Роль НДС в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов, формирующих бюджет в Российской Федерации.

Содержание

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1 История возникновения и развития НДС в мире.
1.2 История возникновения и развития НДС В России.
1.3 Экономическое содержание НДС.
1.4 Принципы построения налога на добавленную стоимость.
2. Практическая часть.
2.1 Федеральный бюджет. Общая характеристика доходной части федерального бюджета.
2.2 Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение А - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г. (в млрд. рублях)
Приложение Б – Доля поступлений налогов в общем доходе федерального бюджета за 2008 год (в процентах)

Работа состоит из  1 файл

«Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета».docx

— 95.36 Кб (Скачать документ)

      При отсутствии на рынке достаточной товарной массы в условиях, когда не развита конкуренция производителей и расстроено финансовое хозяйство, налог усиливал инфляционные процессы, приводя к дополнительному повышению оптовых и розничных цен. Ставка налога, установленная первоначально, была чрезмерно высокой вообще, но недопустимо высокой в год либерализации цен. К тому же Закон "О налоге на добавленную стоимость" в тот момент почти не содержал налоговых льгот. Отсутствие льгот по бюджетной сфере, а тогда еще практически вся огромная социальная сфера была бюджетной, привело к тому, что государство при введении НДС получило не только огромные доходы, но и значительные дополнительные расходы. Плательщиками налога стали государственные учреждения здравоохранения, народного образования, просвещения, культуры, спорта и т. д. Поэтому пришлось быстро вносить изменения и дополнения в Закон, вводить льготы, касающиеся социальной сферы, снижать налоговую ставку.

      В сфере материального производства в связи с введением НДС  также возникли диспропорции. Руководители промышленных предприятий в условиях либерализации цен и нарушения хозяйственных связей стремились создавать складские запасы, обеспечивающие перспективное развитие, в то время как реализация готовой продукции стала уже снижаться. Действовали стереотипы мышления, требующие, чтобы побольше ресурсов было у себя на складе, недоверие к рыночным формам хозяйства, неуверенность в исходе начинавшихся реформ. Создавать складские запасы подталкивали и галопирующие цены. Рост запасов и снижение объемов реализации продукции с неизбежностью вели к тому, что суммы налога, положенные предприятиям к возмещению и подлежащие уплате в бюджет, начали сближаться между собой, выравниваться, а на ряде предприятий суммы налога, подлежащего возмещению, оказывались даже выше тех, что предприятие должно бюджету.

      Во  втором квартале 1992 г. возник экономический  парадокс, при котором не предприятие  платит налог государству, а государство — предприятию. Фактически бюджетными средствами кредитовались складские запасы. А поступление налога в бюджет стало замедляться. Именно это обстоятельство и заставило изменить порядок возмещения и установить, что возмещению по НДС подлежат сырье и материалы, лишь фактически затраченные на производство объема реализованной продукции.

      Это положение продержалось до апреля 1995 г., когда ход экономической реформы  изменил ситуацию в стране. Тогда  наступила реальная возможность  либерализовать механизм взимания налога. Федеральным Законом от 25 апреля 1995 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" было установлено, что налогоплательщики имеют право относить на возмещение из бюджета суммы НДС по материальным ресурсам производственного назначения по мере оплаты этих ресурсов поставщикам, а не в зависимости от списания затрат по их приобретению на издержки производства и обращения, как было ранее. Следует иметь в виду, что возмещаются из бюджета только суммы НДС, относящиеся к затратам по производству и реализации продукции, включаемым в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемой при налогообложении прибыли. Для принятия к зачету товарно-материальные ценности должны быть не только оплачены поставщиком, но и оприходованы в бухгалтерском учете.

      Итак, экономическая ситуация в Российской Федерации изменилась. Накапливать на складах товары стадо невыгодно. Это означает омертвлять капитал и снижать оборачиваемость ресурсов, не говоря уже о дополнительных расходах на хранение. Изменился еще раз и механизм взимания НДС.

      Последовательно осуществляя поддержку малого бизнеса, государство освободило от уплаты НДС  граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

      Ставка  налога с момента введения в 1992 г. и по 1996 г. претерпевала изменения. Первоначально налог был установлен в размере 28%. Однако в условиях отсутствия на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен, начало которой совпало по времени с введением данного налога, и развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве стран, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют пониженные льготные ставки.

