Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 13:35, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов, формирующих бюджет в Российской Федерации.
Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1 История возникновения и развития НДС в мире.
1.2 История возникновения и развития НДС В России.
1.3 Экономическое содержание НДС.
1.4 Принципы построения налога на добавленную стоимость.
2. Практическая часть.
2.1 Федеральный бюджет. Общая характеристика доходной части федерального бюджета.
2.2 Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение А - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г. (в млрд. рублях)
Приложение Б – Доля поступлений налогов в общем доходе федерального бюджета за 2008 год (в процентах)
На резкое падение поступлений в бюджет по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций в октябре-ноябре 2008 года влияет нескольких факторов:
Несмотря на спад поступлений НДС и налога на прибыль, поступления от НДПИ возросли на 22,4% по сравнению с октябрем 2008 года.
На
основании таблицы 5 составлю диаграмму
1 (см. Приложение А).
Таблица 6 - Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2007-2008 гг. | ||||
млрд. рублей | ||||
2007 год | 2008 год | в процентах к 2007 году | ||
Всего поступило в бюджетную систему РФ | 8 643,4 | 10 032,8 | 116,1 | |
млрд. рублей | ||||
2007 год | 2008 год | в процентах к 2007 году | ||
Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН) | 7 360,2 | 8 455,7 | 114,9 | |
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) | 3 747,6 | 4 078,7 | 108,8 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 3 612,6 | 4 377,0 | 121,2 | |
из них: | ||||
Налог на прибыль организаций | 2 172,2 | 2 513,0 | 115,7 | |
в федеральный бюджет | 641,3 | 761,1 | 118,7 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 530,9 | 1 751,9 | 114,4 | |
Налог на доходы физических лиц | ||||
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 1 266,1 | 1 665,6 | 131,6 | |
Единый социальный налог в федеральный бюджет | 405,0 | 506,8 | 125,1 | |
Налог на добавленную стоимость | ||||
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации*) | 1 390,4 | 998,4 | 71,8 | |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь | 34,3 | 40,3 | 117,4 | |
Акцизы | 289,9 | 314,7 | 108,6 | |
в федеральный бюджет | 108,8 | 125,2 | 115,1 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 181,0 | 189,4 | 104,6 | |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 235,1 | 1 742,6 | 141,1 | |
в федеральный бюджет | 1 157,4 | 1 637,5 | 141,5 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 77,8 | 105,1 | 135,2 | |
в том числе: | ||||
налог на добычу полезных ископаемых | 1 197,4 | 1 708,0 | 142,6 | |
в федеральный бюджет | 1 122,9 | 1 604,7 | 142,9 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 74,5 | 103,4 | 138,8 | |
из него нефть: | 1 070,9 | 1 571,6 | 146,8 | |
в федеральный бюджет | 1 017,3 | 1 493,0 | 146,8 | |
в консолидированные бюджеты субъектов РФ | 53,6 | 78,6 | 146,7 |
По итогам 2008 финансового года видно, что в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году на 17,4% больше, чем в 2007 году.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.
По данным Росстата, основная доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ пришлась в 2008 году на доходы от внешнеэкономической деятельности - 3 584,9 млрд. рублей, в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ - 1 133,8 млрд. рублей и акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ - 35,3 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 9 274,1 млрд. рублей, а расходы (включая финансовую помощь бюджетам других уровней) равнялись 7 566,6 млрд. рублей.
Таким образом, анализируя данные таблицы 6 и Росстата, можно отметить, что НДС (в том числе НДС при ввозе товаров на территорию РФ) составил 2 132,5 млрд. рублей, что составляет почти 23% от всех доходов федерального бюджета.
Положительные результаты поступлений за три квартала 2008 года компенсируют сокращение поступлений за 4 квартал 2008 года.
На
основании данных таблицы 6 и Росстата
составлю диаграмму 2 (см. Приложение Б).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему РФ. Он имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране в 90-е годы. Но в целом он имеет позитивное значение и функционирует в России.
Можно
отметить, что объективная необходимость
введения НДС в
Российской Федерации была обоснована
рядом факторов:
НДС имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования.
С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС на товары, реализуемые на территории РФ, уступают только налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ ( в том числе НДС при ввозе товаров на территорию РФ) стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Таким образом, налог на добавленную стоимость играет очень важную роль в формировании доходной части бюджета.
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.
В
2008 году Председатель Правительства
и Президент РФ выступили на расширенном
заседании Госсовета с
Если
бы не мировой финансовый кризис, то
возможно, что уже в 2009 году была
бы снижена ставка НДС. А пока Правительство
РФ решило вернуться к рассмотрению
этой темы лишь после 2010 года, когда экономика
страны выйдет из мирового финансового
кризиса. Зато Правительство РФ снизило
ставку по налогу на прибыль с 24 % до 20%.
В 2009 году ожидается недоначисление в
федеральный бюджет как минимум 400 млрд.
руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
А - Поступление
администрируемых ФНС
доходов в бюджетную
систему Российской
Федерации за октябрь
– ноябрь 2008 г. (в млрд.
рублях)
Приложение
Б – Доля поступлений
налогов в общем доходе
федерального бюджета
за 2008 год (в процентах)