.
1.3 Экономическое содержание НДС
В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой - добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС1 :
где R - ставка НДС;
V - величина заработной платы;
M - величина получаемой прибыли;
2) R ×V + R ×M;
3) R × (O - I),
где O - выручка от реализации товаров, работ, услуг;
I
- произведенные затраты при
4) R×O - R× I.
Первые
две формулы относятся к первой методике
расчета добавленной стоимости на основе
заработной платы и прибыли, а третья и
четвертая формулы - ко второй методике
исходя из выручки и произведенных затрат.
Между собой первая и вторая формулы (как
третья и четвертая) различаются по способу
и последовательности расчета. Порядок
исчисления НДС в РФ основывается на второй
методике определения добавленной стоимости,
и расчет налога производится на основании
четвертой формулы.
1.4 Принципы построения налога на добавленную стоимость
Налог
– это сложная система
В соответствии со ст. 17 НК к существенным элементам налога относят:
Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.
В соответствии с гл. 21 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация
товаров (работ, услуг) на
2) передача
на территории РФ товаров (
3) выполнение
строительно-монтажных работ
4) ввоз
товаров на таможенную
Объектом налогообложения не признаются:
1) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;
2) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
3) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;
4) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
5) операции по реализации земельных участков (долей в них);
6) передача имущественных прав организации ее правопреемнику;
7) передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";
Налоговой базой признается:
Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.
Налоговые ставки:
Порядок исчисления налога определяется в соответствии со ст. 166 НК:
Сумма
налога при определении налоговой
базы исчисляется как