Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 13:35, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов, формирующих бюджет в Российской Федерации.
Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1 История возникновения и развития НДС в мире.
1.2 История возникновения и развития НДС В России.
1.3 Экономическое содержание НДС.
1.4 Принципы построения налога на добавленную стоимость.
2. Практическая часть.
2.1 Федеральный бюджет. Общая характеристика доходной части федерального бюджета.
2.2 Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение А - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г. (в млрд. рублях)
Приложение Б – Доля поступлений налогов в общем доходе федерального бюджета за 2008 год (в процентах)
Порядок и сроки уплаты НДС:
Сумма
НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется
по итогам налогового периода, с учетом
предусмотренных налоговых
Уплата
налога производится по итогам каждого
налогового периода исходя из фактической
реализации (передачи) товаров (выполнения,
в том числе для собственных
нужд, работ, оказания, в том числе
для собственных нужд, услуг) за истекший
налоговый период не позднее 20-го числа
месяца, следующего за истекшим налоговым
периодом
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Федеральный бюджет. Общая характеристика
доходной части федерального бюджета
Федеральный бюджет является ведущим звеном бюджетной системы. В нем объединены основные экономические категории – это налоги, государственный кредит, государственные расходы.
Понятие федерального бюджета можно рассматривать с различных точек зрения:
Роль федерального бюджета:
Таким образом, назначение федерального бюджета заключается в финансовом обеспечении государственных мероприятий.
В Федеральном законе «О Федеральном бюджете» устанавливаются государственные расходы, государственные расходы, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, размеры заимствований, предельный размер кредитов, предоставляемых иностранным государствам.
Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством в распоряжении федеральных органов власти.
Структура доходов бюджета:
В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги подразделяются на три вида:
Начиная
с 2005 года, в федеральный бюджет поступают
налоговые доходы в соответствии
со статьей 50 БК РФ. В таблице отражены
доли поступления некоторых налогов
в федеральный бюджет.
Таблица
2 – Доля поступлений налоговых доходов
в федеральный бюджет.
№ п/п | Налоговый доход | Доля поступлений в федеральный бюджет, % |
1 | Налог на прибыль (в части федерального бюджета) | 100 |
2 | Налог на прибыль (в виде дивидендов) | 100 |
3 | Налог на прибыль (соглашения о разделе продукции) | 20 |
4 | НДС | 100 |
5 | НДПИ (горючий газ) | 100 |
6 | НДПИ (углеводородное сырье) | 95 |
7 | Водный налог | 100 |
Таким
образом, НДС поступает в федеральный
бюджет в полном объеме, как и
налог на прибыль. Хотя до 2002 года НДС
в федеральный бюджет поступал не в стопроцентном
объеме.
Доходные
поступления в федеральный
Таким
образом, поступления налога на добавленную
стоимость при ввозе товаров
на территорию РФ обеспечивает не только
Федеральная налоговая служба (ФНС),
но и Федеральная таможенная служба
(ФТС).
2.2 Роль налога на добавленную стоимость в формировании
доходной части бюджета
Федеральные
налоги, их перечень, порядок обложения
и порядок зачисления в бюджет
устанавливаются федеральными законами
РФ. Взимаются федеральные налоги
на всей территории РФ.
Таблица 3 – Плановые доходные показатели федерального бюджета
в 2005-2007 гг.