      В связи с этим ставка была снижена  до 20%, а по продовольственным товарам и основным изделиям детского ассортимента — до 10%. Так было до июля 1995 г. Дифференциация ставки налога на продовольственные и непродовольственные изделия соответствует мировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции, Японии, а также в некоторых других странах.

      Однако  снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18 пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более, что выпадающие доходы ничем не компенсировались.

      Изменение ставки НДС в России повлекло осложнения в торговых отношениях с другими  странами СНГ. Ведь ранее ставка налога (28%) была единой и вдруг возникла возможность пользоваться разницей ставок, и российские предприниматели могли оказаться в невыгодных условиях. Поэтому прошло еще одно изменение закона об НДС, регулирующее торговлю со странами СНГ. При взаимных расчетах обоюдно применяется налоговая ставка той страны, где она выше.

  С этого периода перечень льготируемых товаров был резко сокращен. Теперь 10%-ный налог взимается только с товаров, вошедших в список, утвержденный Правительством РФ. Это самые необходимые продовольственные товары. Введением этого списка были компенсированы доходы, выпадающие из бюджета в связи с отменой специального налога.

    В настоящее время основная ставка НДС снизилась до 18%. 
 

  1.3 Экономическое содержание НДС

  В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения  добавленной стоимости. Одна из них  рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой - добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС1 :

  1. R ×(V + M),

    где R - ставка НДС;

      V - величина заработной платы;

      M - величина получаемой прибыли;

  2) R ×V + R ×M;

  3) R × (O - I),

  где O - выручка от реализации товаров, работ, услуг;

      I - произведенные затраты при производстве  продукции;

  4) R×O - R× I.

  Первые две формулы относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы - ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Порядок исчисления НДС в РФ основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы. 
 

    1.4 Принципы построения налога на добавленную стоимость

    Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих  элементов, каждый из которых имеет  самостоятельное юридическое значение. Положение о выделение этих элементов  отражено в части 1 НК РФ.

    В соответствии со ст. 17 НК к существенным элементам налога относят:

  • Объект налогообложения;
  • Налоговая база;
  • Налоговый период;
  • Налогоплательщик;
  • Налоговая ставка;
  • Порядок исчисления налога;
  • Порядок и сроки уплаты налога.

    Только  при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

    В соответствии с гл. 21 Налогового Кодекса  РФ налогоплательщиками НДС  признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

    Все налогоплательщики подлежат  постановке на учет в налоговом органе по месту  нахождения налогоплательщика.

    Объектом  налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация  товаров (работ, услуг) на территории  РФ, в т.ч. реализация предметов  залога и передача товаров  (результатов выполненных работ,  оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

2) передача  на территории РФ товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд, расходы на  которые не принимаются к вычету (в т.ч. через амортизационные  отчисления) при исчислении налога  на прибыль организаций;

3) выполнение  строительно-монтажных работ для  собственного потребления;

4) ввоз  товаров на таможенную территорию  РФ.

    Объектом  налогообложения не признаются:

    1) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

    2) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

    3) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;

    4) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

    5) операции по реализации земельных участков (долей в них);

    6) передача имущественных прав организации ее правопреемнику;

    7) передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций";

    Налоговой базой признается:

  • Выручка от реализации товаров, работ и услуг, полученная в денежной или натуральной форме, в том числе ценных бумаг, с учетом акцизов для подакцизных товаров;
  • Таможенная стоимость ввозимых товаров, с учетом таможенной пошлины и акцизов.

    Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

    Налоговые ставки:

  1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК;
  2. 10 процентов – при реализации основных продовольственных товаров, в частности мясо и мясопродуктов, кроме деликатесных; молочных продуктов; яиц; овощей; сахара; соли; масла растительного; хлеба; муки; море- и рыбопродуктов; продуктов детского питания; товаров для детей, в частности трикотажных, швейных, обувных изделий, матрацев, детских кроватей, колясок, канцтоваров; периодических печатных изданий; лекарственных средств и изделий медицинского назначения, виды которых определяются Правительством РФ.
  3. 18 процентов применяется ко всем остальным товарам, работам и услугам, включая подакцизные продовольственные товары, а также к ввозимым товарам через таможенную границу в режиме импорта.

    Порядок исчисления налога определяется в соответствии со ст. 166 НК:

    Сумма налога при определении налоговой  базы исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы, а при раздельном учете - как  сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых  отдельно как соответствующие налоговым  ставкам процентные доли соответствующих  налоговых баз. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с  НК.

Информация о работе Роль НДС в формировании доходов бюджета