Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа
Задачи работы:
определить понятие и сущность государственного долга;
рассмотреть принципы управления госдолгом;
проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.
Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоретические аспекты государственного долга
1.1Сущность и значение государственного долга и………………....4 государственных гарантий
1.2 Система управления государственным долгом……………....11
Глава 2. Управление государственным долгом в РФ
2.1 Анализ внешнего долга России за 2007–2010 гг……………...16
2.2 Анализ внутреннего долга России за 2007–2010 гг…………..19
2.3 Управления государственным долгом…………………………...24
Глава 3. Перспективы развития управления государственным долгом
3.1 Основные проблемы управления государственным долгом..27
3.2 Направления оптимизации государственного долга………...29
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы…………………………………………………………....38
В последние годы наметилась тенденция
к сокращению внешнего долга Российской
Федерации. В 1998 г. он составил 158,7 млрд.
долл., а по состоянию на 1 января 2010 г. снизился
до 37,6 млрд. долл. (рис. 1).
Рисунок 1
Для погашения внешнего государственного долга, и прежде всего Парижскому клубу, был создан в 2004 г. Стабилизационный фонд.
Отсутствие
серьезной программы
В
Государственной Думе неоднократно
ставится вопрос о внешнем государственном
долге России. К сожалению, в России
до сих пор нет концепции
Стоит заметить, что по принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и в 2010-м году дефицит стал покрываться за счёт новых кредитов. Из Рисунка1 видно, что с 01.04.2010 внешний долг РФ стал расти.
Следующая
проблема относится к источникам
погашения внешнего долга. Обычно они
предусматриваются в
В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:
Рисунок 2
Вывод: внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2010 годы была направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.
Стоит
отметить программа по уменьшению внешнего
долга РФ принесла положительные результаты,
а вот во второй половине 2010 года долг
стал расти.
2.2 Анализ внутреннего долга России за 2007–2010 годы
Согласно определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В
объем внутреннего
Согласно статье 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк
России осуществляет функции генерального
агента по обслуживанию государственного
внутреннего долга
Правительство
Российской Федерации вправе определять
объемы выпуска, формы и методы эмиссии
государственных ценных бумаг, являющихся
долговыми обязательствами
Основное
увеличение внутреннего долга произошло
в период 1993-98гг., когда бурно рос
рынок государственных ценных бумаг,
выпускаемых для покрытия дефицита
бюджета. Тогда же задолженность
различных кредиторов перед Банком
России (в том числе возникших
до распада СССР) принималась на
государственный внутренний долг. Последовавшее
за кризисом 1998 г. некоторое снижение
в росте государственных
Рисунок 3
Вывод: Внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2010 года. Основными направлениями долговой политики на 2007–2010 годы стало достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2010 год.
Существует
ряд мнений специалистов, что экспансия
внутреннего долгового
Одним
из негативных последствий внутренних
государственных заимствований
является так называемый «эффект
вытеснения частных компонентов
совокупного спроса». Его суть состоит
в следующем. Если правительство
выпускает облигации
Следует отметить, что в 2004-2005гг. наблюдалось дальнейшее расширение рынка государственного внутреннего долга. При этом неуклонно возрастал удельный вес облигаций федеральных займов с отдаленным сроком погашения: 2008,2010, 2012 и 2018 годах. Из-за этого наибольшая часть погашения долга по облигациям приходится на следующие три финансовых года РФ, что видно из Рисунка 4.
Рисунок 4
2.3
Управления государственным
долгом
Существует
большое количество методов решения
проблемы государственного долга. К
ним относятся как бюджетно-
Технические же методы – краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.
Основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов. [9]
Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.
Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.
Под
аннулированием государственного долга
понимается мера, в результате которой
государство полностью
Кроме
того, в качестве метода привлечения
заимствований выделяется рефинансирование
долга. Рефинансированием
Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.
Информация о работе Система управления государственным долгом в РФ