Вид дохода | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||
млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | |
Доходы, всего | 4 896 534 | 98 | 5 046 059 | 99 | 6 964 835 | 99 |
Налог на прибыль | 328 747 | 7 | 344 838 | 7 | 580 409 | 8 |
Единый социальный налог в федеральный бюджет | 266 159 | 5 | 302 090 | 6 | 368 774 | 5 |
Налог на добавленную стоимость (территория РФ) | 1 073 329 | 22 | 1 123 248 | 22 | 1 485 043 | 21 |
Акцизы (территория РФ) | 89 225 | 2 | 88 526 | 2 | 106 313 | 2 |
Налог на добавленную стоимость (ввоз на территорию РФ) | 427 774 | 9 | 510 621 | 10 | 693 062 | 10 |
Акцизы (ввоз на территорию РФ) | 17 568 | менее 1 | 21 661 | менее 1 | 20 370 | менее 1 |
НДПИ платных услуг государства | 812 323 | 16 | 731 570 | 15 | 1 037 740 | 15 |
Ввозные таможенные пошлины | 265 307 | 5 | 310 593 | 6 | 385 340 | 6 |
Вывозные таможенные пошлины | 1 323 846 | 27 | 1 297 250 | 26 | 1 998 844 | 29 |
Доходы от использования государственного имущества | 81 556 | 2 | 85 769 | 2 | 99 781 | 1 |
Доходы от оказания платных услуг государства | 64 163 | 1 | 89 838 | 2 | 118 695 | 2 |
Безвозмездные поступления | 83 222 | 2 | --- | --- | --- | --- |
Таким образом, доходная часть госбюджета состоит из налоговых доходов. Исходя из таблицы 1, видно, что три налога (НДС, таможенная пошлина и НДПИ) составляют около 80% всех доходов в федеральный бюджет. При этом ведущее место среди налоговых поступлений сохраняется за НДС, в том числе НДС на товары, ввезенные на территорию РФ (31, 32 и 31% соответственно).
Это является положительным моментом, так как косвенное налогообложение имеет фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги:
Проанализирую
поступления в бюджеты всех уровней
основных налогов в условиях возникновения
и развития мирового кризиса (см. таблицу
4 и 5).
Таблица
4 - Поступление
администрируемых ФНС
доходов в бюджетную
систему Российской
Федерации за 9
месяцев 2007-2008 гг.
Вид дохода | 2007 год | 2008 год | В процентах к 2007 году |
Сумма, млрд. руб. | Сумма, млрд. руб. | ||
Поступление ФНС доходов всего | 2 537,37 | 3 225,00 | 127,10% |
Из них: | |||
НДПИ | 763,53 | 1 298,00 | 170,00% |
Налог на прибыль | 411,70 | 603,70 | 146,64% |
ЕСН в федеральный бюджет | 285,12 | 369,80 | 129,70% |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ | 919,89 | 800,30 | 87,00% |
Акцизы | 78,82 | 91,90 | 116,60% |
В условиях стабильности в 2008 году только за девять месяцев доходы федерального бюджета РФ от взимания налогов и страховых взносов выросли на 27,1% к аналогичному периоду прошлого года.
Доходы бюджета на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составили 40% от всех поступлений, по НДС – 25%, налогу на прибыль – 19%.
Доходы от взимания НДС на товары, реализуемые на территории РФ, за девять месяцев 2008 года составили 800,3 миллиарда рублей и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 13%.
Однако
если сопоставить условия взимания
НДС в прошлом году с условиями 2008 года,
то есть с учетом введения квартальной
уплаты налога, то тогда темп роста поступлений
НДС, по экспертным оценкам ФНС, составил
бы в январе-сентябре 136,0%.
Таблица
5 - Поступление
администрируемых ФНС
доходов в бюджетную
систему Российской
Федерации за октябрь
– ноябрь 2008 г.
Вид дохода | октябрь | ноябрь | В процентах к октябрю |
Сумма, млрд. руб. | Сумма, млрд. руб. | ||
поступления от ФНС | 437,00 | 204,00 | 46,68% |
Из них: | |||
НДПИ | 99,78 | 122,13 | 122,40% |
Налог на прибыль | 282,00 | 50,30 | 17,80% |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ | 157,00 | 29,20 | 18,60% |
Проанализирую динамику развития кризисных явлений за октябрь-ноябрь 2008 года. Из таблицы 5 видно, что в ноябре по сравнению с октябрем поступления от ФНС сократились более чем значительно. Особенно это касается двух налогов – НДС и налог на прибыль.
В
ноябре в бюджет налога на прибыль
поступило 50,3 миллиарда рублей, что в пять
раз меньше, чем в октябре. Почти такая
же ситуация с НДС - поступления ноября
составили всего 29,2 миллиарда рублей.
Для сравнения - в октябре собрали 157 миллиардов
рублей НДС. По отношению к прошлому ноябрю
налог на прибыль упал на 65 процентов,
НДС - на 75 процентов.